Здравствуйте.
Продолжаем рассказ о пешем прохождении Камер-Коллежского вала участниками клуба WakeUpMen.
В первой части мы рассказали о Камер-Коллежском вале (история, назначение и технические характеристики).
Прочесть начало можно по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-EdCj0ULGbm6ZRX?share_to=link
Вторую часть рассказа посвятили прохождению первого этапа маршрута.
Прочесть можно по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-Eff3ixlAYjCxXU?share_to=link
В третей части мы начали рассказ о прохождении второго этапа маршрута.
Прочесть можно по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-FWxj0ULGbma6ZI?share_to=link
Сегодня мы продолжаем рассказ о втором этапе прохождения.
В путь.
Камер-Коллежский вал. ПОЛНЫЙ ТРЕК + точки интереса.
Доступно для наших подписчиков на boosty по ссылке: https://boosty.to/wakeupmen_/posts/12d6a784-d7a9-4cdd-9c20-77ae2eb4dd86?share=post_link
Вы можете скачать 2 файла в формате kml (подходит для большинства программ и навигаторов, в т.ч. maps.me)
Историческая трасса КК вала с указанием местоположения всех застав.
Маршрут современной прогулки (единым треком). Вы можете самостоятельно выбирать протяженность каждого этапа исходя из имеющихся у вас времени и сил.
После поселка “Преображенское”, двигаемся по Преображенскому валу. Миновав Северный Хапиловский сквер выходим к Электорозаводской железной дорогае (“заброшка”)
Почти заброшенная железная дорога, ранее обслуживающая огромный кластер промышленных предприятий.
Сейчас только "Электрозавод" несколько раз в месяц пользуется подъездными путями для сообщения со станцией Черкизово.
Ветка, соединявшая предприятия расположенные в районе м. Электрозаводская со станцией Черкизовская МК МЖД была построена в 1927 году.
Общая протяженность ветки - почти 4 км.
Почему траектория железнодорожной ветки столь причудлива?
Почему она такая кривая?
Это объясняется очень просто: при строительстве ж/д ветки ее проложили вдоль русла реки Хапиловки, заключённой позже, в 1970-е, годы в коллектор. Вокруг была и остается достаточно плотная застройка, сложившаяся исторически, а пустующий берег реки был отличным вариантом для прокладки путей.
Подписываясь на канал, вы помогаете нам делать его лучше и интереснее.
Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqy
По сути, сегодня ж/д ветка является " проекцией" реки Хапиловки. От ее истока до места впадения в р. Яуза.
Что интересно, так это то, что на пересечении с улицами Электрозаводская и Измайловский вал были организованы трамвайно-железнодорожные переезды, причём на последнем до 1950-х гг. действовало соединение с трамвайной сетью (трамвай мог заехать на ветку и далее на территорию МЭЛЗ за продукцией заводов, предназначенной для трамвайного депо.
Большая статья о прохождении по всей Электрозаводской ветке доступна по ссылке: https://dzen.ru/a/Yui8pWdkDzJywrwz?share_to=link
Видео об этом путешествии можно посмотреть здесь: https://dzen.ru/video/watch/62eba7e920d4ea1787a22f92
Идем дальше, через Южный Хапиловский сквер и перед нами еще один конструктивистский квартал: Квартал Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ) «Бауманский строитель».
Предпосылки строительства таких поселков мы подробно описали вот здесь: https://dzen.ru/a/Y-FWxj0ULGbma6ZI?share_to=link
А подробный рассказ о конструктивистских поселках в Москве - читайтена нашем канале.
В этом поселке выделяется Дом №15/17 К6, который имеет выраженные черты характерные как для ар деко, так и для конструктивизма.
Идем дальше мимо комплекса зданий фабрики “Красная заря”, часть из которых отреставрировали и превратили в современные пространства.
Выйдя к станции метро Семеновская, первым делом, осматриваем еще один памятник гвардейцу. На этот раз это Памятник гвардейцу Семеновского полка
Открыт 11 октября 2008 г. — открытие приурочено к 325-летию Семёновского полка.
Автором памятника является известным нам по памятнику солдату Преображенского полка Вячеслав Клыков.
Напротив памятника возвышается здание кинотеатра Родина, построенное в 1937–1938 гг.
На момент нашего визита кинотеатр был огорожен в ввиду ремонтных работ.
Первоначально в кинотеатре было три просмотровых зала, два из которых находились внутри здания, а третий был устроен на крыше. Правда, последний не пользовался особой популярностью и через непродолжительное время был демонтирован. Освободившуюся площадку на открытом воздухе реконструировали, разбив здесь декоративную клумбу с цветами и установив скульптурную композицию «Защитник дальневосточных рубежей» (памятник пограничнику Никите Карацупе).
В 1990-е годы киноцентр превратили в торговый центр.
Судя по всему, сейчас здание кинотеатра приводится в порядок после пожара 2003 и перестроек в период 2000-х годов и скоро снова вернется в строй.
Тем не менее, кинотеатр «Родина» — лучше всего сохранившаяся реализация первого типового советского кинотеатра. Другие реализации этого же проекта в Твери, Смоленске, Симферополе сильно пострадали во время войны и были перестроены.
Исторический факт:
в 1947 году, в рамках компании по выборам в Верховный Совет Советского Союза — в кинотеатре перед своими избирателями выступил И. В. Сталин.
Идем дальше. Следующий по плану у нас на пути - Семеновский парк.
Парк, разбитый на месте Семеновского кладбища.
Учитывая тот факт, что именно у Камер-Коллежского вала стали располагать городские кладбища во время чумы 1771 года - неудивительно то, что гуляя по Камер-Коллежскому валу мы так часто проходим по кладбищам, как существующим, так и стертых с лица земли.
Семёновское кладбище до 1935 являлось одним из самых крупных и известных мест погребения усопших в Москве.
В настоящее время на землях бывшего кладбища разбит Семеновский парк, а большую их часть занимает промзона.
Пройдя Семеновский парк, пересекаем Золотую улицу.
Да, и в Москве есть своя Золотая улица, не только же в Праге быть Золотой улочке.
Но Золотая улочка в Праге и Московская Золотая улица, несмотря на похожее название, совершенно разные истории.
Подробно вы можете прочитать и загадке названия Золотой улицы в Москве в нашем материале по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-Ni58VSShMSAZ6-?share_to=link
Это интересно!!!
Идем дальше.
Проходим мимо Московской чайной фабрики. Той самой, основанной в 1893 году немцем Филиппом Максимилианом фон Вогау. Той самой, которая известна своим чаем «со слоном».
Тот самый.
Подробнее можно прочесть на нашем канале: https://dzen.ru/a/Y-NjVLAxjSOTBnvq?share_to=link
Небольшая прогулка по Госпитальному валу и мы у Введенского кладбища.
Кладбище, как и большинство кладбищ на Камер-Коллежском валу, основано в 1771 году в период эпидемии чумы.
Название получило из-за Введенских гор (Лефортовский холм) — возвышенной местности на левом берегу Яузы.
Стена и кладбищенские строения были построены в конце XIX – начале XX века. В 1960-е годы произошло увеличение территории кладбища, была построена стена-колумбарий.
На кладбище похоронены 54 Героя Советского Союза, 27 Героев Социалистического Труда, 90 революционеров и старых большевиков, более 770 ученых, около 300 артистов, композиторов и дирижеров, 95 литераторов, более 80 художников, скульпторов и архитекторов, почти 200 заслуженных врачей, учителей, строителей, заслуженных деятелей культуры, заслуженных мастеров спорта, множество лиц духовного звания.
В XIX веке на Введенское кладбище из Немецкой слободы перенесены останки генералов Ф. Лефорта и П. Гордона.
Отдали дань уважения Пришвину М.М., 150-и летие которого отмечали в феврале 2023 года.
Я впервый раз был на Введенском кладбище. Первое что бросается в глаза - большое количество надгробий с надписями на иностранных языках. Это не удивительно, так как изначально на кладбище хоронили лютеран и католиков, за что и называли его Немецким или Иноверческим.
Пройдя через кладбище мы вышли к станции метро Лефортово и далее на 1-й Краснокурсантский переулок.
В этом месте мы отклонились от маршрута Камер-Коллежского вала с целью посмотреть Екатерининский дворец.
Екатерининский дворец — дворцово-парковый комплекс, построенный для Екатерины II в 1773—1796 годах в стиле русского классицизма на месте императорского дворца Анненгоф .
Несмотря на историческую значимость, дворец далеко не самый известный туристический объект в городе.
С Лефортово сложилась досадная ситуация - район в котором создавалась новая Петровская Россия фактически вычеркнут с туристической карты города.
Безусловно, здесь водят экскурсии и показывают то немного, что осталось и куда есть доступ.
Но самые значимые объекты недоступны для туристов. Чаще всего они заняты военными ведомствами: архивом, училищем и т.п.
Много лет длятся дискуссии, например, “нужно вернуть Екатерининский дворец в перечень туристических объектов”, но воз и ныне там - во дворце военные, фасад облезлый и т.д.
А ведь могло бы быть: Екатерининский дворец+Лефортовский парк = толпы туристов.
Конечно сегодняшняя ситуация печальна, но она не отменяет того, что перед нами одна из важнейших страниц истории страны.
Я могу смело рекомендовать - при возможности посетить Лефортовский парк, там есть что посмотреть, но лучше летом, и пройтись вдоль дворца.
Идем дальше.
Проходим Парк казачьей славы и останавливаемся на минутку на площади Проломной заставы.
Вот так здесь было 200 лет назад.
Да, сегодня здесь все сильно изменилось. Изменилось не только по отношению к XIX веку, если вы не заглядывали сюда лет 5, то, вполне вероятно, не узнаете района.
Еще совсем недавно, вдоль Золоторожского вала стояли корпуса завода Серп и Молот. Но все, нет больше завода, нет корпусов.
Из истории сохранили въездные ворота и старый корпус заводоуправления.
Все остальное застраивается жилыми домами.
А рядом находились ворота и проходная. Именно эти ворота, судя по всему и будут сохранены.
Находясь здесь невольно начинаешь испытывать чувство “эх какая страну п....", и это отчасти справедливо, но с другой стороны - производственные предприятия внутри густо заселенных кварталов - обречены на вымирание.
А между тем, нам осталось совсем немного до выполнения плана сегодняшнего дня. Но сначала - обед.
На этот раз обед у нас случился на Рогожском рынке. В историческом крпусе функицонирует отличный ресторанный дворик, чем мы и неприменули воспользоваться.
После обеда мы неспешно проследовали к Покровскому монастырю, который и станет заключительным объектом на сегодня.
Покровский женский монастырь.
Покровский монастырь был основан как мужской монастырь в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего отца — патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы.
Строился и достраивался монастырь во многом благодаря средствам от сдачи в аренду квартир в доходных домах монастыря. Потому и назывался “комнатным”. И по сей день, немалый доход монастырю приносит монастырская гостиница “Покровская”, 5 звезд между прочим.
В 1929 году монастырь был закрыт, на месте кладбища - разбит парк Ждановского района (ныне Таганский парк).
В 1994 году Покровский монастырь был возвращен Русской православной церкви, после чего, в том же 1994 году, Священным Синодом было принято решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители.
А еще через четыре года, 1 мая 1998 года, в монастырь были перенесены останки Матроны Никоновой, в ночь на 8 марта того же года обретенные из могилы на Даниловском кладбище Москвы.
Покровский монастырь стал центром распространения ее почитания.
2 мая 1999 года Матрона Никонова была прославлена в лике местночтимых святых как «блаженная Матрона Московская», а в 2004 году состоялась ее общецерковная канонизация.
По данным монастыря, ежедневно в монастырь приходят до 3 тысяч паломников, в воскресные и праздничные дни их число доходит до 25 тысяч, в дни престольных праздников - до 50 тысяч. Большинство из посетителей приходят поклониться мощам Матроны.
В день нашего визита одной из участниц пришлось отстоять “чуть больше часа”, дабы поклониться мощам.
Вот и подошел к концу наш сегодняшний маршрут.
Выходим из монастыря, и по Абельмановской улице идем к станции метро Пролетарская. Именно отсюда мы стартуем наш следующий этап и пойдем до станции метро Воробьевы горы. (Хороший этап с точки зрения "пройтись", но и интересности будут в достаточном количестве.)
Вот такой насыщенный этап получился у нас.
Большинство участников, по итогам прохождения сказали:
- мы в этих местах бывали часто, но почти ничего из увиденного сегодня ранее не замечали.
Великолепно!!!
Присоединяйтесь.