Найти тему
Голос Отчизны

Сретение Господне

Рембрандт "Симеон Богоприимец в Храме"
Рембрандт "Симеон Богоприимец в Храме"

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твоё,
которое Ты уготовал пред лицом всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
(Лк. 2, 29-32)

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке Храма.

Тот Храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил:
“Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
дитя: Он - Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем”. - Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами Храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах
спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена
Мария молчала. “Слова-то какие...”
И старец сказал, повернувшись к Марии:

“В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око”.

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значенье и теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему Храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковская тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами Храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Иосиф Бродский "Сретение" (1972 г.)

1408 г. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей
1408 г. Мастерская Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора Владимира. Государственный Русский музей

В Израиле есть такое поверье, что накануне Йом Кипура (Судный день - тот самый день, когда Первосвященник входил в Святая Святых Храма с жертвенной кровью агнца за грехи всего народа), так вот, накануне этого дня, к человеку может прийти Сам Господь. Вернее, каждый может встретить Его в лице абсолютно любого человека - соседа, продавца, почтальона, незнакомца, спрашивающего время.. И вот, как ты поведёшь себя с этим человеком - так ты поступаешь с Самим Господом.

Сретение. Праздник самой главной ВСТРЕЧИ. Долгожданной. Обещанной. И самое главное - СБЫВШЕЙСЯ. Потому что, раз сказал Сам Господь - вариантов нет. Эта встреча будет.

Самое главное - ждать. Всегда. И дождаться.

Сретение. Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия
Сретение. Роспись конца VII века, церковь Санта Мария Кастельсеприо, Италия

"В один из вечеров, сидя у костра, апостол, утомлённый трудами прошедшего дня, задремал. Вдруг, он услышал знакомый голос, заставивший его проснуться. Вмиг исчезнувшую дремоту и усталость сменил душевный радостный трепет. Человек, сидящий недалеко от апостола, обратился к нему:

─ Андрей, вкуси рыбу, такую, что ты угощал меня ещё будучи рыбаком, на берегу Галилейского озера.

На запястье протянутой руки апостол увидел шрам, а на запеченном куске рыбы ─ мёд в сотах.

Говорящий повернул голову к костру, поправляя другой рукой,
в которой была хворостина, тлеющие поленья. Волосы его ниспадали, закрывая лицо. Апостол поняв, кто говорит с ним, воскликнул:

─ Равуни – Учитель – Господь Бог мой!

Привстав, он уже хотел броситься к ногам учителя, но Господь приложил руку к губам своим, призывая этим жестом к молчанию. Их глаза встретились. Андрей не отрывал взгляда
от сидящего рядом. Восторг чувств переполнял сердце апостола. Он... Он рядом. Он пришёл сюда. Он везде... И это истина.
" (из книги протоиерея Георгия Полякова "Железо и кровь")

Настоятель Свято-Никольского храма-памятника митрофорный протоиерей Георгий Поляков. Фото Анастасии Кузнецовой
Настоятель Свято-Никольского храма-памятника митрофорный протоиерей Георгий Поляков. Фото Анастасии Кузнецовой