Вот терпеть не могу, когда людей сортируют по ярлыкам, данным им при рождении: китаец, русский или француз. Ибо рождаются в этот мир люди совсем с другими «предустановками». Деление по национальностям, это уже от лукавого (от политиков).
При рождении, человек это чистый лист бумаги (со своей фактурой, плотностью, цветом, но он чистый). Генетически, берберы – родственники поляков и немцев (и в их племенах, действительно рождаются светлокожие и светлоглазые дети). Но пробуй сейчас напомнить гордым их потомкам про вандалов (тут же поднимется вой). Ладно, шутю, я шутю…
Возьмем другой (более современный) пример и полюбуемся на гордый профиль истинного арийца Эриха фон Манштейна. Родился он в другой семье и под другой фамилией. Как пишет Вики: он родился в «семье потомственного прусского офицера Фрица Эриха фон Левински». Угу… (чисто немецкая фамилия, с чисто немецким окончанием). Но стал он немецким фельдмаршалом. У него в подчинении некогда служил генерал Цукерторт (командующий 306-й высшей артиллерийской комендатурой). Их было два брата Карл и Иоханнес. Оба генералы. Только один купил «арийский сертификат крови», другой нет. Один продолжил службу в Вермахте, получив в числе наград и «Крымский щит», другой нет.
Вопрос национальности человека, это прежде всего, вопрос самоидентификации. Как там сказал великий русский поэт Игорь Миронович Губерман:
«О евреях легко рассуждать,
Отринув простые названия,
Еврей- это не нация,
Это способ существования»
Примерно то же с языком. Как-то один из властителей (любопытный, но, видимо с садистскими наклонностями) посадил ребенка с рождения в изолированную комнату, служили ему рабы с отрезанными языками. Цель «эксперимента»: узнать, какой же язык является самым древним? Мол, если исключить внешнее влияние, ребенок заговорит на языке пращуров. И, что?
Да ничего. «Лист бумаги» так и остался «неисписанным». Ребенок так и остался немым, не заговорив ни на одном из языков. Так, что…
Нет гордится славой предков нужно и должно. Токмо, не надо доводить все до маразма.
Кстати, о маразме: отдельные авторы, повествуя о генезисе коренных народов Крыма, ведут свое повествование Ашельских стоянок древнего человека в Крыму. (Не будем показывать пальцем, хотя это был, например, Возгрин). Так, вот, вот это и есть маразм. Почему?
Датировка стоянок по радиоуглеродному анализу, дает результат 250 тыс. лет (до р.Х.). Это стоянки неандертальцев. Ну-ка расскажите мне, кто у нас ведет свою родословную от жителей долины Неандера? А? Может еще от Пети-кантропа чью-нибудь родословную поведем?
Отметим, что, по данным видного советского археолога С. Н. Бибикова, в палеолите (в эпоху мустье) в Крыму обитало всего 200-220 человек, а в позднем палеолите - 90-100 человек (1 человек на 100 км2). Так, что...
Генезис очень многих народов напоминает сценку из «Забавной библии» Лео Таксиля, связанную с генеалогией: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…» (И, далее, по тексту), А в конце перечисления встает «ведущий» , и сообщает: "Все, господа, все свободны, у нас случилось непорочное зачатие!" (да простят мне мое богохульство, я не со зла).
Да, есть стоянки одувайской культуры, есть стоянки эпохи Мустье, есть стоянки «Заскальная», «Сюрень», «Киик-Коба», «Шары», «Красный Мак». Да, есть, но какое это отношение имеет к этногенезу местного населения? Да, никакого. Это «тупиковые ветки».
История обитания древнего человека на территории Крыма прерывиста. Грубо говоря: в Крым забредали племена, селились, потом вымирали или уходили (последнее реже, учитывая географию полуострова). Почему?
Есть такое явление: «обля…» (пардон), «оледенение». Это явление полностью отсекает ашельскую Есть условия при которых люди живущие охотой и собирательством, просто не в состоянии выжить. Закончилось все это безобразие (оледенение) около 12 тыс. лет назад. Но, после этого, население в Крыму появилось тоже не сразу. Но в принципе, это уже другие люди. Это уже кроманьонцы.
Например, в пещере Фатьма-коба при раскопках обнаружены слои азильской и тарденуазской культур (скорченные захоронения кроманьонского человека). Это абсолютно другая "популяция". Уж простите за замудренные названия, но я не виноват, что следы этой "цивилизации" сперва обнаружили во Франции. Мне немного ближе местные названия.
Горнокрымская мезолитическая культура была выделена профессором Д. Я. Телегиным в 1982 году. Он описал следующие её этапы: ранний — шан-кобинский (10300-7500 годы до н. э) и поздний — мурзак-кобинский (7500-6000 годы до н. э). (соответственно это шан-кобинская и мурзак-кобинская культуры по М. В. Воеводскому)
Так, что если уж писать об этногенезе автохтонного населения Крыма (поумничаю в написании иностранческих слов, назло законодателям), то главу по палеонтологии можно давать только для общего понимания, снабдив соответствующим введением (дабы не вводить в заблуждение неискушенного читателя).
Что там дальше В.Е.Возгрина, после «древних насельников»? (Это не мои слова, это название главы в книге). Киммерийцы? О, это уже интересно.
Автор начинает свою главу цитатой из 2-й песни «Одиссеи» в переводе Жуковского, и пишет:
«… слова великого поэта древней Греции, конечно, не совсем верно отображают природу Крыма. Но его можно понять. Греческие путешественники и купцы, бывавшие в Северном Причерноморье, особенно осенью и зимой, не могли не поразиться отличием Кафы, леденевшей в зимнюю пору, от Афин или Пирея, благостных в любое время года».
Гм… (как бы так поцензурнее высказаться). Гомер (по преданию) жил никак не позже 7-го века (до р.Х), Феодосия (ну, уж точно не Кафа) появилась никак не раньше 6-го века. (Историю края о котором пишешь, хоть немного знать нужно).
Да, и в принципе: киммерийцы (вопреки тому, что пишут в сети), это вообще не народ. Это обобщенное понятие, такое же обобщенное понятие, как «гиперборейцы» (или такой народ тоже существовал?).
Да, в связи с изменением климата, на территории полуострова опять появляется население, мигрировавшее, предположительно, с севера (но это не точно). Точных данных нет (и, быть не может).
Просто есть археологические данные о том, что в Крыму, и прилегающем к нему районе в 3-м тысячелетии до н.э. образовалась культура, названная «кеми-обинской». О ней у Возгрина нет ничего.
Если говорить очень грубо, то в Крыму появляется население, родственное племенам нижнемихайловской и среднестоговской культур в нижнем Поднепровье. Памятники кемиобинской культуры встречаются даже в Севастополе, но…
Дабы остудить горячие головы, замечу, что в ту пору население ВСЕГО Крыма составляло около тысячи человек (одной тысячи). Это не мои данные, это данные археологов. Занимались кемиобинцы, в основном, отгонным скотоводством. Затем, появляется земледелие. После кемиобинской культуры, идет чередование еще нескольких культур, которые являлись ее эволюцией, с небольшой примесью пришлых культур.
Замечу, что ни одна из выявленных культур: ямная, катакомбная, срубная, «многоваликовой» керамики не является «чисто крымской», и не является массовой. Численность населения в Крыму по-прежнему крайне незначительна.
Более или менее «местной», и чуть более массовой («пиковая» численность около 3 тыс. человек), является кизил-кобинская культура, названная по имени Красных пещер на отрогах Долгоруковской яйлы, из которых вытекает река, которую сейчас зовут Кизил-кобинкой, или, если правильно Кизил-Коба озени. Датируется эта культура 10-3 веком до н.э. Археологи говорят, что культура эта, достаточно архаичная, почти не использующая металлы (откуда бы им взяться в Крыму), ведущая замкнутый образ жизни.
Ну, а что же с «киммерийцами»? На самом деле, у этого слова есть два понятия, которые вносят сумятицу. Были вполне реальные кочевые племена кимров (использую старое название этого племенного союза, который упоминается, как Gimiraia, гимирра), к нашему Крыму отношения не имевшие. А, были другие, мифические. Какие?
«Наших» киммерийцев «придумал» Геродот, живший в 5-м веке до н.э. (в связи с чем, есть определенные сомнения по датировке отдельных песней «Одиссеи», которую приписывают Гомеру). Он, посетив «места не столь отдаленные» под названием Крым, узнал, что некогда, лет 300 тому назад, в Крыму жили некие «киммерийцы», которые под давлением скифов куда-то ушли, а, частью смешались с ними. Таковы эпиграфические данные. Вариант второй, что Геродот писал не о тех местах, и упомянул вполне реальных кимров. Ничего не могу сказать. А, что скажет нам археология, заклятый враг исторических теорий?
А, ничего. Не «вылавливается» никакой «промежуточной» цивилизации между скифами и «местной» культурой. Прослеживается (до 3-го века) кизил-кобинская культура, с ней сосуществует (немного в другом ареале) скифская культура, с ней же сосуществует родственная ей таврская культура (ареал которой тоже чуть отличается). И, можно было бы предположить, что тавры, это те же киммерийцы (только вид сбоку), т.к. эта культура незначительно отличается от кизил-кобинской (токмо лепная посуда у них грубее и без орнамента), да быт погрубее, ниже уровнем. Так это или нет, посмотрим в следующей статье.