ключевые понятия и методологические подходы.
социум.
первое что должен сделать философ-определить точный обьект своего исследования,
установив категориальное, а не бытовое значение ключевого термина.какой смысл вкладывают
в понятие общества философы, стремящиеся понять сущность жизни?
тема социальности или социума является важнейшей проблемой социальной философии.она
призвана раскрыть розличие социального и несоциального,установить отличие надорганичскую
реальность от царств живой и неживой природы.мы должны понять чем деятельность людей
независимо от принадлежности,ума и прочего отлична от физ. взаимодействия хим.
реакций или поведения животных столь похожих порой на людей.
иными словами речь идет о изучении социального в качестве одной из подсистем мира
занимаюей специфическое место в нем,анализе ее соотношения и связи с иными сферами
окружающей и охватывающей нас реальности.
основная задача социальной философии-раскрыть сущность общества в широком понимании
этого слова,охарактеризовать как часть мира отличную от иных его частей и связанную
с ними в единый мировой универсум.
решать эту задачу она сможет лишь в том случае если не ограничиться широким пониманием
общества как соц реальности вообще, но установит и иной боелее узкий смысл этого термина
рассмотрит общества не только как надорганическую но и как историческую реальность,
как конкретную форму социальности отличную от иных ее форм.
общество
в самом широком понимании общество выступает как социальность вообще, как социум,или
особый род бытия в мире.анализируя сущность социального, философия стремится установить
систему признаков отличающих всякое явление общественной жизни от явлений живой и
неживой природы.
ответ на вопрос что такое социум? невозможен без проникновения в реальный способ его
существования в мире.
от констатации системы свойств отличающих общество от необщества мы должны перейти к
вопросу о реальных условия возникновения, развития социального,обнаруживанию тех
необходимых факторов которые делают возможным действительное бытие социума со всеми
особенностями.
механическое сложение сведений,известных политологии,искусствоведению и прочим
специальным наукам,не дает нам достаточных знаний об обществе,если мы хотим понять
совместную жизнь людей во всей сложности следует рассматреть ее как сисемное целое
слагающееся из определенных частей,но не сводимое к ним.
уровни системного рассмотрения общества.
системный анализ общества дифференцируется на ряд относительно автономных уровней
дополняющих но не заменяющих друг друга.
наиболее абстрактный уровень-философский анализ всеобщих инвариантных свойств
общественной организации.
внимательный ученый сопоставляя друг с другом конкретные общества-от высокоразвитых
цивилизаций до первобытных племен обнаружит что люди везде заняты по сути одними
и теми же делами: хозяйство,борьба за власть,издательство законов,воспитывают детей
и так далее.
для науки равно необходими как системный взгляд на общество вообще,так и системный
анализ конкретных социальных организмов позволящий понять специфиу их функционирования
и развития.
выделение групп ученые проводят по разным основаниям-важнейшие определяющие существование
свойства в образе жизни различных народов.
изучение общества как целостной системы предполагает анализ специфических особенностей
системной организации: как исторически конкретных типов соц организации,так и реальных
человеческих обществ-конкртных соц организмов.
философия истории
рассуждая о задачах философского анализа истории и его отличии от историографии мы
можем отнести к мин прежде всего постановку общеметодологических проблем исторического
познания.философское мышление бере на себя уточнение концептуальной природы и
предметных задач нефилософских наук об истории.именно философы определяют понятие истории
задачи философии истории не сводятся лишь к методологическому обеспечению историографии.
неудивительно что именно философия истории становится полем пересечения валюриативной
ценностной и рефлективной,сугубо научной ветвей философии.задача духовной ориентации
разьяснения сложившейся исторической обтановки и перспектив ее развития
заставляют философа совмещать трезвый обьективный анализ ситуациии с поиском
целесообразных путей поведения в ней.
все это требует обоснования того или иного идела общ. устройства. который вдохновляет
философа. именно эт заставляет его размышлять о смысле и направленности человеческой истории.
социальная сфера
соц слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить
его,особенно если считают себя обделенными,а ситуацию-несправедливой.
механизмы ее изменения распологаются в сфере управления общественными процессами.
системный кризис разразившийся в современной россии ставит под сомнение возможность
сколько нибудь эффективного управления общестом в ближайшем будущем.пока российское
общество находится в сильно деструктурированном состоянии брожения,столкновения
ращновидных фрагментов и структур общественной жизни из разных времен и эпох.
Постиндустриальное общество.
с середины 70х годов общество потерпело серьезные изменения.его природа во многом
остается неопределенным,его и называют по разному: постиндусриальное,информационное,
посткапиталистическое и т.д.
Теории поистиндустирализма и инормафионизма.
основатель и главная фигура постидустриализма-Д.Белл.свою концепцию изложил в книге
"грядущее постиндустриальное общество".благодаря глубокой проницательности прогнозы
не разошлись с существующей реальностью.
один из главных представителей информационизма-М.Кастельс,автор фундаментального труда
"информационная эпоха: экономика,общество и культура".
возникновение постиндустриального общества было вызвано кризисом предшевствующей
модели развития.
белл выделяет 11 черт нового общества,5 связанны с наукой.допускает сведение признаков
к 2м основным:центральная роль теоретического знания и расширение сектора услуг по
отношению к производственному хозяйству.
в формировании информационно-технической парадигмы значение имели изобретение
транзистора,интегральной схемы,микропроцессора и компьютера на чипе,современного комп.
хоть постмодернизм в первую очередь культура,но проявляется во всех областях.
постмодернизм поглощен настоящим,выступает как чистый экономизм или как капитализм
в его чистых формах,прежде всего волнуют проблемы прибыли,эффективности,
производительности и т.д.
Культура и цивилизация
понятие культуры,ее сущность,основные функции.
культура-фундамент человеческой жизни.возникает и развивается вместе с человеком.
исходя из существующих точек зрения на культуру,можно сказать что культура имеет
3 основные значения: 1 возделывание,творчество,производство 2 образование,воспитание
развитие 3 поклонение и почитание.
сегодня быть универсальной личностью весьма трудно,практически невозможно.
но возможность стать культурным человеком необычайно расширилась.основные характеристики
культурного человека остаются теми же: знания,обьем и глубина их должны быть значительны
умения-отмечены высокой квалификацией и мастерством.
не меньшее значение имеет воспитание,знание иностранных языков.сегодня культурный человек
должен владеть компьютером,что составляет 2ю грамотность
проблема соотношения культуры и цивилизации.
понятия культуры и цивилизации тесно связанны между собой, часто не различаются,
воспринимаются как тождественные.действительно имеют много общего,но между ними есть
и различия.
все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете
сводится к 3м основным.
1 понятия выступают как синонимы,между ними нет сколько нибудь существенных различий.
А.Тойнби
2 между ними обнаруживаются как сходства так и важные различия.Ф.Бордель
3 культура и цивилизация противопоставляются друг другу. О.Шпенглер
эволюция цивилизации позволяет выделить в культуре 2 основные стадии:
1 аграрно-традиционная характерную для рабовладельческого и феодального обществ
2 индустриальную,связанную с капитализмом.
относительная независимость культуры и цивилизации и вместе с тем их тесное
взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними.
преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного
развития.
Культура и природа.
современный экологический кризис требует радикольного пересмотра наших взглядов на
природу.нужно отказаться от прежних установок ставших причиной опасных и губительных
противоречий между природой и культурой.
культура и цивилизация должны стремиться сделать природу не покоренной,а одухотворенной.
культура и язык.
сейчас обеспокоенны и американцы по поводу эрозии английского языка,утраты им своего
качества.наибольшие потери несут европейские языки и их культуры.даже у себя дома
их языки становятся не главными,второстепенными.
в еще более трудном положении находятся языки малых этоносов и народов.
для них уже только мноязычие-единственный выход из складывающейся ситуации.
Культура и экономика.
их отнощшения в течении истории потерпели существенные изменения,иногда их определяют
как движение от синергии к аллергии.
в наши дни между экономикой и культурой происходит переломный момент,сближение на
начальной стадии,от его успеха зависит выживание человека.экономика должна быть
экологочиной и человечной.без этого она будет продолжать безжалостно перемалывать на
своих жерновах природу и человека,обрекая на деградацию,разрушение и гибель.
МУльтикультурализм
мультикультурализм представляет собой недавнее явление, появылся в 70х годах.
это одновременно и реальное социальное движение,и определенное течение мысли и идеологии.
Мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально-экономическим
факторам.для полного соц. равенства одного признания достоинства культуры недостаточно.
слабость в том что отдается предпочтение различию и игнорирует общее.чистых культур
в наше время нет,стремление к ним не просто утопическое,но и опасное.
Культура и глобализация.
процесс культурной глобализации ялвяется исключительно сложным и противоречивым,ведет
к неоднозначным последствиям,к их числу относятся стандартизация и униформизация культур.
их гибридизация и креолизация.поэтому вопрос о выживании локальных,национальных
культур остается открытым.