7 подписчиков

общество,история,культура.

ключевые понятия и методологические подходы.

социум.

первое что должен сделать философ-определить точный обьект своего исследования,

установив категориальное, а не бытовое значение ключевого термина.какой смысл вкладывают

в понятие общества философы, стремящиеся понять сущность жизни?

тема социальности или социума является важнейшей проблемой социальной философии.она

призвана раскрыть розличие социального и несоциального,установить отличие надорганичскую

реальность от царств живой и неживой природы.мы должны понять чем деятельность людей

независимо от принадлежности,ума и прочего отлична от физ. взаимодействия хим.

реакций или поведения животных столь похожих порой на людей.

иными словами речь идет о изучении социального в качестве одной из подсистем мира

занимаюей специфическое место в нем,анализе ее соотношения и связи с иными сферами

окружающей и охватывающей нас реальности.

основная задача социальной философии-раскрыть сущность общества в широком понимании

этого слова,охарактеризовать как часть мира отличную от иных его частей и связанную

с ними в единый мировой универсум.

решать эту задачу она сможет лишь в том случае если не ограничиться широким пониманием

общества как соц реальности вообще, но установит и иной боелее узкий смысл этого термина

рассмотрит общества не только как надорганическую но и как историческую реальность,

как конкретную форму социальности отличную от иных ее форм.

общество

в самом широком понимании общество выступает как социальность вообще, как социум,или

особый род бытия в мире.анализируя сущность социального, философия стремится установить

систему признаков отличающих всякое явление общественной жизни от явлений живой и

неживой природы.

ответ на вопрос что такое социум? невозможен без проникновения в реальный способ его

существования в мире.

от констатации системы свойств отличающих общество от необщества мы должны перейти к

вопросу о реальных условия возникновения, развития социального,обнаруживанию тех

необходимых факторов которые делают возможным действительное бытие социума со всеми

особенностями.

механическое сложение сведений,известных политологии,искусствоведению и прочим

специальным наукам,не дает нам достаточных знаний об обществе,если мы хотим понять

совместную жизнь людей во всей сложности следует рассматреть ее как сисемное целое

слагающееся из определенных частей,но не сводимое к ним.

уровни системного рассмотрения общества.

системный анализ общества дифференцируется на ряд относительно автономных уровней

дополняющих но не заменяющих друг друга.

наиболее абстрактный уровень-философский анализ всеобщих инвариантных свойств

общественной организации.

внимательный ученый сопоставляя друг с другом конкретные общества-от высокоразвитых

цивилизаций до первобытных племен обнаружит что люди везде заняты по сути одними

и теми же делами: хозяйство,борьба за власть,издательство законов,воспитывают детей

и так далее.

для науки равно необходими как системный взгляд на общество вообще,так и системный

анализ конкретных социальных организмов позволящий понять специфиу их функционирования

и развития.

выделение групп ученые проводят по разным основаниям-важнейшие определяющие существование

свойства в образе жизни различных народов.

изучение общества как целостной системы предполагает анализ специфических особенностей

системной организации: как исторически конкретных типов соц организации,так и реальных

человеческих обществ-конкртных соц организмов.

философия истории

рассуждая о задачах философского анализа истории и его отличии от историографии мы

можем отнести к мин прежде всего постановку общеметодологических проблем исторического

познания.философское мышление бере на себя уточнение концептуальной природы и

предметных задач нефилософских наук об истории.именно философы определяют понятие истории

задачи философии истории не сводятся лишь к методологическому обеспечению историографии.

неудивительно что именно философия истории становится полем пересечения валюриативной

ценностной и рефлективной,сугубо научной ветвей философии.задача духовной ориентации

разьяснения сложившейся исторической обтановки и перспектив ее развития

заставляют философа совмещать трезвый обьективный анализ ситуациии с поиском

целесообразных путей поведения в ней.

все это требует обоснования того или иного идела общ. устройства. который вдохновляет

философа. именно эт заставляет его размышлять о смысле и направленности человеческой истории.

социальная сфера

соц слои и группы людей по мере осознания своего положения в обществе стремятся изменить

его,особенно если считают себя обделенными,а ситуацию-несправедливой.

механизмы ее изменения распологаются в сфере управления общественными процессами.

системный кризис разразившийся в современной россии ставит под сомнение возможность

сколько нибудь эффективного управления общестом в ближайшем будущем.пока российское

общество находится в сильно деструктурированном состоянии брожения,столкновения

ращновидных фрагментов и структур общественной жизни из разных времен и эпох.

Постиндустриальное общество.

с середины 70х годов общество потерпело серьезные изменения.его природа во многом

остается неопределенным,его и называют по разному: постиндусриальное,информационное,

посткапиталистическое и т.д.

Теории поистиндустирализма и инормафионизма.

основатель и главная фигура постидустриализма-Д.Белл.свою концепцию изложил в книге

"грядущее постиндустриальное общество".благодаря глубокой проницательности прогнозы

не разошлись с существующей реальностью.

один из главных представителей информационизма-М.Кастельс,автор фундаментального труда

"информационная эпоха: экономика,общество и культура".

возникновение постиндустриального общества было вызвано кризисом предшевствующей

модели развития.

белл выделяет 11 черт нового общества,5 связанны с наукой.допускает сведение признаков

к 2м основным:центральная роль теоретического знания и расширение сектора услуг по

отношению к производственному хозяйству.

в формировании информационно-технической парадигмы значение имели изобретение

транзистора,интегральной схемы,микропроцессора и компьютера на чипе,современного комп.

хоть постмодернизм в первую очередь культура,но проявляется во всех областях.

постмодернизм поглощен настоящим,выступает как чистый экономизм или как капитализм

в его чистых формах,прежде всего волнуют проблемы прибыли,эффективности,

производительности и т.д.

Культура и цивилизация

понятие культуры,ее сущность,основные функции.

культура-фундамент человеческой жизни.возникает и развивается вместе с человеком.

исходя из существующих точек зрения на культуру,можно сказать что культура имеет

3 основные значения: 1 возделывание,творчество,производство 2 образование,воспитание

развитие 3 поклонение и почитание.

сегодня быть универсальной личностью весьма трудно,практически невозможно.

но возможность стать культурным человеком необычайно расширилась.основные характеристики

культурного человека остаются теми же: знания,обьем и глубина их должны быть значительны

умения-отмечены высокой квалификацией и мастерством.

не меньшее значение имеет воспитание,знание иностранных языков.сегодня культурный человек

должен владеть компьютером,что составляет 2ю грамотность

проблема соотношения культуры и цивилизации.

понятия культуры и цивилизации тесно связанны между собой, часто не различаются,

воспринимаются как тождественные.действительно имеют много общего,но между ними есть

и различия.

все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете

сводится к 3м основным.

1 понятия выступают как синонимы,между ними нет сколько нибудь существенных различий.

А.Тойнби

2 между ними обнаруживаются как сходства так и важные различия.Ф.Бордель

3 культура и цивилизация противопоставляются друг другу. О.Шпенглер

эволюция цивилизации позволяет выделить в культуре 2 основные стадии:

1 аграрно-традиционная характерную для рабовладельческого и феодального обществ

2 индустриальную,связанную с капитализмом.

относительная независимость культуры и цивилизации и вместе с тем их тесное

взаимодействие могут приводить к нарушению равновесия и противоречию между ними.

преобладание цивилизации и сведение к ней культуры означало бы стагнацию общественного

развития.

Культура и природа.

современный экологический кризис требует радикольного пересмотра наших взглядов на

природу.нужно отказаться от прежних установок ставших причиной опасных и губительных

противоречий между природой и культурой.

культура и цивилизация должны стремиться сделать природу не покоренной,а одухотворенной.

культура и язык.

сейчас обеспокоенны и американцы по поводу эрозии английского языка,утраты им своего

качества.наибольшие потери несут европейские языки и их культуры.даже у себя дома

их языки становятся не главными,второстепенными.

в еще более трудном положении находятся языки малых этоносов и народов.

для них уже только мноязычие-единственный выход из складывающейся ситуации.

Культура и экономика.

их отнощшения в течении истории потерпели существенные изменения,иногда их определяют

как движение от синергии к аллергии.

в наши дни между экономикой и культурой происходит переломный момент,сближение на

начальной стадии,от его успеха зависит выживание человека.экономика должна быть

экологочиной и человечной.без этого она будет продолжать безжалостно перемалывать на

своих жерновах природу и человека,обрекая на деградацию,разрушение и гибель.

МУльтикультурализм

мультикультурализм представляет собой недавнее явление, появылся в 70х годах.

это одновременно и реальное социальное движение,и определенное течение мысли и идеологии.

Мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально-экономическим

факторам.для полного соц. равенства одного признания достоинства культуры недостаточно.

слабость в том что отдается предпочтение различию и игнорирует общее.чистых культур

в наше время нет,стремление к ним не просто утопическое,но и опасное.

Культура и глобализация.

процесс культурной глобализации ялвяется исключительно сложным и противоречивым,ведет

к неоднозначным последствиям,к их числу относятся стандартизация и униформизация культур.

их гибридизация и креолизация.поэтому вопрос о выживании локальных,национальных

культур остается открытым.