Человек как особая форма бытия.
в размышлении о вселенной,природе,обществе,человеке философская мысль с древнейших
времен опирается на фундаментальную категорию бытия как единства мира,который
развивается изменяется и в то же время сохраняется как относитлеьно стабильное целое
новое качество целого является той обьективной основой которая делает необходимым
вычлинение философского уровня познания.
применительно к человеку это значит необходимость выйти за рамки частнонаучного
ихучения человека как эмпирической данности.
Природа человека.
прежде всего возникает вопрос: где когда и каким образом появился человек? кто наши
предки? дискуссии идут с незапамятных времен.
в свете современных научных исследований теория Дарвина обнаруживает известную
ограниченность. так, он преувеличивает значение полового отбора,не смог оценить
качественную разновидность инстнктивного ума животных и интелекта человека.
вместе с тем идеи о изменчивости,эволюции и естественном отборе как движущих силах
эволюции животного мира дали мощный толчок развитию научной мысли.
антропологические исследования показываю что ищготовление древнейших элементарных
орудий пралюдьми происходило на милионы лет раньше чем появилась членораздельная речь
Лишь с выделением из животного мира и соблюдением простейших нравственных требований
в процессе трудовой деятельности начался переход к собственно человеческому
существованию. формированию надбиологической социальной сферы, историческому развитию
культуры. именно наличие культуры отличает человеческое общество от животных.
соотношение биологического и социального
с формированием мышления и языка началось становление производственных социально
экономических отношений как особого уровня организации материи-социальной жизни.
своеобразие соц вида материальности заключается в том что она не может существовать
без сознания. поэтому общественное бытие в отличии от естественной природы носит
не просто обьективный а субьективно-обьективный характер.Человек-высший уровень
организации того вида материи которая осознает саму себя.
Человек в своей жизнедеятельности.
индивид,индивидуальность,личность.
общество представляет собой систему конкретно исторических социальных связей,
систему взаимоотношений между людьми. отдельно взятый человек так же есть определенная
система,обадающая сложной структурой не укладывающейся в пространственно-физические
рамки человеческого организма.
индивид-еденичный представитель человеческого рода,отдельно взятый человек,
безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
ребенок-индивид,но не индивидуальность. индивид становится индивидуальностью по мере
того как перестает быть только единицей человеческого рода и приобретает относительную
самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
личность-динам ическая относительно устойчивая целостная система интелектуальных
социальнокультурных и моральноволевых качеств человека выраженных в индивидуальных
особенностях его сознания и деятельности.
личность представляет собой диалектическое единство общего,особенного, и отдельного.
индивидуальность-неповторимый,самобытный способ бытия конкретной личности в качестве
субьекта самостоятельной деятельности,индивидуальная форма обещственной жизни.
тайна существования личности в ее абсолютной незаменимости,она должна себя реализовывать
на протяжении всей своей жизни,в то же время она должна для этого уже изначально быть.
человек как деятельное и творческое существо.
различные виды жизнедеятелньости человека дают возможность определить специфику
способов его взаимодействия с окружающей природной и социальной средой.
к важным частям культуры относятся орудия и средства производства,язык,нравственные нормы.
специфика человеческой деятельности заключается в том что она не только целесообразна,
но и целеположна.
способность к целеполаганию-одна из принципиальных особенностей человека как разумного
цель представляет собой предвосхищение в сознании результата на достижение которого
направлены действия человека.
сущность деятельности человека-творчество.
творческая деятельность это то что принципиально отличает человека от животного,
но что подвигло человека к деятельности?
согласно А.Глену именно биологическая недостаточность побудила человека дейстовать.
на этапе разделения труда производимые людьми предметы превращаются в вещи,как
воплощение отчужденного труда.
отчуждение и овеществление-исторически преходящие феномены,тогда как опредмечивание,
будучи одной из существенных харкатеристик трудовой деятельности-категория вечности
как и сам труд.
отчуждение занимает важное место в творчестве Бердяева.
по его мнению, вследствии пораженности челвоека первородным грехам происходит его
подчинение условиям пространства,времени,причинности.мыслитель называет это
объективацией,это понятие образует антипод другим основополагающим понятиям
совобдному духу и творчеству,обьективация результат не только мысли но и известного
состояния субьекта при котором происходит отчуждение
принципы обьективации:
1 отчуждене обьекта от субьекта 2 поглощение неповторимо-индивидуального безличным,
всеобщим 3 господство необходимости и подавление свободы 4 приспособление к миру
явлений, к среднему человеку,социализация человека и др.
феномен внутренней свободы
в борьбе с многоликими формами зла формируется человеческое в челвоеке.
когда в нем пробуждается сознание своего я, чувство человеческого достоинства,
он начинает задумываться,для чего он живет. выбрать себя в подлином смысле-
верно определить свой смысл жизни.внутренняя свобода-важнейшее средство реализации
смысла жизни человека.
смысл жизни человека и назначение человека.
вопрос о смысле жизни человека принадлежик к числу вечных вопросов на который люди
издревне ищут ответ.каждый задает рано или позно этот вопрос себе,стараясь уразумить
зачем он живет,в чем смысл жизни.
потребности человека реализуются лишь благодаря тому что он делает их целью и
программой своей деятельности.
однако попытки создать формулу пригодную для всех людей во все исторические эпохи,
вечную формулу смысла жизни, нельзя признать успешными.
многию ищут смысл жизни в христианской заповеди любви,и что любовь-единственный путь
отстоять смысл человеческого состояния.
какой смысл жизни если человек знает что он смертен? некоторые считают, все стремления
к общему благу, борьба за лучшее будущее,развитие науки,промышленности,все оказывается
ничтожным перед загадкой смерти.
человек-единственное существо,знающее что оно переходяще, в то же время едиственное
существо которое борется за вечность, за продление своей жизни,стремится оставить
о себе добрую память.физическая смерть человека не означает духовной смерти его как
личности, если личность ставит социально-значимые цели,вносит вклад в общее благо то
она как бы запечатлевает себя в создаваемых ею материальных и духовных ценностях,
остается жить в ценностях, в памяти людей.
призвание,назначение каждого в том, что бы всесторонне развиваться. содействуя
созданию достойных условий жизни, в борьбе с многоликими формами зла формируется
человек большой души и светлой мечты, преисполненный веры в значимость ценностей,
ради которых стоит жить.