6 подписчиков

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

философия средних веков принадлежит эпохе феодализма.

1-9 века соперничали учения стоиков эпикурейцев и неоплатоников.

философия средних веков уходит корнями в религии единобожия.

в основе монотеизма лежат 2 принципа: идея творения и идея отковения. обе тесно

связанны между собой.

отсюда зависимость средневековой философии от теологии и институтов от церкви.

средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии.

природа и человек как творение бога.

активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса, и передается богу

знание о божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем

ключ к познанию-вера.

бог высшее благо- все сотворенное тоже хорошо и совершенно-зло есть небытие оно не

есть положительная реальность не есть сущность.

полемика реализма и номинализма.

многие особенности средневековья появились в происходившей на протяжении нескольких веков

борьбе реализма и номинализма.

реализм- учение, подлинной реальностью обладают лишь общие понятия, а не единичные

предметы. средневековый реализм переплетается с платонизмом.

номенализм- общие понятия- только имена, не обладают никаким существованием вне и

помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков.

спор между ними возник из за проблемы единичного и общего.

Фома Аквинский.

систематизатор средневековой схоластики.

Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии опираясь на учения

Аристотеля преобразованным таким образом чтобы не вступало в конфликт с догматами

творения мира из ничего.

сущности как субстанции обладают самостоятельным бытием в отличии от акциденции,

которые существуют благодаря субстанциям.

Фома выделяет 4 уровня бытийности вещей.

низшая ступень- неорганические стихии и минералы.

на след. ступени форма предстает как конечная причина вещи.

третий уровень-животные.

4я ступень- форма уже сама по себе, независимо от материи, это дух,ум,душа.высшее

из сотворенных сущих.

в мире Фомы сущими оказываются индивиды. своеобразный персонализм составляет специфику

как томистской онтологии так и средневекового естествознания, предмет которого-

действие индивидуальных скрытых сущностей-деятелей.

учение Фомы-томизм- пользовалось большим влиянием в средние века.

это учение возрождается и в 20 веке по названием неотомизма.