Найти тему

Сады на крышах: через века, до наших времен и с прицелом на будущее

Оглавление

В наши дни города вытесняют природу с астрономической скоростью. Территорий, которые не покрыты асфальтом, транспортными магистралями и домами, становится все меньше. И это далеко не единственная проблема, которую влечет за собой урбанизация. Наш воздух становится все более грязным, он наполняется выбросами, вредными для людей, животных и растений. А сами растения, которые могли бы его очистить, встречаются все реже.

В такой ситуации самым прекрасным «чудом света» кажутся «Сады Семирамиды». Это террасные сады, которые были построены на сводах дворцовых погребов в Древнем Вавилоне. Этому «чуду света» — более полутора тысяч лет. «Сады Семирамиды» были расположены на высоте 25 метров от уровня земли и восхищали каждого своей красотой и грандиозностью.

Впрочем, археологи выяснили, что подобные технологии использовались задолго до этого. Еще в 2113-ом году до нашей эры люди высаживали деревья на террасах зиккуратов. Практика создания садов, «парящих в воздухе», продолжилась и после начала нашей эры. И некоторые их образцы даже дожили до наших дней: например, висячий сад на острове Изола Белла, находящемся в Северной Италии. Этот прекрасный сад расположен над анфиладами гротов и залов дворца кардинала Борромео, и был создан в конце 16-го века.

В России искусство создания садов на крышах также известно достаточно давно. Так, уже в 17-ом веке подобные сады создавали над складами, погребами, амбарами. Тогда это было доступно лишь состоятельным людям, поэтому поначалу сады на крышах принадлежали представителям царской династии и высшему духовенству, а со временем стали все чаще оказываться во владении зажиточных купцов.

В те времена висячие сады было принято называть «верховыми». Они, помимо прочего, располагались при жилых помещениях Московского Кремля, на роскошных террасах этого дворца.

Стоит отметить также Нижний и Верхний Набережные сады, заложенные в 1623-ем году. Над созданием Верхнего сада работал известный в те далекие времена садовник Назар Иванов. Этот сад было решено разместить на сводах Запасного двора, который нисходил к основанию Кремлевского холма. До наших времен он, к сожалению, не сохранился, однако исследованием его предполагаемого внешнего вида занимался авторитетный историк И. Забелин. По его словам, площадь Верхнего сада равнялась примерно 26000 квадратных метров, причем вся эта территория была обнесена каменной оградой. Проемы в ограде были декорированы резными решетками, и из них можно было полюбоваться живописным Замоскворечьем. Кроме того, на крыше располагался искусственный водоем с фонтанами. Для подачи воды в него использовался специально сконструированный механизм, который был размещен в Водовзводной башне Кремля (сохранившейся до наших дней). При этом ограждения Верхнего сада были изнутри покрыты живописью Петра Энгелеса (в них преобладали растительные мотивы).

Нижний сад был несколько менее обширен, но оттого ничуть не менее красив. В нем также был искусственный водоем, причем не просто декоративный – в нем разводили рыбу. В те времена для создания висячих садов использовали свинцовые бруски, которые помещали поверх каменных сводов. Бруски запаивали и покрывали растительным грунтом, а затем высаживали растения. Набережные сады просуществовали практически полторы сотни лет, вплоть до того момента, как на их месте началось строительство Кремлевского дворца.

Но и это были далеко не единственные сады на крышах и террасах того времени. Например, также в 17-ом веке в Москве были широко известны сады бояр Ордин-Нащокиных и Голицыных, устроенные на уровне верхних этажей жилых зданий.

Несколько позже, в 18-ом веке, висячие сады были устроены при жилых помещениях петербургского Зимнего дворца, спроектированного архитектором Растрелли. В Малом Эрмитаже садик был создан над конюшнями Романовской и Петровской галерей дворца, и был очень похож на своеобразную галерею под открытым небом.

-2

На протяжении многих лет подобные сады были доступны лишь богатым людям и знати, так как их обустройство и содержание обходилось в достаточно крупные суммы. Однако по мере того, как появлялись новые строительные материалы, технологи и конструкции, оазисы на крышах становились все более распространенными. Так, в середине 19-го века их стали активно обустраивать в Европе. В том числе, большой фурор произвела модель сада на крыше Карла Рабитца – популярного изобретателя, строителя и архитектора родом из Германии. Модель была представлена в 1867-ом году на Всемирной выставке в Париже. Все газеты посчитали нужным опубликовать ее фотографии и выразить надежду на то, что «сады, парящие в высоте» станут популярным украшением зданий.

Тренд стал востребован не только в Европе – со второй половины 19-го века он активно использовался и для частных зданий, а также первых доходных домов в Санкт-Петербурге и Москве. Так, в 1908-ом году живописная зеленая зона с розарием и фонтаном была обустроена на поверхности кровли Купеческого клуба, построенного архитектором И. Ивановым-Шицом на Малой Дмитровке. В наши дни в этом здании располагается театр Ленком.

В Москве один из известных высотных садов тех времен был разбит на 10-этажном жилом здании, находящемся в Большом Гнездниковском переулке (этот дом сохранился до наших дней). Здание не просто стало одной из первых высотных жилых построек в столице – на его крыше был расположен прекрасный павильон в окружении многочисленных растений в ящиках и кадках. Сам павильон за время своего существования успел выполнить разные функции. Одно время его использовали в качестве киностудии, на которой снимали панорамные снимки Москвы. Размещалось здесь и кафе с лаконичным названием «Крыша», а затем – раздевалка при зоне для катания на роликовых коньках.

Сады на крышах и начало 20-го века связаны именами многих градостроителей и архитекторов, и в одной из первых очередей – Ле Корбюзье и Ф. Л. Райта, специалистов из Франции и США соответственно. Ле Корбьюзье в принципе полагал, что сады на крыше – это будущее архитектуры, то, без чего ее развитие немыслимо. Он занимался реализацией множества проектов, связанных с этой концепцией. В числе его работ и зеленые зоны на кровлях небольших вилл, и впечатляющие своими масштабами сады на крышах административных построек, и даже озеленение крыш целого индийского города Чандигарх. Ф.Л. Райт же, в свою очередь, известен благодаря одной из своих самых внушительных работ: в 1914-ом году он спроектировал и обустроил в Чикаго большое здание ресторана с открытыми озелененными крышами.

Несколько позже – в 1930-ые годы – в Лондоне стал широко известен сад под названием «Дерриэнд Томз». Он был создан архитектором Р. Хэнкоком и представлял собой масштабный комплекс, расположившийся на крыше шестиэтажного дома. Нельзя сказать, что он «дожил» до нашего времени в абсолютно неизменном виде, однако сад на крыше того дома существует до сих пор. Он включает в себя три зоны: викторианский сад, испанский (регулярный) и английский (пейзажный).

До сих пор в Лондоне можно полюбоваться и знаменитыми Кенсингтонскими висячими садами.

-3

Мы уже упоминали об американце Ф. Л. Райте, однако он был далеко не единственным из тех, кто увлекался созданием «висячих» зеленых зон в США. В конце 19-го – начале 20-го веков крыши многих отелей Нью-Йорка становились эксплуатируемыми. А в 1940-ые года крыши подземных гаражей в Сан-Франциско обрели новую жизнь благодаря разбитым на них скверам. Примерно в середине 20-го века огромный висячий сад, габариты которого напоминали главную площадь большого города, был создан на поверхности крыши подземного паркинга в Портсмуте. Кроме того, во многих городах США стали создавать так называемые «линейные» бульвары и сады. Их возводили на искусственных материалах, уложенных вдоль магистралей и дорог. Они служат как для красоты, так и для разделения автомобильной и пешеходной зон.

Достаточно отрадно заметить, что среди российских специалистов целесообразность использования плоских крыш была теоретически обоснована еще в начале 20-го века. В 1920-ые годы этой теме были посвящены работы многих архитекторов-конструктивистов, включая братьев Весниных, И. Леонидова, Г. Бархина и других. Тогда было построено немало домов, крыши которых использовались на разный лад: где-то создавались сады для релаксации, где-то – смотровые площадки, а где-то – даже детские игровые комплексы. Однако, несмотря на этот тренд, крыши общественных и промышленных зданий, многих жилых построек и, что немаловажно, подземных конструкций оставались пустыми. А потом об озеленении кровель достаточно надолго забыли из-за Великой Отечественной войны и ее последствий.

-4

По сути, только в конце 1990-ых годов в России и Беларуси началось настоящее возрождение этой незаслуженно забытой технологии. Специалисты разработали рекомендации по проектированию садов на крышах, соответствующие актуальным реалиям, а в Москве в 2001-ом году была издана очень важная в этом контексте книга: «Пособие по озеленению и благоустройству эксплуатируемых крыш жилых и общественных зданий, подземных и полуподземных гаражей, объектов гражданской обороны и других сооружений». Это пособие разработали проектировщики ОАО «Моспроект», в качестве руководителя которых выступал В. Л. Машинский.

Сейчас лидерством в разработке передовых технологий устройства крыш-садов безоговорочно обладает Германия. Здесь не только создают современные методы озеленения кровель с использованием революционных материалов – здесь в принципе принято разбивать на крышах зеленые зоны, причем планировать это еще на стадии проектировки зданий. В Германии, помимо прочего, активно используются технологии озеленения кровель с большим углом наклона ската. А для владельцев зданий, не устроивших на их крышах сады, введены специальные налоговые сборы.

Одним их безусловных мировых лидеров в сфере строительства «зеленых» крыш является немецкая компания ZinCo.

-5

Впрочем, многие другие страны не отстают от Германии по уровню распространенности зеленых крыш. Так, в городах Швейцарии примерно четверть всех плоских крыш покрыта газонами. А в Японии на плоских кровлях, размеры которых составляют более 100 кв.м., по закону необходимо создавать сады.

Крыша как непреложный элемент архитектуры

-6

Достаточно распространенным названием для крыши постройки является «пятый фасад». И это прозвище дано неспроста – размеры и дизайн оформления кровли, во многом, предопределяют внешний вид всего здания, равно как и комфорт его использования. Крыша защищает постройку от осадков, грязи, пыли и ветра, отвечает за теплоизоляцию и шумовую защиту. Выделяют «теплые» крыши, которые также но препятствуют теплопотерям, и «холодные» без теплоизоляции. Однако каждая крыша обязательно должна иметь хотя бы небольшой уклон, который необходим для отвода осадков. Если речь идет о плоской крыше, то он обычно составляет около 2%. Крыши с более внушительным углом ската, за которыми обычно скрываются чердаки или мансарды, выполняются с наклоном от 20%.

Все решения, которые, так или иначе, связаны с конструкцией крыши: тип, угол наклона, конфигурация – предопределяют последующие возможности для ее использования. Сейчас крыши обычно выполняют с большой несущей способностью. Настолько большой, что на них можно размещать взлетные площадки для вертолетов или автомобильные стоянки. Ничто не мешает размещать на них же игровые площадки, спортивные тренажеры, бассейны, салоны красоты, кафе, рестораны, клубы и многое другое.

При этом нужно учесть, что в верхней части современных многоэтажных зданий обычно располагается очень много коммуникаций. Вентиляционные вытяжки, антенны телевизионных сетей, надстройки над лифтовыми шахтами и многое другое – все это необходимо, чтобы гарантировать людям комфортные условия для жизнедеятельности. Но как совместить со всем этим целый сад? Для этого нужно разработать детальный проект, при котором и коммуникации, и живые растения смогут комфортно сосуществовать. Проектировка и устройство подобных крыш могут обойтись несколько дороже, чем создание обычной гравийной крыши. Но не стоит недооценивать пользу, красоту зеленой кровли, а также ее возможности для эксплуатации людьми.

Другими словами, главная трудность при обустройстве сада на кровле – необходимость учитывать требования строителей, архитекторов, экономистов и самих растений, которым нужны определенные условия для нормального роста и развития.

Понятно, что растительный покров, высаженный на кровле многоэтажного дома, существует в несколько других условиях окружающей среды, чем растения на поверхности земли. Микроклимат в таких местах можно назвать похожим на горный, поскольку он включает в себя сильный ветер, обилие солнечного излучения и достаточно тонкий слой почвы, под которым находится твердая основа. Обычно в холодное время года у поверхности кровли наблюдается примерно на 5-10% меньшая влажность, чем на уровне поверхности земли, а в теплое – на 10-20% меньшая. Это, вкупе с сильным ветром, ускоряет процесс высыхания почвы. Хотя не стоит забывать и об обилии осадков, которые могут застаиваться на плоских крышах. Растения в таких условиях необходимо, с одной стороны, регулярно поливать, а с другой – обеспечивать их механизмом эффективного удаления избытков влаги.

Для поддержания оптимального уровня влажности необходима специально разработанная дренажная система. Для защиты от переохлаждения и механических повреждений из-за ветра – высокие парапеты, решетки и краны. А для того, чтобы у растений было достаточно питательных веществ, необходимо использовать специальные облегченные субстраты.

Все этапы вегетативного периода – рост, цветение, появление плодов, осыпание листвы – происходят у растительности на крыше примерно на 3-12 дней раньше, чем у тех же растений, «живущих» на земле. И это тоже необходимо учитывать при проектировке системы, причем, во многом, в контексте декоративной схемы. Хотя более важным является экологический фактор: не только приспособленность растений, деревьев и кустарников к «горным» условиям, но и их совместимость друг с другом. Для сада на крыше обычно выбирают выносливые и достаточно неприхотливые культуры: почвопокровные и травянистые растения, лианы, карликовые или стелющиеся кустарники и деревья.

Зеленые сады 21-го века

-7

Во время проектирования озеленения крыши учитываются определенные технологические моменты, а также предполагаемая эксплуатация зеленой зоны. Поэтому каждое решение по-своему уникально. В качестве иллюстративного примера можно привести башенное монолитное здание, которое было создано в Ташкенте после сильного землетрясения, случившегося в 1966-ом году. В него переселились люди, которые до этого жили в собственных частных домах, и которым предстояло привыкнуть к особенностям жизни в многоквартирном здании. Поэтому через каждые три этажа было решено обустроить живописные внутренние дворики, на которые можно было попасть с балконов. Кроме того, торцы площадок были украшены бетонными контейнерами, в которых высаживали растения. А на плоской кровле дома создали сад с бассейнами, скамейками и навесами.

Еще один интересный пример – Московский международный Дом музыки, который начал работать в 2003-ем году в Москве. Он включает в себя небольшой зимний сад, размещенный в фойе и переходящий на открытую площадку.

-8

С крыши постройки можно полюбоваться близлежащими районами и Москва-рекой. При этом на открытой и закрытой частях зимнего сада высажены разные растения. Снаружи – те, которые способны вынести пребывание на открытом воздухе в условиях московского климата (западная туя, можжевельники, рябина, липа, спиреи, барбарисы), внутри – экзотические и оранжерейные культуры. Ландшафтную композицию «сплачивают» многолетники и газонные травы, и в результате получается пять озелененных зон между мощеными дорожками. В качестве создателя этого прекрасного места выступила ландшафтный архитектор Е. Ю. Звягинцева. Для его устройства были использованы современные изоляционные материалы, системы полива, дренажные системы, осветительные приборы, благодаря чему его можно назвать одним из лучших образцов московских садов на крыше 21-го века.

Достаточно много лет на крыше гаража на улице Наметкина, принадлежащего РАО Газпром, растут настоящие деревья. Здесь разбит бульвар, прекрасным дополнением которого служит детская игровая площадка. Еще с 1999-го года отнюдь не пустует поверхность кровли оранжерейного комплекса Ботанического сада МГУ: на ней испытывают различные сорта почвопокровных культур, и практически сразу результатом эксперимента стал живописный разноцветный растительный ковер.

В 1993-ем году в северной столице был запущен еще один интересный проект. Для него использовали крышу обычного девятиэтажного дома, а также здания проектного института. На этих территориях высадили цветы, овощи и саженцы плодовых культур. Те же самые растения были высажены и в естественном почвенном покрове, расположенном рядом со зданиями. Этот несложный эксперимент позволил установить, что в растениях, которые выращены на крыше, гораздо меньше тяжелых металлов и нитратов, чем в тех, что растут на открытом грунте. Причина очевидна: автомобильные выхлопы и другие вредные вещества просто не попадают на высоту нескольких десятков метров. Эксперимент послужил эмпирическим доказательством эффективности концепции зеленых крыш и позволил разработать программу «Экологическая модель жилого дома», также известную как «Экодом». Сейчас эта программа постепенно внедряется в комплексную программу улучшения экологической обстановки в городах.

-9

По распространенности, занимаемым площадям и степени сложности ландшафтного дизайна российские зеленые крыши еще отстают от тех, что создают за рубежом. Но с каждым годом и у нас появляется все больше интересных и перспективных проектов. Так, из недавних разработок можно назвать «Царев сад». Он будет разбит на крышах двух этажей – пятого и четвертого – в масштабном комплексе, который строится на Софийской набережной Москвы-реки. Разработкой проекта занимались дизайнеры Л. Дормашева и Т. Бахарева, а также архитекторы В. Никольский и Н. Мещерякова. Сад будет размещен напротив Кремля и станет данью памяти «верховым» садам, когда-то восхищавшим своей красотой на Замоскворечье (тем самым, о которых шла речь в начале статьи).

Ключевым элементом композиции «Царева сада» станет уютный прогулочный бульвар, оформление которого планируется стилизовать под голландское барокко. В северной части сада (ее назвали «золотым садом») установят солнечные часы, вокруг которых будут высажены желтые и оранжевые цветы, а также разобьют искусственный водоем со скульптурой под названием «Царский трон». Южная часть («голубой сад») будет включать в себя бассейн с тремя каскадами, которые облицуют голубыми изразцами, и посадки плодовых деревьев. А в центре композиции расположится благоухающий розарий.

То, что станет одним из эффективных решений экологической проблемы в будущем, создается, крепнет и совершенствуется прямо сейчас. Технологии озеленения кровель признаны перспективными во всех развитых странах мира, и нет никаких сомнений в том, что их ожидает большое будущее.