Наша церковь сегодня выросла на семь живых христиан. Сегодня их день духовного рождения. Самый главный день в жизни, для этого они родились – для того, чтобы придти ко Христу. Но Крещение – это только лишь начало пути. После Крещения, которое принял Господь на Иордане от Иоанна, Он был тотчас возведен Духом Святым в пустыню, чтобы искуситься от дьявола. И преступил к нему дьявол и предложил то, что предлагает каждому без исключения. Ну, дьявол лишен творчества, поэтому он нового ничего не придумывает. Как Еве в раю это было предложено – три соблазна, как Христу в пустыне, так и каждому человеку дьявол предлагает одно и то же.
Апостол Иоанн Богослов говорит: «То, что в мире, это похоть очей, похоть плоти и гордость житейская». Самолюбие, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Т.е. человек искушается через плоть. Дьявол говорит, хочешь есть – скажи эти камням, пусть сделаются хлебами. Дьявол же не знал кто такой Иисус Христос, ну до конца. Он, конечно, предполагал, но он не мог постичь умом, что Бог так смирится, что станет человеком. Поэтому он думал, что Христос – это такой особый праведный человек. Он его искушал, чтобы проверить, потому что камни в хлеб может только Бог превратить. И он его испытывал: Бог это или человек.
Господь, опираясь на священное писание, говорит важнейшие слова, которые все мы помним: не хлебом единым жив человек. Это свинья жива хлебом единым, потому что свинье для ее свиной жизни кроме еды ничего не надо. А человеку обязательно надо: найти Хлеб жизни, найти Христа, Чашу Христову. Если человек Чашу Христову не находит, то он живет собачей жизнью. Как бы это не было грустно, как бы это было некрасиво, неприятно, но человек мало чем отличается от собаки.
Он просто ходит на двух ногах, он немножко умнее, но он не для того Богом призван в этот мир, чтобы сына родить, дом построить и дерево посадить. Человек призван найти Чашу Христову, найти Хлеб Жизни. И тот шаг, который мы сегодня сделали вместе с нашими детьми, вместе со взрослыми, это шаг к Чаше Христовой.
Дальше дьявол поставляет Христа на крыле храма и говорит: «Сбросься вниз! Ибо сказано…» Дьявол очень хитрый, очень умный, он услышал, что Христос говорит ему из Священного Писания, и он тотчас начинает переводить ему Писание по-своему, по-дьявольски – как бы выкидывая некоторые части. Ибо сказано Ангелам твоим … понесут тебя на руках. И выбрасывает часть: не приткнешься ногою… В Псалтири как говорится: во всех путях Твоих. А он эту строчку выбрасывает - ну ведь сказано, что не приткнешься ногою. И вот это сделай, и ангелы понесут тебя на руках. Но это же не путь Божий, который дьявол предлагал. Это путь сатаны. Христос ему говорит: «Не искушай Господа Бога твоего. Нельзя искушать Господа Бога.
И третье искушение – слава. Возвел на высокую гору и говорит: «Смотри. Вот этот мир – он весь предан мне». И опять ложь - потому что мир не предан дьяволу. Миром правит Бог. Сатана правит балом, это его стихия. Но миром правит Бог. «Я тебе, - говорит, - могу все это дать: все это богатство и славу мира сего, если Ты мне поклонишься, - говорит он человеку Иисусу Христу». И Господь говорит ему последние слова: «Отойди от меня сатана, ибо сказано Господу Богу твоему поклоняйся. Одному Единому Богу поклоняйся, Ему одному служи».
И сказано: «Отошел от него дьявол до времени» - потом он к Нему еще приступит у Креста на Голгофе через людей, через человеческое презрение, через страдание тела дьявол будет испытывать Христа и ждать от него дьявольской реакции. Он всю жизнь Христа на Земле пытался его спровоцировать, вытащить его на свое поле. Ну, чтобы Христос разозлился, чтобы Христос поступил как обычно все человеки поступают: око за око, зуб за зуб, слово за слово. Все время нужно быть в тонусе, чтобы уметь ударить в ответ на удар.
Христос он подставлял другую щеку. Христос он все время не оправдывал вот этих дьявольских ожиданий. И уже на Кресте последнее самое испытание… Есть такой фильм у Мела Гибсона «Страсти Христовы». В Евангелии этого нет, но Мел Гибсон идет в своих размышлениях немножко дальше: стоит толпа людей, крест, и дьявол мечется как тень за спинами людей, ожидая, что Христос в этот последний час, что он все таки сорвется, позовет ангелов, позовет Отца и разметает всех этих и воинов, и фарисеев, и Иуду смешного с его сребрениками. Христос говорит страшные для дьявола слова, он говорит: «Отче, прости им, они не знают что творят». Т.е. его любовь, она превосходит любую ненависть. И в фильме как раз показано – дьявол, он как бы в ненависти, просто уходит, улетает, исчезает, растворяется в этой своей злобе, потому что любовь Христа она никогда не перестает.
И вот сегодня дорогие родители, дорогие взрослые крестившиеся вы вступили на Путь, путь ко Христу, но путь, который ведет через войну. С этого дня начинается война, война до последнего издыхания. До того, как Господь вас воспримет на руки. Потому что, когда преподобный Макарий по смерти возносился к Богу сквозь мытарства, и даже в этот момент бесы ему кричали вслед дабы последний раз его такою плетью захватить: «Макарий, ты нас победил!» В надежде, что он скажет: «Да, я – молодец, я вас победил!» А Макарий отвечает со смирением: «Нет, я надеюсь на милость Божию». И последняя война, уже на излете души, и все равно эта победа была одержана.
И вот так каждый христианин становится воином Христовым, об этом мы сегодня молились. Воин – этот тот, который стоит на посту. Воин – который всегда в боевой готовности. Воин – который слышит своего военачальника. Я вам желаю быть крепкими воинами Христовыми.
Чтобы родители научили своих детей быть христианами, а не просто ими называться. Чтобы крестные не просто формально числились, а чтобы они включались в этот удивительный процесс сопровождения маленького человека к Богу, к Христу.
А для этого каждый должен стать частью Церкви, быть в этом воинстве, быть в этом теле Христовом. Жить жизнью христианской. Никогда не забывать то, что Христос сказал во втором Евангелии, которое всегда читается в момент Крещения: «Я с вами во все дни до скончания века». Какие бы воины не происходили, какие бы трагедии в жизни не совершались, Христос всегда с нами, во все дни до скончания века. Аминь.
Дорогие читатели! Вот уже 7 лет являюсь настоятелем восстанавливаемого Успенского Собора в Екатеринбурге. Ему 180 лет, памятник архитектуры областного значения, построенный в стиле классицизма. Был разрушен в советские годы, и теперь мы всем миром его строим. Буду рад вашим молитвам и поддержке Успенского Собора и проектов Службы Милосердия. Звоните и пишите 8-908-923-05-04 (доступен WhatsApp) или на электронный адрес: info@soborviz.ru Буду очень рад!
Протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбурге, руководитель Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии.