Найти в Дзене

КРУНЕРЫ: КУМИРЫ ЭПОХИ ГАНГСТЕРОВ

Сегодняшняя статья будет экспериментальной. Я пока не придумал как назвать эту рубрику. Пожалуй, временно мы назовём её "История популярной музыки".

Фрэ́нсис А́льберт Сина́тра (1915 — 1998 гг.) — американский киноактёр, кинорежиссёр, продюсер, шоумен, певец. Одиннадцать раз становился лауреатом премии «Грэмми. 
В XX веке Синатра стал легендой не только музыкального мира, но и каждого аспекта американской культуры. Когда его не стало, некоторые журналисты писали: «К чёрту календарь. День смерти Фрэнка Синатры — конец XX века». В молодые годы имел прозвище Фрэнки и Голос, в более поздние годы — Мистер Голубые Глаза, а затем — Председатель.
Фрэ́нсис А́льберт Сина́тра (1915 — 1998 гг.) — американский киноактёр, кинорежиссёр, продюсер, шоумен, певец. Одиннадцать раз становился лауреатом премии «Грэмми. В XX веке Синатра стал легендой не только музыкального мира, но и каждого аспекта американской культуры. Когда его не стало, некоторые журналисты писали: «К чёрту календарь. День смерти Фрэнка Синатры — конец XX века». В молодые годы имел прозвище Фрэнки и Голос, в более поздние годы — Мистер Голубые Глаза, а затем — Председатель.

Чего только не пережила популярная музыка за все годы своего существования. Её исполняли по одиночке, дуэтами или большими оркестрами. В разное время по струнам то едва водили смычком, то легонько перебирали пальцами, то что было сил били по ним железным медиатором. В моде были то тенора, то басы.

Многие из завоеваний поп-музыки изменили облик всей культуры - проникли в изобразительное искусство и кино. Однако им было уготовано судьбой остаться достоянием определённой эпохи, а некоторым - и определённой местности. Об одном из таких "завоеваний" сегодня и пойдёт речь.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему все старые американские песни, которые мы довольно часто слышим в фильмах и телесериалах, так похожи одна на другую? Представьте себе: в каком-нибудь очередном фильме о Рождестве, когда все конфликты разрешены, и герои собираются за праздничным столом (как, например, в оскароносной "Зелёной книге"), а на заднем плане звучит эта милая песенка в исполнении великого Фрэнка Синатры:

И вправду: пожалуй, имя Синатры придёт на ум первым, если сказать "старая американская песня" или "старая американская эстрада". Где-то рядом в сознании проплывут виды Манхэттена и стрекотание автоматов Томпсона в руках у лихих гангстеров.

Величественная, но при этом не давящая, а наоборот, успокаивающая оркестровая музыка, лиричный текст о чём-нибудь приятном. И конечно же, голос - бархатный баритон. Да, такой голос был в моде на протяжении многих лет - примерно с конца 1920-х по конец 1960-х, когда всех захватил рок-н-ролл.

Определённая высота голоса, его тембральная окраска, актёрские задатки и, самое главное, непринуждённая манера подачи музыкального материала - вот главные черты идеального американского эстрадника тех лет. А так как всё в нашем мире имеет название, то и подобные певцы получили своё - их стали называть крунеры (от англ. "croon" - "напевать вполголоса, тихо и проникновенно").

Одним из первых образцов крунерской манеры пения считается песня с говорящим названием "Learn to Croon", записанная Бингом Кросби в 1933-м году.

Поначалу прозвище "крунер" не было таким уж роскошным титулом - скорее шутливым присловьем. Однако уже к середине 1950-х на "крунера" практически никто не обижался - кроме Фрэнка Синатры, капризной голливудской звезды, которой в этом слове слышались язвительные нотки.

Именно в творчестве крунеров так называемая "белая" музыка - проникновенные кантри-баллады и зажигательные песни из водевилей - слилась с "чёрной" музыкой - джазом. Крунеры выступали с большими эстрадными оркестрам, биг-бэндами, наравне со звёздами джаза, такими как Луи Армстронг и Дюк Эллингтон; либо же (что намного реже) под аккомпанемент рояля или фортепиано.

Имена многих певцов того неспокойного времени мало что скажут массовому слушателю, и тем более - российскому. Однако каждый из них - Бинг Кросби, Перри Комо, Энди Уильямс, Дин Мартин, Нэт Кинг Коул - оставил после себя множество хитов. Хотя бы по одному хиту от каждого из них, я уверен, слышали все.

Скажем, Бинг Кросби, являющийся основоположником крунерской манеры пения, а также одним из самых успешных исполнителей двадцатого века и лауреатом премии "Оскар", сейчас больше известен по своей песенке 1942-го года "White Christmas".

Перри Комо, в отличие от своих собратьев по крунерскому делу, делал упор не на доверительный разговор с аудиторией, а на иронию и юмор. Комо стал одним из самых узнаваемых певцов планеты после того, как в 1957-м году исполнил песню "Magic Moments".

Энди Уильямс записал свои лучшие песни уже в эпоху рок-н-ролла и по стилю близок скорее к Элвису Пресли (в манере пения которого тоже проклёвываются крунерские нотки), нежели к Кросби и Комо. Однако и он оставил после себя большое наследие, в частности записав песню из кинофильма "История любви".

Друг Фрэнка Синатры, певец и киноактёр Дино Крочетти, более известный как Дин Мартин, не уступал своему товарищу в популярности

и выбрал образ подвыпившего певца, проводящего время в обществе красивых молодых женщин. На сцене Мартин всегда придерживался иронически-пренебрежительной манеры поведения.

Главным хитом Мартина по сей день остаётся композиция "Everybody Loves Somebody", в год выхода, а был это 1964-й, потеснившая с первых строчек американских чартов самих "The Beatles".

Одним из немногих, если не единственным, крунером афро-американцем был Натаниэль Адамс Коулз, более известный как Нэт Кинг Коул. Его долго преследовал КуКлуКлан. Многие любители музыки порицали его за то, что он отошёл от канонов "чёрной" музыки, джаза и блюза. Однако успех Нэта Кинга Коула был оглушительным. Закрепил он его шлягером "L-O-V-E", вышедшем на одноимённом альбоме в 1965 году. Через несколько дней после выхода альбома артист отправился в больницу, где вскоре скончался от рака гортани. Ему было всего 45.

На основе высказываний слушателей, певцов, экспертов и критиков английского «Radio 2» среди лучших 100 эстрадных исполнителей прошлого века, Нэт Кинг Коул занял третье место после уже упоминавшихся здесь Фрэнка Синатры и Элвиса Пресли.

Крунеры - это своего рода классические музыканты от мира поп-музыки. В песнях крунеров был создан особенный мир. Их проникновенность до сих пор покоряет многих слушателей. Однако уже на заре 1970-х в моду вошли мощные голоса звёзд рок-н-ролла. Такие вокалисты, как Роберт Плант (гр. "Led Zeppelin") и Фредди Меркьюри (гр. "Queen") надолго определили развитие певческого искусства в популярной музыке. Эпоха крунеров, как и сами крунеры, стали достоянием милого прошлого. Приходила новая эпоха - не менее, а может, даже более интересная.

Безусловно, крунерская манера пения никуда не делась. Отдельные её отголоски мы можем слышать у представителей советской эстрады - Муслима Магомаева, Олега Анофриева, Вадима Мулермана, а также в творчестве некоторых более современных западных исполнителей, таких как Джеймс Блант и Робби Уильямс. Однако, несмотря ни на что, крунерами называют в основном классических американских эстрадников, наподобие тех, что я назвал выше. Крунерская манера стала приметой определённого времени и определённой страны.

Уже очень скоро мы продолжим изучение истории популярной музыки. Следующая статья из этого цикла практически готова и уже скоро появится у меня на канале. А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин