55,3K подписчиков

Мещерские казаки.

5,8K прочитали



 

 В Российской истории очень много темных пятен. Особенно в истории до 1917 года. В основном история представлялась с точки зрения марксистко-ленинского учения о классовой борьбе.

В Российской истории очень много темных пятен. Особенно в истории до 1917 года. В основном история представлялась с точки зрения марксистко-ленинского учения о классовой борьбе. В результате вся наша история до революции представлялась очень невзрачной и только в темных тонах. Многие народы просто забыты, другие представлены с негативной точки зрения, порой очень незаслуженно. О некоторых сословиях России писали и пишут только негатив, как будто это не они сделали Россию такой огромной и Великой. Я постараюсь очень кратко рассказать о Мещерских казаках.

"МЕЩЕРА, древнее племя, жившее в 1-м тыс. н. э. по ср. течению Оки. Говорило на языке финно-угорской группы. По археол. данным, с М. связаны могильники и городища 2-12 вв., расположенные по ср. течению Оки. Культура М. была близка к древнемордовской. М. упоминается в Толковой Палее - памятнике древнерус. лит-ры 13 в. и в рус. летописях (в частности, в связи с походом Ивана IV на Казань). Большая часть М. к 16 в. обрусела, др. часть в период существования Казанского ханства (15-16 вв.) слилась с татарами." (Большая Советская энциклопедия.)
Этот удивительный народ проживавший в области Мещера (юго-восток Московской, почти вся Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области), внес свою лепту в историю нашей России.
Мещерские населенные пункты были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества. Находились в Коломенском уезде, в Кадомском и Шацком уездах. В XI-XVI веках центр Большой Мещеры, как указывал В.Н. Татищев находился в верховьях реки Цны и левобережье реки Хопер. Археологи, историки исследуя этот край с пришли к выводу, что в XIII-XVI веках здесь сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев. Мирно сосуществовали и религии ; православие, ислам и тенгрианство. Проживавшие здесь люди занимались охотой, рыбалкой скотоводством и "казакованием"(то есть совершали набеги на соседей, купцов и совершали походы за добычей). Навыки скотоводов и участие в добывании добычи сделали из них хороших воинов. После распада Золотой Орды вся эта территория была включена в состав русских княжеств. Территория стала окраиной Московского княжества. На эту территорию стали прибывать татарские мурзы со своими людьми, пожелавшие служить Московскому князю.
К середине XV века, Великие князья стали привлекать к охране своих границ, в связи с острой нехваткой войск, и Мещерских казаков.
Мещеряков привлекали к городовой и сторожевой службе. Как казаки (военное сословие), мещеряки впервые упоминаются в 1491 году. В 1493 году они участвуют в походе на Азов. Никоновская летопись под 1551 годом сообщает об участии полковых казаков из Мещеры в походе на Казань(Никоновская летопись под 1551 годом сообщает об участии полковых казаков из Мещеры в походе на Казань. «А изъ Мещеры, — говорится в ней — послал государь Полем пеших казаков на Волгу Севергу да Ёлку, а с ними 2500 казаков и велел им, пришедше на Волгу, суды поделати и поити вверх по Волге воевати казаньских мест»). В самом начале Ливонской войны(1558-1583года), участвовали «конные казаки мещёрские» в приборе своего «казацкого головы» Ивана Безкудникова. Из числа мещеряков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию и Сибирь.
Мещёрские казаки, приписанные к пограничным московским городкам и служившие московским государям, в поведении и обычаях были очень похожи на русских. Мещёрские"дети боярские"служили атаманами и сотниками у казаков. Об этом сообщает Мещёрская десятня 1556 года: «
Мещеряне ныне они в приказчиках у Мордвы, и у засек, и у казаков в атаманах и в сотниках у казаков. Атаманы казачьи: Здешний Игнатьев сын Жуков, Булатко Дмитриев сын Месоедов; сотцкий казачий на Шаче Гриша Морозов сын Борисов». Во времена Ивана Грозного мещерские казаки, особенно после покорения Казани, широко используются в охране  дальних рубежей, а так же для завоевания и присоединения новых земель, в частности для завоевания и освоения Сибири. Служилыми татарами и казаками в Мещёрском крае распоряжался особый Мещёрский приказ в Москве. Совместно с другими казаками, Мещерские казаки во главе с атаманом Матвеем Мещеряком были и в составе отряда Ермака. Андрей Дубенской, был предводителем мещерских казаков. В 1628 году он был послан в Сибирь, где основал в урочище Красный Яр крепость, будущий город Красноярск. Своим участием в освоении Сибири, Мещерские казаки внесли большой вклад в расширение территории России и получении природных богатств, которые мы используем в настоящее время.
В Смутное время Мещерские казаки поддержали самозванцев. Это их участие на стороне самозванцев имело для них негативные последствия. Их стали выселять из мест проживания. Отправляли на окраины государства.
Мещерские казаки составляли значительную часть служилых людей, на Засечных линиях Московского государства в XVI-XVII веках. Они были в составе городовых и станичных казаков. Участвовали в отражении набегов татар и нагайцев. По мере выдвижения границ России на юго-восток, расселялись и мещеряки, перейдя Волгу и дойдя до Урала. На Урале, в Башкирии, мещеряки-мусульмане в XVIII веке большими массами поселились среди башкир. Были они и в составе Касимовского ханства. Впоследствии они входили в организованное Башкиро-Мещерякское войско
(об этом войске у меня на канале есть статья). Часть мещерских-казаков християн ушли к Донским казакам(род Иловайских является представителем этих казаков). Часть ассимилировалось с русскими. Со временем в исторических источниках исчезли упоминания о мещерских казаках. В связи с негативным мнением большевиков к казачеству и истории России до 1917 года, многие архивы были просто уничтожены и сведений о казачестве осталось очень мало. Особенно о тех казачьих войсках и формированиях, которые не существовали до 1917 года. Ученые во времена СССР старались обходить эту тему или писать о казаках в темных тонах. Поэтому во всех современных исторических изысканиях по истории казачьих объединений, которые по разным причинам исчезли из исторических описаний, пишут "предположительно", "вероятно", "можно сделать вывод"... Спасибо ученым и за это. Спасибо, что вообще стали писать о казаках(эти строки пишу искренне, так как исследований о казачестве очень мало и порой они очень скудны).

PS. Уважаемый читатели и комментирующие. Я не пытаюсь навязать кому-то свою точку зрения на Мещерских казаков(и вообще на казачество). Я очень кратко изложил точку зрения некоторых наших историков. Я не профессиональный историк, но считаю историю России очень интересной и увлекательной. И убедительная просьба к комментирующим; не приписывайте мне того, о чем я не писал. И будьте вежливы по отношению к друг другу. Уважайте другое мнение, хотя оно вам и не нравится.
P.S. Уважаемые читатели. Если Вам понравился мой рассказ, то будьте так добры, поставьте лайк за оценку моего труда.