Нынче очень модно раннее развитие ребёнка.
Над кроваткой уже вешают буковки и циферки. Чуть ли уже ни самые первые игрушки начинают ребёнка учить читать и писать. Появилось много методик по раннему обучению чтению и счёту.
Как Вы думаете, а для чего всё это нужно?
Кому это нужно?
Маме похвастаться или для ребёнку польза?
По данным современной науки в области исследований функций головного мозга и нейропсихологии такая поспешность родителей чревата в будущем для ребёнка проблемами с восприятием и воспроизведением информации.
Ребёнку могут грозить дисграфия, дислексия, алалия, а так же низкая способность к самоконтролю и концентрации внимания.
Разбираемся по порядку
Ребёнок - это НЕ уменьшенная копия взрослого, а активно и ПОЭТАПНО развивающийся организм. И это в первую очередь касается и мозговых структур.
1. К рождению.
Центровая древняя структура мозга ретикулярная формация уже хорошо сформирована к рождению и питает энергией развивающиеся части мозга. Энергетический ресурс ретикулярной формации ограничен, поэтому основное питание получает та часть мозга, которой положено развиваться именно в это время.
Если в определённый возрастной период мы искусственно активизируем развитие другой области головного мозга, то развивающаяся естественным образом недополучает питания и остаётся недоразвитой.
2. Возраст от 0 до 2х лет.
В самом начале жизни между огромным количеством неорганизованных нейронов начинают формироваться нейронные связи. В них закрепляются все способы реагирования на этот мир и новые умения ребёнка.
Нейронные связи, которые ребёнок использует часто, начинают закрепляться и обрастать миелиновой оболочкой. Чем толще и плотнее оболочка, чем качественнее связь и прохождение нервного импульса.
Благодаря чему формируются нейронные связи и миелиновая оболочка, а вместе с ними кора головного мозга?
В первую очередь благодаря тактильным ощущениям, обильному сенсорному восприятию и двигательной активности.
Важны также рациональный режим активности и отдыха, полноценное питание и обилие кислорода, особенно в ходе двигательной активности.
Ребёнку для развития мозговых структур
нужно как можно больше и разнообразнее двигаться, трогать, слышать, видеть, нюхать, лизать, кусать и т.п.
Ребёнок до 3х лет развивается только в движении!
Если движения мало и оно не рационально, то и нейронных связей мало и нервный импульс не качественный. А это база для формирования всех областей мозга и координации процессов протекающих в организме в целом.
Именно по этому я и занимаюсь обучением мамочек созданию грамотной двигательной и сенсорной активности для их младенчиков и малышей чуть постарше. Это и различные виды массажа, гимнастики и тактильного взаимодействия с окружающим миром.
3. Возраст от 3х до 5ти лет.
В 3 года начинают формироваться лобные доли мозга и правое полушарие. Туда и поступает основной энергетический поток из ретикулярной формации.
Лобные доли - это контроль, все механизмы, касающиеся саморегуляции, самомотивации, коррекции своего поведения - так называемые процессы оттормаживания.
Поэтому, если ребёнок до 3х лет истерит, то объяснять что-либо бесполезно. Процессы контроля и логики в головном мозге ещё не запущены. Стараемся переключить внимание или просто берём в охапку и уносим орущим.
Правое полушарие - это абстрактное мышление.
Пора активно рисовать, знакомиться с временами года, временем и другими абстрактными понятиями.
Для ретикулярной формации процессы контроля (оттормаживания) самые энергозатратные функции. Поэтому, если в этот период загружать малыша освоением "конкретики" чтения и счёта, то на выгоде можно получить не умение контролировать и своё поведение, и внимание, и восприятие, и речь.
Малыш, конечно, может выучить буквы и цифры, но это как "собака Павлова" на рефлексе без понимания сути этих символов. А энергия на это у формирования лобных долей будет украдена. Восполнить потом это будет уже достаточно сложно.
Качественно сформированные лобные доли дадут ребёнку начиная с 5ти лет легко и быстро освоить и чтение, и счёт, и иностранный язык. Значительно быстрее, чем в более раннем возрасте. Просто мозг уже будет готов к этому.
4. Возрастной период с 5ти до 7ми лет.
Здесь происходит активное формирование левого полушария, которое отвечает за логическое мышление.
УРА! Начинаем читать, считать, объяснять логически, учить языки и та далее.