2,2K подписчиков

Витражи Марка Шагала: Мецский собор

360 прочитали

Что делать, если исторические витражи утрачены? Опыт собора святого Стефана в Меце, Лотарингия, Франция

Строительство готического собора в Меце началось в 1220 году (как часто случалось, на месте предшествующего), и продолжалось почти триста лет. В XVIII веке был добавлен неоклассический западный фасад, который был снесен после пожара 1877 года и заменен на неоготический.

Это третий по высоте сводов собор Франции, и первый в мире по общей площади витражей - 6496 квадратных метров. При этом мы знаем имена тех, кто работал над его витражами: Герман Мюнстерский в XIV, Валентин Буш и Тибо Ликсемский в XVI, Марк Шагал, Роже Бисье и Жак Вийон в XX веке.

Интерьер Мецского собора - легко понять, почему он имеет прозвище "Фонаря Господа"! Кстати, в левой части внизу один из витражей работы Шагала. Фото: Wikimedia Commons
Интерьер Мецского собора - легко понять, почему он имеет прозвище "Фонаря Господа"! Кстати, в левой части внизу один из витражей работы Шагала. Фото: Wikimedia Commons

Марк Шагал, французский художник русско-еврейского происхождения, был, возможно, неожиданным участником проекта по созданию витражей для католического собора. Но это был не первый раз, когда он работал в католическом храме! В 1956 году он создал витражи для церкви в Асси в департаменте Верхняя Савойя - там священник Жан Девеми и его друг, священник-доминиканец и художник-витражист Мари-Ален Кутюрье, приглашали для работы над церковью деятелей искусств (не только художников) за талант, а не за религиозные убеждения.

Два года спустя Шагал начал работу над тремя витражами для собора в Меце - во время Второй мировой войны часть старых витражей была утрачена, и решили пригласить современных художников для создания новых.

Если церковь в Асси была современным зданием (она построена в 1937-1946 годах), и для ее украшения специально пригласили мастеров, работавших в разных стилях, то с собором несколько иначе: у него уже есть свой стиль, и важно, чтобы новые элементы гармонировали с этим стилем. Но стоит заметить, что с витражами все-таки можно быть свободнее, чем со статуями (или крышами и шпилями).

Сотворение мира. Витраж Марка Шагала в Мецском соборе. Фото: Wikimedia Commons
Сотворение мира. Витраж Марка Шагала в Мецском соборе. Фото: Wikimedia Commons

Витражи Шагала в Меце изображают сюжеты Ветхого Завета, общего для иудеев и христиан. По стилю, конечно, они сильно отличаются от средневековых витражей, в них цвета доминируют над сюжетом, но эти цвета - все те же традиционные синий, красный, зеленый и золотой.

Конечно, Шагал не изготавливал сами витражи - этим занимался мастер Жак Симон из Реймса, потомственный витражист, его дочь Брижит Симон и ее муж Шарль Марк. Чуть позже Шагал и мастерская Симона снова будут вместе работать над витражами, уже для Реймсского собора - но это тема для отдельного рассказа, как и сам Жак Симон и его семья.

_____________________________________
Почитать еще:
Нотр-Дам: что не так с проектами новой крыши (и в целом о подходах к реставрации)
30 дней витражей (о серии, в которую входит и этот пост)

Мой телеграм-канал, где тоже много красивого и интересного