Как футбол отражаeт уровень интеграции за границей

   Пока мой муж смотрел программу про футбол и мировые кубки, я провела любопытную параллель с этапами интеграции за границей.

Пока мой муж смотрел программу про футбол и мировые кубки, я провела любопытную параллель с этапами интеграции за границей.

Как интересно чемпионаты мира по футболу совпали с моими ощущениями себя между Францией и Россией. Итак, первый период пребывания в стране - это чемпионат мира по футболу 2006го года. Оживлённый центр Парижа, переполненные спорт-кафе, атмосфера праздника и веселья. Между прочим, французы отлично умеют веселиться. Я, довольнейшая быть в стране моей мечты, в "столице мира", активно поддерживала сборную Франции. Для меня, новоиспеченной эмигрантки, все было ново, все красиво, все вкусно и вообще все классно. Сборная Франции вышла в финал. И хотя чемпионата она не выйграла, последний матч Зидана вошел в историю, знатоки футбола меня поймут. Место России в этом чемпионате мне вспоминается с трудом (по-моему её там не было) и я по ней особо не скучала.

Следующий чемионат выпал на 2010 год. Франция с большим трудом попала в чемпионат и вылетела из него очень рано. Россия, по-моему, все также, даже не мелькала на горизонте : ни на горизонте чемпионата, ни на моём собственном. В это же время моё студенчество и стажировки закончились, начались поиски работы и рабочие будни, а значит рабочий стресс, переполненный транспорт, «борьба за выживание » среди французских коллег и т.д. Тут особо не до поддержки какой-либо комманды, да и поддерживать было некого. Надо было показать себя на работе, влиться в коллектив, строить карьеру. Начали вырисовываться какие-то контуры французких реалий для взрослого человека, которые не всегда нравились. Все начало само-собой сравниваться с Россией и некоторые аспекты там казались гораздо лучше. Но моя родная страна была уже далеко в моем сознании. Я начинала забывать некоторые слова по-русски, совсем не писала и почти не общалась на своём родном языке, кроме как на бытовом уровне с родными. Моя жизнь складывалась за границей, во Франции. На остальное не нхватало времени или я не умела его найти.

В чемпионате 2014го Франция дошла до почётной 1/4 финала, а Россия в этот раз четко мелькала на горизонте, то есть попала в чемпионат. Какая же аналогия с этапами интеграции в сейчас? В этот третий период пребывания, страна, которая тебя удочерила, принялась такой, какая есть. Что-то нравилось, что-то нравилось меньше, сделались какие-то выводы, выборы и жизнь продолжaлась. Параллельно мыслей о России становилось всё больше. Франция, конечно, родина моих детей, но я то русская. Захотелось передать детям хоть какую-то часть себя, свой язык, свою культуру, как минимум.

И вот он, чемпионат 2018го ! Сборная Франции выйграла на территории России. Сборная России заняла почетнейшее место в четверти финала. Учитывая новейшую историю футбола в моей родной стране, это уже победа. Я активно поддерживала Россию, затем Францию. Вот же оно, равновесие в личностной идентификации, переосмысленное через футбол. Я живу во Франции, эта страна меня удочерила и мне многое дала. Здесь красиво, здесь вкусно, здесь интересно. Надеюсь, я ей немножко тоже чем-то полезна, ну пусть хотя бы в уплате налогов. Мой муж француз и именно здесь родина моих детей. НО! Я определённо русская и это неизменно. Мне захотелось снова говорить, писать и читать по русски, мне захотелось кушать русские блюда, мне захотелось как можно чаще возвращаться в Россию. Вот такая вот идентификация, между двух стульев. Во Франции не совсем своя, в России уже немножко чужая. То есть ни здесь и ни там, и все-таки я есть и здесь, и там. Это не хорошо и не плохо, это ТАК, ЭТО моё равновесие.

По опыту, своему личному и услышанному от других "обычных эмигрантов", приехавших молодыми по собственному желанию (важный момент, т.к. у более зрелых эмигрантов, первый период интеграции может быть гораздо короче или не быть его совсем), процесс адаптации за границей примерно у всех получается одинаковый

  • тут все классно, период эйфории;
  • тут не так ужe все классно, а в родной стране даже лучше, период сравнений ;
  • чужая страна принимается как есть, с её реалиями, приятными и не очень ;
  • равновесие или между двух стульев (навсегда?).

Остаётся пожить здесь ещё немного, чтобы посмотреть, выдержaт ли равновесие и оба стула или какая-то сторона все-таки перевесит. И я абсолютно не уверена, что согласилась бы на длительное проживание ещё в какой-нибудь новой стране, хотя как знать...