Найти в Дзене
Вести Ярославль

Археологи обнаружили в Ярославле городскую застройку конца XII - начала XIII веков

Волжская набережная, один. Этот адрес в Ярославле уже много лет - место притяжения специалистов института археологии РАН. Более десяти лет здесь, на территории древнего Рубленого города, год за годом археологов ожидают десятки тысяч находок, характерных для быта жителей XII-XIII веков. Заветная мечта ученых - добраться до культурного слоя 11-го столетия. Это - пока перспектива, пусть и вполне реальная. Однако и нынешняя экспедиция порадовала москвичей.

Весь световой день, семь дней в неделю около десятка ученых института археологии РАН вручную снимают сантиметр за сантиметром, слой за слоем десятилетия и века истории древнего города. Работы на этом раскопе ведутся с 2007 года. Ни один сезон не подвел. В этот раз удалось обнаружить целую городскую застройку конца XII века - начала XIII веков. Хорошо сохранившиеся фундаменты беспрецедентно крупных по древнерусским меркам жилых зданий. О том, что дома предназначались именно для жилья, говорят остатки печей-каменок, которыми отапливались помещения.

«Интересна конструкция самой печи. Это не просто груда камней. Для нее было сделано значительное основание из бревен. Здесь есть сруб, который забутован желтым песком, и сверху положены камни, а на них выполнен очаг»,- рассказала младший научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия института археологии РАН Наталья Сарафанова.

Пока открыто около десятка стоящих плотно друг к другу строений разного периода и разной величины. Крупнейшее, площадью 120 квадратных метров с глубоким, на совесть обустроенным подвалом. Столь масштабная постройка археологам в Ярославле встречается впервые. Вниз вела широкая лестница. Сохранилась деревянная емкость - такие бочки без дна служили для отвода влаги. От нее же защищали мощные - полутораметровые в высоту и метр в толщину - борта из суглинка. Далее - слой бересты и сруб из дубовых бревен. В этом доме жила явно зажиточная семья. Фрагменты крупных и целые мелкие предметы быта - здесь находки частые, и восторг вызывают лишь у новичков и посторонних. 

«Очень тоненько-тоненько нарезается культурный слой. Это делается для того, чтобы находки, как, например, это биконическое пряслице, были найдены и зафиксированы именно на месте их нахождения»,- объяснил младший научный сотрудник отдела сохранения археологического наследия института археологии Ран Алексей Фатьков.

Следующая фаза работ - разбор культурного слоя вручную. Задача - не пропустить мелкие фрагменты. Затем настает очередь промывки. Чтобы ничто не ускользнуло от глаз и рук археологов.

«Здесь мы ищем особо мелкие моменты - бусины, бисер. С помощью воды и таких движений мелкий песок уходит вниз, и мы здесь находим мелкие частички керамики. Тут мы даже можем видеть некий орнамент»,- пояснил сотрудник института археологии РАН Игорь Кондратьев.

То, что не удалось обнаружить и воде, выявит металлоискатель. И только потом почва культурного слоя уходит в отвал. А то, что удалось найти, классифицируется, маркируется и ждет отправки в Москву для дальнейшего изучения. Это - улов только одного дня. Кости животных, фрагменты керамики. А вот эта греческая амфора для транспортировки и хранения оливкового масла либо вина - находка для Ярославля уникальная.

«После того, как привезли в ней вино, какое-то время она лежала в подвалах, ее разбили и разбросали в разные стороны. То есть она найдена не в одном месте развалом, а фрагменты мы собирали по всему раскопу»,- рассказала специалист института археологии РАН Илья Аникин.

А вот этот артефакт привел в восторг даже самого руководителя раскопок. Деревянный ковш с ручкой в виде головы хищной птицы неизвестный мастер успел начать украшать резьбой, но не успел закончить. 

«Самое интересное - то, что помешало человеку доделать этот ковш. Судя по тому, что найден он именно в здании, которое было разрушено в период нашествия армии Хана Бату, это именно тот самый период, когда человек смог начать делать ковш, но не доделать его»,- добавила кандидат исторических наук, заместитель директора по науке института археологии РАН Ася Энговатова.

Здесь ученые будут работать еще неделю.  После все находки отправятся в Москву для дальнейшего изучения и реставрации. Затем, по традиции, вернутся на историческую родину и займут место в экспозиции музея-заповедника.