Вы, наверное, замечали, что в дошкольном возрасте ребенок начинает задавать вопросы, у него появляются новые интересы, активно участвует в обсуждении ситуаций вокруг.
С финансами ребенок сталкивается постоянно: ходит в магазин с родителями, принимает подарки в виде денег от бабушек и дедушек. И это тот возраст, когда вы «лепите» из ребенка финансово грамотного человека.
Важно, научить ребенка определять разницу между «хочу» и «надо».
1️.Формируйте у ребенка разумные потребности. Объясните, что деньги, которые вы зарабатываете, в первую очередь необходимы для оплаты важных потребностей (коммунальные услуги, продукты, одежда, арендная плата). Можно составить схему-коллаж, где можно изобразить потребность и предмет удовлетворения (потребность в жилье – аренда, коммунальные платежи, потребность в еде –продукты питания). Когда ребенок говорит «я хочу», спросите зачем ему это нужно, формируйте диалог с ребенком и показывайте что есть вещи важнее, чем его мимолетное желание.
2️.Планируйте посещение магазина. Готовьте ребенка к походу в супермаркет, обсудите предстоящие покупки, вырежьте картинки товаров, которые необходимо купить, наклейте на лист бумаги и попросите ребенка найти на полках в магазине эти товары. Научите ребенка анализировать плохой и хороший товар, дорогой и дешевый. Эта игра отвлечет его от полок с игрушками и избавит вас от капризов и ненужных трат. Покажите, как можно расплатиться за товар (наличными деньгами или картой), что удобнее и в чем разница. Придя домой, разберите товары с ребенком, проговаривая какую потребность удовлетворит тот или иной товар. Обязательно поблагодарите ребенка за оказанную помощь.
3️.Учите детей видеть связь между деньгами и трудом. Расскажите о своей профессии, объясните, как вы зарабатываете, что деньги просто так никому не дают. Можно поиграть в профессии.
4️.Планируйте вместе с ребенком семейный бюджет. Составьте таблицу расходов за неделю, обозначьте каждый раздел рисунком. Можно заполнять таблицу каждый день (например, купили хлеб, попросите приклеить символ в раздел с продуктами питания)
Может быть вы слышали о стэнфордском зефирном эксперименте?
Детям дошкольного возраста предлагалось на выбор получить кусочек зефира прямо сейчас и больше ничего, либо подождать 15 минут и получить зефир в двойном размере. Взрослые выходили на какое-то время, оставляя детей одних.
Оказалось, что 90% детей не выдержали и съели свой зефир и только 10% смогли устоять, зная, что их ждет удвоенная порция.
✔️Ученые выяснили - те дети, которые не съели зефир, добиваются больших успехов в жизни и лучше контролируют свои желания. Спустя 50 лет ученые вновь встретились с этими детьми, и оказалось, что те дети, кто не съел зефир занимают высокие профессиональные должности.
Когда ваш ребенок попросит купить очередную игрушку, предложите ему занести ее в список желаний, раз в неделю пробежитесь по списку, и отметьте вместе, какую игрушку он хочет больше всего.
Дайте ребенку самостоятельно планировать свой бюджет, покажите, что можно купить на карманные деньги, если их не тратить сразу (через месяц – машинку, через 3 месяца – стоянку для автомобиля).
Помогите составить финансовый план для достижения цели. Можно сделать карту с маршрутом, где каждая точка пути обозначает определенную сумму. Это научит ребенка планировать и достигать реальных целей, разбивая на этапы. Можно сделать копилку с картинкой цели (например, машинка).
Главное, не бойтесь ошибок и не совсем осознанных трат, не критикуйте ребенка, ведь он только учится быть финансово грамотным.
⠀