8 подписчиков

1908 год. Тунгусский метеорит, основание General Motors, первая авиакатастрофа, рождение футбольного клуба Internazionale Milano

1908 год по-своему уникальный на различные события, не похожий ни на один другой год двадцатого столетия.

9 марта 1908 года – Создание футбольного клуба «Интер»

В 1899 году был создан клуб футбола и крикета под названием «Милан». А в марте 1908 года клуб принял решение, что остаться в нём должны только итальянцы, а иностранцы должны покинуть его. 44 члена клуба — иностранцы и несогласные с новым подходом итальянцы, покинули «Милан» и вечером 9 марта 1908 года создали новый клуб, который назвали «Интернационале», подчёркивая многонациональный состав клуба. Цветами клуба были выбраны чёрный и синий, чтобы символически противостоять цветам «Милана» — красному и чёрному. В связи с чем и возникло прозвище Nerazzurri («Чёрно-синие»). Также принято считать, что чёрный цвет символизирует ночь, а синий небо

«Интернационале», или просто «Интер» - итальянский профессиональный футбольный клуб из города Милана, выступающий в Серии А. Один из самых титулованных клубов Италии и единственная команда в Италии, которая со дня своего создания никогда не покидала высший дивизион чемпионата Италии.

В 1910 году «Интер» впервые выиграл чемпионат Италии. После восстановления спортивной деятельности клуба, которую прервала в то время Первая мировая война, в 1920 году «Интер» вновь завоевал золото итальянского чемпионата. Перед началом нового сезона в 1928 году во время фашистского правления в стране, «Интер» был переименован в «Амброзиану». В это время футбольная форма клуба имела белый цвет с красным крестом, цвета этих рубашек были созданы как символ флага Милана. Сразу после окончания Второй мировой войны, клуб обрёл своё прежнее название — «Интернационале», которое сохранил до сих пор.

У «Интера» есть два главных дерби.

Первое — это «Дерби Италии», противостояние с «Ювентусом». Считается главным футбольным поединком в Италии, ведь играют два самых популярных клуба страны. Особую принципиальность это дерби получило в 2006 году, после коррупционного скандала в итальянском футболе, более известного как «Кальчополи». В результате «Ювентус» был отправлен в Серию B, а «Интер» стал единственным клубом, который никогда не вылетал из чемпионата Италии. Данное дерби — одно из самых известных и популярных в Италии, Европе и мире.

Второе — это «Миланское дерби», противостояние с «Миланом». Как вы понимаете, его история началась в 1908 году, после образования «Интера». Матчи проходят в разгорячённой атмосфере и сопровождаются «баннерной войной», а иногда и столкновениями между фанатами клубов. Примечательно, что за «Интер» болеют большинство жителей Милана и это состоятельные люди, а за «Милан» болеет преимущественно рабочий класс. Принципиальные соперники делят один стадион на двоих — «Джузеппе Меацца», также известный, как «Сан-Сиро».

«Интер» выиграл 30 национальных трофеев, 18 раз Чемпионат Италии, 7 раз Кубок Италии и 5 раз Суперкубок Италии, побеждал в Кубке европейских чемпионов два раза подряд, выиграл Лигу Чемпионов в 2010 году. Клуб также выиграл три Кубка УЕФА, 2 Межконтинентальных кубка и один Клубный чемпионат мира ФИФА. «Интер» занял 12-е место в списке лучших футбольных клубов XX века по версии ФИФА.

По состоянию на 2020 год «Интер» является самой посещаемой командой в Италии. Один из семи клубов Европы (единственный итальянский), сделавший так называемый «золотой хет-трик» - в сезоне 2009/2010 «Интер» выиграл чемпионат Италии, Кубок Италии, и Лигу чемпионов.

Известные футболисты, которые играли или продолжают играть за чёрно-синих: Ромелу Лукаку, Златан Ибрагимович, Роналдо, Кристиан Вьери, Марко Матерацци, Юрген Клинсман, Луиш Фигу, Уэсли Снейдер, Иван Перишич, Луис Суарес, Эшли Янг.

Иллюстрация https://1.bp.blogspot.com
Иллюстрация https://1.bp.blogspot.com

27 апреля – 31 октября 1908 года – IV Олимпийские игры

Игры очередной, IV по счёту Олимпиады, проходили в Лондоне с 27 апреля по 31 октября. Было разыграно 110 комплектов медалей в 22 видах спорта.

На 6-й сессии МОК, которая прошла в Лондоне с 20 по 22 июня 1904 года, решался вопрос о месте проведения очередной Олимпиады. На принятие соревнований претендовали три города — Берлин, Милан и Рим. В итоге выбор пал на столицу Италии. Но против этого решения выступил премьер-министр Италии Джованни Джолитти. Он объявил о необходимости решения многих других государственных проблем и отсутствии средств на подготовку. Кроме того, в 1906 году произошло извержение вулкана Везувий, от которого сильно пострадал город Неаполь, что вызвало ещё большие бюджетные расходы. В итоге Джолитти объявил об отказе от организации соревнований.

За два года МОК должен был срочно найти подходящий город. После встречи с королём Великобритании Эдуардом VII, было предложено провести соревнования в Лондоне, это предложение устроило все стороны. Но из-за небольшого количества времени на подготовку Игр, организаторы приняли решение провести соревнования параллельно с Франко-Британской выставкой, несмотря на то, что президент МОК Пьер де Кубертен был против проведения Олимпиад одновременно с другими международными мероприятиями.

В этих Играх приняло участие 2008 спортсменов, что больше, чем за все предыдущие Игры, вместе взятые. Они представляли 22 команды (спортсмены Новой Зеландии выступали совместно со спортсменами Австралии под названием Австралазия), из них впервые — Турция и Великое княжество Финляндское (которое выступало отдельно от команды России). Несколько команд, которые пропустили летние Олимпийские игры 1904 в Сент-Луисе, после восьмилетнего перерыва вновь приняли участие: Аргентина, Бельгия, Богемия, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Россия и Швеция. В составе команды Дании впервые принял участие спортсмен из Исландии (отдельной командой Исландия впервые выступила на Играх 1936). Единственной страной, которая участвовала раньше, но на этот раз не приехала, была Куба.

Официальная церемония открытия Игр прошла на стадионе Уайт-Сити 13 июля, хотя первые соревнования начались уже 27 апреля и к этому моменту были разыграны 25 комплектов медалей.

На церемонию приехали множество знатных людей как со всей Великобритании, так и из остальной части Европы. 18 национальных сборных, собравшихся на церемонии, приняли участие в параде вокруг стадиона, при этом впервые неся национальные флаги. Сборные участников маршировали в алфавитном порядке стран на английском языке. Проходя возле королевской ложи, знаменосцы наклоняли флаги в честь Эдуарда VII. Единственной, кто отказался это сделать, была делегация США, так как организаторы по ошибке повесили вместо американского и шведского флагов знамёна Китая и Японии, которые не принимали участия в Играх. Финский знаменосец прошёл вообще без флага, так как в России финским спортсменам запретили выступать под флагом Финляндии, а маршировать под российским они отказались.

Церемония награждения призёров Игр прошла 28 июля. На ней вручались медали победителям июльских соревнований. Вручать призы должен был король Эдуард VII, но он, рассерженный поведением американских спортсменов на церемонии открытия, отказался участвовать в этом мероприятии. Вместо него медали победителям вручала его жена Александра, а также герцогиня Ратленда и герцогиня Вестминстера. Впервые золотые медали получили Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция и ЮАР.

После этих Игр в прессе были впервые напечатаны таблицы, которые показывали количество медалей, выигранных каждой страной. В общекомандном зачёте победителем была признана Великобритания, на втором месте США, на третьем Швеция.

Во время Игр епископ Пенсильвании Этельберт Талбот во время службы, произнёс известную фразу «Главное не победа, а участие».

Иллюстрация https://alphabetilately.org
Иллюстрация https://alphabetilately.org

21 апреля 1908 года – Покорение Северного полюса

Как утверждает сам Фредерик Кук, он стал первым кто достиг Северного полюса, за год до Роберта Пири, который официально считается первым человеком, достигнувшим Северного полюса. В связи с этим в 1909 году Пири и некоторые сотрудники Кука обвинили его в фальсификации данных.

Идея достижения Северного полюса возникла у Кука ещё летом 1907 года после знакомства с миллионером Джоном Брэдли. Брэдли намеревался поохотиться в экстремальных условиях. Экспедиция организовывалась спонтанно: на её подготовку ушёл месяц. Отправляясь из Нью-Йорка, Кук, по его собственным словам, не имел никаких определённых планов. По воспоминаниям миллионера Брэдли, уже находясь в Арктике, Кук предложил ему дойти до Полюса, заявив, что это заветная мечта его жизни.

24 августа судно «Джон Брэдли» пришло в эскимосское становище Анноаток на гренландском побережье. Брэдли не испытывал энтузиазма по поводу новых намерений своего спутника, касающихся покорения Полюса, и отказался от этой идеи, но передал ему часть провианта и топлива со шхуны. 3 сентября 1907 года «Джон Брэдли» покинул Анноаток, оставив Кука.

Кук выступил из Анноатока 19 февраля 1908 года. 25 февраля началось пересечение о. Элсмир, морозы при этом достигали −52 °C при полном безветрии. Команде предстояло миновать водораздел между проливом Юрика и морем Баффина. Всего на пересечение гористого острова на экстремальном морозе потребовалось 4 дня. Спустя 60 лет тем же маршрутом прошёл известный британский полярник Уолли Герберт, которому на этот же путь потребовалось 4 недели.

К началу марта Кук отошёл на 643 км от Анноатока, до полюса оставалось ещё 836 км. Основываясь на записях Кука, известно, что люди, несмотря на морозы и штормы, пребывали в отличной физической форме.

Продолжительный переход от Анноатока стал для них необходимой тренировкой, позволив втянуться в трудности маршрута, испытать снаряжение и приобрести необходимый опыт. При этом не было потеряно время, чему способствовал ранний выход с зимовочной базы в Анноатоке. Свежая мясная пища давала возможность людям полностью восполнять затраты энергии, уходившей на длительные переходы в условиях сильных морозов.

На мысе Свартенвог Кук принял решение максимально сократить груз и команду. С собой он взял только двух эскимосов. Снаряжение было рассчитано на 80 дней пути.

Команда отправилась 18 марта 1908 года. Во время шторма 25 марта ледяное поле раскололось, трещина прошла через иглу, в котором находились члены экспедиции. Кук в спальном мешке оказался в воде при −45 °C. Аналогичная история повторилась спустя три дня. 30 марта Кук написал в дневнике, что в 50 милях к западу от его маршрута видит признаки покрытой льдом пустынной земли. Кук назвал её «Землёй Брэдли» и сделал панорамную фотографию, но уже на следующий день не смог обнаружить никаких признаков суши.

13 апреля у измученных работой эскимосов произошёл нервный срыв, до предела измотанному Куку уговорами удалось вернуть своим спутникам мужество. При этом команда уже столкнулась с недостатком пищи, из-за чего пришлось начать забой ездовых собак. По вычислениям Кука, 19 апреля они находились в 29 милях от полюса. По его записям в дневнике, эскимосы взяли бинокль и пытались отыскать земную ось. Северного полюса Кук и эскимосы достигли, по его заявлению, в полдень по местному времени 21 апреля 1908 года и пробыли там двое суток.

Иллюстрация https://zen.yandex.lv
Иллюстрация https://zen.yandex.lv

15 мая 1908 года – Основание Международной федерации хоккея с шайбой

Международная лига хоккея на льду была создана 15 мая 1908 года на I конгрессе, который прошёл в Париже по адресу улица Прованс, д. 34. На конгрессе присутствовали представители Франции, Бельгии и Швейцарии. Были также приглашены Германия и Россия, но их представители не смогли принять участие в конгрессе. Первыми членами уже в 1908 году стали Франция, Богемия, Великобритания, Швейцария и Бельгия. Первые игры были сыграны в Берлине с 3 по 5 ноября 1908 года.

Официальным языком новообразованной организации стал французский, но в наше время он таковым уже не является. В настоящий момент единственным официальным языком является английский, но при этом обязательны синхронные переводы на немецкий и русский.

Несмотря на свои полномочия во всём мире, ИИХФ имеет ограниченное влияние на развитие хоккея с шайбой в США и Канаде, где высшей хоккейной организацией является Национальная хоккейная лига (НХЛ). Канада и США являются единственными членами ИИХФ, которые имеют свои собственные своды правил.

В 2008 году исполнилось 100 лет со дня основания Международной федерации хоккея. Сезон 2007—2008 годов прошёл под знаком празднования юбилея. Кульминацией празднования столетия ИИХФ стал чемпионат мира по хоккею с шайбой 2008 года впервые организованный в Канаде, родине хоккея и многолетнем лидере этого вида спорта. В финальном матче Россия выиграла у хозяев турнира со счётом 5:4, проведя решающую шайбу в овертайме.

Иллюстрация https://twitter.com
Иллюстрация https://twitter.com

30 июня 1908 года – Падение Тунгусского метеорита

Примерно за неделю до падения болида в Европе и Западной Сибири было зафиксировано явление, получившее название «светлые ночи 1908 года». Также за несколько дней до события, , в Европе стали наблюдать необычные атмосферные явления: серебристые облака, яркие сумерки, солнечные гало. Газеты в то же время сообщали, что в полночь на улицах некоторых городов было настолько светло, что можно было даже читать, а в день тунгусской катастрофы, и в следующие сутки нетипично светлые, а местами даже цветные сумерки и ночи наблюдались на всём пространстве от Енисея до побережья Атлантического океана.

Утром 30 июня 1908 года над центральной Сибирью пролетело огненное тело, напоминавшее большой огненный шар, двигавшееся в северном направлении. Его полёт наблюдался во многих поселениях в той местности.

Полёт закончился в 07:15 взрывом на высоте 7—10 км над незаселённым районом тайги. Ударная волна была зафиксирована обсерваториями по всему миру, в том числе и в Западном полушарии. Взрыв был слышен за 800 километров от эпицентра, а оконные стёкла в домах были выбиты в радиусе 200 километров. В результате взрыва были повалены деревья на территории 2150 км², от эпицентра взрыва. В течение нескольких дней на территории от Атлантики до центральной Сибири наблюдалось интенсивное свечение неба и светящиеся облака. Вокруг места падения лес был повален веером от центра, причём в самом центре падения часть деревьев осталась стоять на корню, лишённая ветвей и коры.

Только в 1927 году в район катастрофы были направлены первые исследовательские экспедиции. Вещество гипотетического Тунгусского метеорита не было найдено в сколь-нибудь значительном количестве, однако были обнаружены микроскопические силикатные и магнетитовые шарики, а также повышенное содержание некоторых элементов, указывающее на возможное космическое происхождение вещества.

Первоначальное объяснение явления — падение метеорита, достаточно быстро начало вызывать сомнения у специалистов из-за того, что никаких остатков этого метеорита так и не удалось найти, несмотря на предпринятые значительные усилия по их поиску.

Дальнейшие исследования осложнились тем, что район взрыва стал зарастать лесом с невероятной скоростью — в три раза быстрее нормы. Учёные так и не смогли объяснить это явление. Подтверждений того, что почва была поражена радиацией, также не найдено. Феноменальный рост решили связать с тем, что погибший лес превратился в золу и перегной, которые послужили удобрением для выживших и новых деревьев.

В опубликованной в 1970 году статье в журнале «Природа» было описано целых семьдесят семь гипотез о его падении. Но что интересно, до настоящего времени ни одна из гипотез, объясняющих все существенные особенности явления, так и не стала общепринятой. При этом предлагаемые объяснения весьма многочисленны и разнообразны.

В 90-ые годы учёные решили обобщить все теоретические вычисления и данные, собранные десятками экспедиций. С помощью компьютерного моделирования удалось реконструировать момент падения и практически полностью воссоздать физическую картину явления. Но даже это не помогло дать однозначный ответ на вопрос, что именно произошло летом 1908 года.

Иллюстрация https://news.myseldon.com
Иллюстрация https://news.myseldon.com

26 июля 1908 года – Основание в США Федерального бюро расследований (ФБР)

Федеральное бюро расследований появилось в США как организация Специальных Агентов 26 июля 1908 года по инициативе Генерального прокурора США Чарльза Джозефа Бонапарта, во время президентства Теодора Рузвельта. Сначала организация получила название Бюро расследований (BOI), в 1932 году была переименована в Бюро расследований Соединённых Штатов. В 1933 году оно объединилось с Бюро запрета (бюро по контролю исполнения «сухого» закона) и получило новое название Отдел расследований (DOI). И только в 1935 году бюро получило нынешнее название — Федеральное бюро расследований (FBI).

В настоящее время в ФБР работает свыше 35 000 тысяч сотрудников. Из них — около 13 000 «специальные агенты» (кадрового оперативного состава) и около 22 000 человек обслуживающего персонала: аналитики, лингвисты, учёные, ИТ-специалисты и другие.

Самой крупной операцией ФБР по числу задействованных агентов признаны аресты сотрудников полиции Пуэрто-Рико в октябре 2010 года, подозреваемых в коррупции и содействии наркоторговле. Во время операции было арестовано около 130 человек, в ней участвовало около тысячи агентов ФБР.

За всю свою историю ФБР неоднократно подвергалось критике за свои действия.

В 1993 году в результате неудачной спецоперации ФБР против секты «Ветвь Давидова», последовавшей после 51-дневной осады, в городе Уэйко, Техас, погибло 79 человек, включая 21 ребёнка.

Расследование взрыва на Летней Олимпиаде 1996 года в Атланте, в результате которого погибло 2 человека и более 100 получили ранения, вызвало многочисленные нарекания.

В 2001 году агент ФБР Роберт Ханссен был уличён в шпионаже на СССР, а затем на Россию, за что был приговорён к пожизненному заключению. Это вызвало большой скандал и заставило задаться вопросом над системой безопасности, практикуемой в ФБР.

Заключительное сообщение Комиссии 9/11, расследовавшей события 11 сентября 2001 года, гласило, что ФБР и ЦРУ недобросовестно исполняли свои обязанности и не обратили внимания на сведения, которые могли помочь предотвратить террористическую атаку.

ФБР также регулярно критикуется федеральными агентствами из-за нежелания сотрудничать, властности в принятии решений в спорных случаях разграничения полномочий и за попытки повлиять на освещение своей деятельности в СМИ.

Иллюстрация https://comp-pro.ru
Иллюстрация https://comp-pro.ru

16 сентября 1908 года – Основание компании General Motors

General Motors — крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2008 года на протяжении 77 лет была крупнейшим производителем автомобилей в мире. По результатам 2014 года концерн занимал третье место в мире после Toyota и Volkswagen по количеству проданных автомобилей. Производство налажено в 35 странах, продажа — в 192 странах. Штаб-квартира компании расположена в Детройте. Первоначально штаб-квартира компании находилась в городе Флинт (штат Мичиган), и только спустя время переехала в Детройт.

Официально история General Motors начинается с 16 сентября 1908 года, когда компания Durant-Dort Carriage окончательно объединилась с Buick Motor Company. Спустя два месяца после образования, в её состав вошла фирма Olds Motor Vehicle, один из старейших автопроизводителей США, с 1897 года выпускавший знаменитые «олдсмобили», а ещё через несколько месяцев GM приобрела половину Oakland Motor Car, а вскоре и полностью выкупила всё предприятие. Ещё через год, корпорация купила компанию Cadillac за 5 с половиной миллионов долларов. Деньги по тем временам были сумасшедшие.

В Первую мировую войну компания «General Motors» поставила в армию порядка 100 000 как самих грузовиков, так и их модификаций.

В 20-ых годах началась зарубежная экспансия корпорации: в 1925 году была куплена британская компания Vauxhall Motors а в 1931 году — немецкая Adam Opel; также была значительно увеличена доля на американском рынке — с 12 % в 1921 году до 44 % в 1941 году.

С начала 1930-х GM является крупнейшим автопроизводителем в США и в мире, вошёл в «большую тройку» автопроизводителей: GM, Ford, Chrysler.

Во время Второй Мировой войны фирма вплотную занялась заказами военных. Она занимается производством оборудования для подводных лодок, танков и специальных грузовиков. Многие такие грузовики в рамках ленд-лиза оказались в России.

К концу 40-х годов продукция компании была очень популярна во всём мире. Продажа автомобилей шла очень успешно, даже с учетом того, что дизайн автомобилей практически не изменился.

1950-е годы были отмечены рядом новшеств в автомобилях, производимых GM. С 1950 года все марки автомобилей стали доступны с автоматической коробкой передач, с 1955 года — восьмицилиндровые двигатели, была улучшена аэродинамика машин, электропитание переведено с 6 на 12 вольт, появились усилители руля и тормозов, а также кондиционеры и ремни безопасности, в 1956 году был выпущен первый автомобиль с полным приводом.

Однако с середины 1950-х годов всё большую популярность в США начали приобретать европейские автомобили, продажи детройтских гигантов (GM, Ford, Chrysler) упали на 15 %, импорт машин превысил их экспорт, ввезённые автомобили составили 8 % от продаж в США.

В 1960-х положение компании усугубилось беспорядками в обнищавших пригородах Детройта. На трудности GM прореагировала расширением сферы деятельности: корпорация начала заниматься бытовой техникой, страхованием, локомотивами, электроникой, подшипниками, банкингом и финансовыми услугами.

В 1974 году цена на нефть резко возросла вследствие введения эмбарго на импорт из стран ОПЕК, также в США был принят закон, вводивший жёсткие ограничения на загрязнение воздуха, что в сумме сильно ударило по GM, также как по Ford и Chrysler.

В 1980-х годах выручка GM неуклонно снижалась и впервые за 60 лет показала убыток по итогам года, но в то же время было потрачено более 60 миллиардов долларов на обновление модельного ряда автомобилей, а также на модернизацию заводов. В 1984 году была куплена компания Electronic Data Systems (связь и хранение данных), в 1986 году компания Hughes Aircraft (самолёты). В 1990 году GM приобрела 50-процентную долю у шведского автопроизводителя Saab Automobile AB, тогда же была создана дочерняя компания по производству малолитражных автомобилей в Теннесси (Saturn Corporation).

За три года с 1990 по 1992 чистый убыток корпорации составил в сумме 30 миллиардов долларов, доля на рынке США сократилась до 35 %.

В 1992 году GM возглавил Джэк Смит, которому доверили дело возрождения корпорации. Уже в том же году численность персонала в центральном офисе была сокращена с 13 500 до 2300, к 1996 году было закрыто 24 завода и уволено 65 тысяч сотрудников, проданы подразделения по производству деталей. Эти меры, а также снижение курса доллара, что делало импортные товары дороже, позволило в 1993 году начать получать чистую прибыль. Однако доля на рынке продолжала падать. Сокращение доли на домашнем рынке корпорация попыталась компенсировать расширением присутствия на азиатском и европейском рынках - в 1999 году была куплена 20-процентная доля в Fuji Heavy Industries, производителей автомобилей Subaru, в 2000 году также 20 % в компании Fiat Auto S.p.A. и установлен полный контроль над Saab. В 2002 году куплена часть южнокорейской Daewoo Motor Company.

В конце первого десятилетия XXI века финансовое состояние GM сильно ухудшилось. 1 июня 2009 года компания приступила к процедуре банкротства. Согласно условиям банкротства, правительство США предоставило компании около 30 млрд долларов, а взамен получило 60 % акций концерна, правительство Канады — 12 % акций за 9,5 млрд долларов. Президент США Барак Обама заявил, что государство не планирует контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только улучшится финансовое положение концерна. В результате 10 июля 2009 года была создана новая независимая компания General Motors Company. Старая GM (General Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation Company. Предполагалось, что после банкротства концерн будет разделён на две компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а во вторую — наиболее прибыльные Chevrolet и Cadillac. В частности, в 2009 году GM планировала продать убыточный Opel, и одним из претендентов на покупку являлся консорциум компании Magna International и российского Сбербанка. Однако в начале ноября GM приняла решение оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом отрасли из кризиса и нежеланием уходить с рынка малолитражных автомобилей.

В 2017 году GM всё же продали компании Opel и Vauxhall концерну Groupe PSA (Peugeot, Citroën). В ноябре 2018 года GM объявила о закрытии в Северной Америке трёх нерентабельных заводов, которые намеревалась приобрести компания Tesla.

В наши дни одним из лидеров продаж на автомобильном рынке России до недавнего времени являлась Chevrolet NIVA, которую выпускал завод совместного предприятия в городе Тольятти. Сейчас автомобиль производится под брендом Lada Niva и не имеет к GM уже никакого отношения. АвтоВАЗ выкупил долю в совместном с General Motors предприятии и в апреле переименовал "GM-AvtovAZ" в "Лада Запад Тольятти".

Иллюстрация https://m.smedata.sk
Иллюстрация https://m.smedata.sk

17 сентября 1908 года – Первая авиакатастрофа

В этот день в США в штате Вирджиния на военной базе Форт Мейрес проходил авиационный праздник. Один из братьев-конструкторов первого в мире самолёта, Орвилл Райт, должен был выполнить полёты на биплане собственного производства модели «Райт А». Пионеру самолётостроения уже не раз приходилось выполнять на нём полеты, но на этот раз было решено взять с собой пассажира. Вызвался лейтенант Томас Селфридж. Взлёт прошел нормально, да и полёт определенное время проходил успешно. Зрители были восхищены. Но при одном из наборов высоты конструкция биплана просто не выдержала веса пассажиров и самолёт развалился. Орвилл Райт тяжело травмировался, а лейтенанта задавил двигатель биплана. 26-летний лейтенант Томас Селфридж стал первым человеком, который погиб в авиакатастрофе.

Иллюстрация https://ru.wikipedia.org
Иллюстрация https://ru.wikipedia.org

27 сентября 1908 года – Первый легендарный Ford T (Жестяная Лиззи)

Ford Model T, также известный, как «Жестяная Лиззи», автомобиль, выпускавшийся Ford Motor Company с 1908 по 1927 годы. Был первым в мире автомобилем, выпускавшимся миллионными сериями. Генри Форд, по мнению многих, «посадил Америку на колёса», сделав новый легковой автомобиль сравнительно доступным для американца среднего класса. Это стало возможным благодаря таким нововведениям, как применение конвейера вместо индивидуальной ручной сборки и разумного, не в ущерб качеству, упрощения конструкции автомобиля, что позволило снизить себестоимость. Первый экземпляр Model T построен 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте, штат Мичиган.

«Лиззи» — распространённая в США лошадиная кличка. Таким образом, это название подчёркивало тот факт, что Ford T пришел на смену живой лошади в качестве транспорта.

По своим техническим характеристикам, комфорту и оборудованию Ford T не уступал большинству автомобилей своего времени, превосходил многие из них по надёжности и долговечности, а по габаритным размерам и объёму двигателя соответствовал современным моделям среднего класса, и, в отличие от последовавших за ним массовых европейских малолитражек, создавался в качестве полноценного семейного транспортного средства для страны с большими расстояниями и плохими дорогами, приспособленного для дальних поездок и обладающего соответствующими простором, комфортом и запасом прочности. Именно такому набору технических, эксплуатационных и потребительских качеств, а не только низкой стоимости и агрессивному маркетингу, Model T был обязан своим глобальным успехом.

Помимо упрощённой конструкции, ещё одним козырем Генри Форда была великолепная организация производства. Например, для того, чтобы снизить издержки и меньше зависеть от поставщиков, Форд завёл собственное металлургическое производство. Субподрядчикам он давал конкретные указания какого размера должны быть доски для ящиков, в которых поставлялись детали. В дальнейшем из этих досок выпиливались деревянные части машины. Оставшаяся древесина пережигалась в древесный уголь, который тоже поступал в продажу. Такой скрупулёзный подход к производству привел к тому, что Ford T стоил каких-то 825 долларов. И это в то время, когда большинство автомобилей в США в 1908−10 годах стоило от 1100 до 1700 долларов. В 1916−1917 годах было продано уже 785 432 машины, причём цена постоянно снижалась и к этому времени достигла 350 долларов.

Всего было выпущено чуть более 15 миллионов автомобилей Ford модели «Т».

Ford T был ещё и первым «всемирным» автомобилем, то есть выпускавшимся во многих странах мира. В частности, филиалы имелись в Германии, Великобритании, Франции, Австралии.

Иллюстрация https://www.drom.ru
Иллюстрация https://www.drom.ru

28 октября 1908 года – Первый художественный фильм, снятый в Российской империи

Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

Фильм представляет собой последовательность сцен, длящиеся в общей сложности около 6 минут. Все они сняты и смонтированы длинными кадрами и общими планами. Режиссура фильма крайне примитивна, актёры беспорядочно бегают в кадре, широко размахивая руками. Сюжет развивается только благодаря титрам, сообщающим зрителю, как понимать следующий эпизод. Финал, в котором Разин поднимает княжну над головой и бросает её в воду, снята со спецэффектом - монтажная склейка скрывает момент, когда актрису заменяют манекеном.

Фильм снимался на озере Разлив. В съёмках принимали участие 150 человек массовки.

Сюжет следующий – после победы банды Разина над персами, взята в плен красавица-персиянка, в которую влюбляется Стенька Разин. Из-за того, что его банда разгромила Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Разин ведёт всех на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается для гулянок. Есаулы пытаются его вразумить, но безуспешно. Тогда решают пойти другим путём - напоить Разина и подкинуть ему поддельное письмо, из которого станет ясно, что княжна обманывает Разина и изменяет ему с неким «принцем Хассаном». Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в Волгу.

Фильм стал одной из самых первых русских кинопостановок, а заодно вызвал скандал вокруг вопроса признания авторских прав сценариста пьесы Гончарова, которому в дальнейшем было отказано.

Иллюстрация https://b1.culture.ru
Иллюстрация https://b1.culture.ru

28 декабря 1908 года – Мессинское землетрясение

Землятресение магнитудой 7,5 произошло в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина, Реджо-ди-Калабрия и Пальми.

Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря 1908 года в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара. Уже после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии.

Существуют разные оценки общего количества погибших, чаще всего называются цифры от 70 000 до 100 000 человек, в том числе около 60 000 в городе Мессина, население которого составляло около 150 000 человек. Однако некоторые специалисты считают, что максимальное число погибших было около 200 000 человек.

Первыми в Мессину прибыли корабли Гардемаринского отряда Балтийского флота - «Цесаревич», «Слава», «Адмирал Макаров», «Богатырь». Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю, и в момент землетрясения находились рядом.

Через несколько часов после русских, прибыли корабли Средиземноморской эскадры Королевского флота Великобритании. Моряки участвовали в разборе завалов, открыли походную кухню, на кораблях доставляли раненых в другие города. В дальнейшем помощь приходила из многих стран.

В память о спасателях в Мессине названы улицы: улица Российских героев-моряков 1908 года, улица Русских моряков, улица Русских моряков Балтийcкoй эcкадpы.

Это землетрясение считается сильнейшим за всю историю Европы.

Иллюстрация https://ru.wikipedia.org
Иллюстрация https://ru.wikipedia.org

------------------

Это был богатый на события год, и он уже история. Спасибо за уделённое мне время! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, увидимся в следующем году!