Люблю перечитывать классику фантастики. А почему? Крепкий сюжет, скажете. Но он становится известен после первого же прочтения. Язык, слог. Но и современные авторы частенько пишут не хуже. К тому же многие зарубежные книги знакомы нам только в переводах - да, отличных, качественнейших переводах, однако родной авторский язык по ним сложно оценить. Ну не все же из нас читают иностранную литературу в оригинале, да?
По мне, самое интересное в старых фантастических романах - отыскивать пророчества, предвидения писателей. Например, автор описывает некую невозможную в его время штуковину - а мы вдруг замечаем, что эта вещь уже давно у нас в обиходе, пользуемся, привыкли. Что это? Неужели писатели способны заглядывать в будущее? Или, напротив, предсказывают его? Не зря ведь говорят, что мысли влияют на окружающую реальность. А может, их фантазии просто вдохновляют изобретателей?
Сегодня предлагаю поговорить об одном из моих любимейших произведений подобного рода - романе «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, в котором тоже есть такие пророческие моменты. В этой статье я расскажу буквально о парочке, но, думаю, вам понравится. Может, и сами уже обращали на них внимание, а может, для вас они станут открытием.
На всякий случай напомню, что это научно-фантастический роман-антиутопия, изданный в 1953 году.
1953, Карл! Это важно!
Итак, в романе описан мир, где книги запрещены, потому что учат думать, чтение книг карается законом, а пожарные, вместо того, чтобы бороться с огнём, этот самый огонь разжигают: уничтожают книги. Это если вкратце. Речь сейчас пойдёт о другом: о писательском предвидении.
Например, ещё в первой главе есть такие слова:
В ушах у неё плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с напёрсток, радиоприёмники-втулки, и электронный океан звуков – музыка и голоса, музыка и голоса – волнами омывает берега её бодрствующего мозга.
Эти «Ракушки», которые потом неоднократно встретятся читателю в тексте, - прообраз современных крохотных беспроводных наушников. Но так, между прочим, даже прототипы их появились только в 90-х годах XX века. В 1991 году инженеры компании Etymotic Research адаптировали для использования в аудиотехнике наушники, которые раньше применялись в диагностических тестах и исследованиях слуха. А первой компанией, выпустившей отдаленно напоминающую беспроводную модель, стала Koss. Но сама история Koss начинается лишь в 1958 году, через пять лет после выхода романа Брэдбери, и до беспроводных моделей ещё очень далеко.
А как насчёт «телевизионной комнаты», в которой вместо обычных стен - экраны?
– Это очень интересно. И будет ещё интереснее, когда у нас будет четвёртая телевизорная стена. Как ты думаешь, долго нам ещё надо копить, чтобы вместо простой стены сделать телевизорную? Это стоит всего две тысячи долларов.
– Треть моего годового заработка.
– Всего две тысячи долларов, – упрямо повторила она. – Не мешало бы хоть изредка и обо мне подумать. Если бы мы поставили четвёртую стену, эта комната была уже не только наша. В ней жили бы разные необыкновенные, занятые люди. Можно на чём-нибудь другом сэкономить.
– Мы и так уж на многом экономим, с тех пор как уплатили за третью стену. Если помнишь, её поставили всего два месяца назад.
– Только два месяца? – Она остановила на нём задумчивый взгляд.
Телевизионная комната, в которой, к тому же, реализована функция погружения зрителя в происходящее на экране, его участия! Придумать такое в 1953 году - это как шагнуть лет на 50-60 вперёд!
А знаете, какими были телевизоры в 1953? - примерно вот такими (типа тумбочки с маленьким экранчиком):
Кстати, цветное телевидение появилось как раз в 1953, когда в США был расширен стандарт NTSC для черно-белого телевещания: в «яркость» была добавлена «цветность». Не исключено, что именно этот прорыв повлиял на фантазию Рэя Брэдбери. Первый пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году американская научно-исследовательская лаборатория RCA, возглавляемая русским эмигрантом Владимиром Зворыкиным, которого считают «отцом» электронного телевидения (в 1933 году он изобрёл иконоскоп - передающую электронную трубку). Сначала такие телевизоры выпускались с диагональю в 15 дюймов, потом появились и пошире. Стоили весьма недёшево (больше тысячи долларов США) и были доступны далеко не всем.
А первые телевизоры с плоскими кинескопами появились только в 1982 году. Их начала выпускать японская компания SONY. И поначалу это были карманные варианты.
Первый телевизор FlatTV (т. е. плоскоэкранный телевизор) с диагональю 42 дюйма, появился в продаже в 1997 году. Стоимость его была около 15 000 евро в тогдашнем эквиваленте.
Что до погружения зрителя в происходящее, то, в принципе, кое-какие представления об этом Брэдбери вполне мог иметь. Объёмные изображения в кино (так называемое «стерео», то, что позже стало известно как 3D-кино) широко распространились в США в 1950-м году. (На самом деле эра стереоскопического кинематографа началась, по сути, ещё в конце 1890-х годов, когда британский первопроходец кинематографа Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стереоскопического фильма. - информация из Википедии).
Впрочем, 3D-изображение воздействует разве что на зрение. Это ещё не полное погружение. А вот так называемое 4D-кино - комбинация 3D-кино и физических эффектов, синхронизированных с фильмом, когда зритель ощущает движение и вибрацию кресел, ветер, дым, брызги воды, запахи , - это вообще дитя XXI века.
Вот такие чудеса способно творить человеческое воображение. =)
Я рассказала в статье буквально о паре моментов, когда писатель сумел то ли предугадать будущее, то ли каким-то образом заглянуть в него, то ли вдохновить своими фантазиями изобретателей. Отправляюсь читать «451 градус по Фаренгейту» дальше. Может, ещё чего-нибудь в этом роде найду. Присоединяйтесь! ;-)
Если вам понравилась статья - добро пожаловать на мой канал! Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте, делитесь прочитанным с друзьями.