Найти тему
Антиплут

Одноразовые вещи. От лампочки до автомобиля.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Написать эту статью меня сподвигла обычная сгоревшая светодиодная лампочка.

Ну сгорела и сгорела, подумаешь беда? Но дело в том, что прослужила она всего пару месяцев. Теоретически ее можно отнести обратно в магазин и обменять, а при большом желании (и наличии инструмента + прямых рук), даже починить. Но как поступит 99% обычных людей? Я думаю, что они ее просто выбросят.

Только представьте какая гора мусора образуется, если каждый из нас выбросит всего по одной лампочке в одну кучу ( я уже молчу о том, что эти лампочки положено утилизировать, а не просто бросать в мусорный контейнер)

-2

А теперь вспомните или спросите у старшего поколения, сколько времени служили обычные советские лампочки. Они работали годами и даже десятилетиями!

В Книгу рекордов Гиннесса официально включена лампочка, которая горит уже более 100 лет! Лампочка эта висит в пожарной части и на нее даже можно было посмотреть через веб-камеру.

-3

Но и запланированное устаревание появилось тоже не вчера, причем началось оно именно с лампочек.

23 декабря 1924 года был организован картель Phoebus - сговор нескольких производителей электрического оборудования, в том числе компаний Osram, Philips и General Electric.

Поскольку срок службы лампочек достиг величин, при которых прибыль производителей оказалась под угрозой, они договорились сократить продолжительность жизни продукта почти вдвое — до тысячи часов.

Планируемое устаревание стало концепцией, которую приветствовали ведущие экономисты того времени. К концу 1920-х годов эта модель стала настолько популярной, что один из партнеров Lehman Brothers Пол Мазур назвал устаревание "новым богом" американского бизнеса. Он писал: “Мы должны превратить Америку из культуры потребности в культуру желания. Людей нужно научить хотеть новую вещь еще до того, как старая отслужила свое”. (кажется у них это получилось, причем не только в Америке)

Концепция запланированного устаревания появилась не просто так: экономисты 1930-х годов призывали использовать ее, — ни много ни мало, — чтобы покончить с Великой депрессией. Но когда депрессия завершилась, эта модель не просто никуда не ушла — она стала основой всей современной экономики потребления. Устаревание встроено буквально во все, что покупает потребитель до сих пор.

Приведу несколько примеров:

Сталкивались ли вы с тем, что телефон после обновления стал работать хуже? А сможете ли самостоятельно заменить батарею в своем айфоне?

-4

А это пример гарантии и срока службы нового телевизора.

-5

Срок службы - 5 лет! А ведь здесь вопрос цены уже немного побольше, чем у лампочки. С остальной бытовой техникой ситуация аналогичная. Почти вся она перестала быть ремонтопригодной и не редки случаи, когда прибор ломается буквально на следующий день после окончания гарантии.

И опять вернемся в прошлое. Помните рекламу японского тв, в которой говорилось, что если со временем цвета на экране потускнели, то просто вытрите с него пыль? И действительно, многие из этих мастодонтов работают по сей день. Другое дело, что сейчас мало кто захочет держать у себя дома такой раритет.

-6

А доводилось ли вам видеть холодильник "Зил"? Мне, к сожалению, нет. Но они до сих пор продаются на досках объявлений, причем в рабочем состоянии. Наверное эти вещи будут работать даже тогда, когда погаснет Солнце.

-7

Но перенесемся в день сегодняшний и поговорим о вещах более дорогих чем лампочка или телевизор - об автомобилях.

Конечно автомобиль уже давно перестал быть роскошью и есть уже практически в каждой семье, но все равно, для рядового гражданина это довольно ощутимая покупка. Поэтому достаточно большая часть нашего населения все еще покупает железных коней уже бывших в употреблении. Но скоро и это может закончиться. И вовсе не потому, что доходы у людей резко увеличатся и все будут покупать только новенькие "мерседесы".

Дело в том, что автопроизводители тоже не отстают от коллег в плане применений технологий запланированного устаревания. Сейчас уже является нормой менять целый узел из-за поломки небольшой детали.

Черными кружками на картинке, я выделил детали (втулки стабилизатора), которые являются практически расходниками на любом автомобиле. Стоят они копейки и их замена не составляет труда. Тем более их можно заменить на полиуретановые, у которых срок службы гораздо дольше (на фото как раз такие). Но некие "гении" придумали делать эту деталь неразборной. Т.е., когда порвется копеечная резинка, то вам нужно покупать новую в сборе! А стоимость оригинала может составлять десятки тысяч рублей. Для дам, далеких от техники скажу, что это примерно равносильно тому, что вы будете выкидывать новую шубу, если у нее оторвется пуговица.

-8

И это далеко не самая дорогая деталь в автомобиле, которую научились делать одноразовой. Моторы современных автомобилей стали делать так, что они даже при должном обслуживании редко ходят без ремонта дольше 100-200 тыс.км. И вам еще очень повезет, если этот мотор ремонтопригоден. Бывает и так, что запчастей для его ремонта просто не выпускают, а новый двигатель в сборе будет стоить дороже, чем сам б/у автомобиль.

Вот такое оно, современное общество потребления. И что нас ждет в будущем, даже сложно и страшно себе представить. Может одноразовые дома? Как думаете?

Японцы, кстати, уже делают дома из пенопласта.
Японцы, кстати, уже делают дома из пенопласта.

Всем спасибо за внимание и удачи!