Новая корейская дорама «Цветок зла» рассказывает об отношениях психопата, сына серийного убийцы, и его жены — детектива в отделе убийств. Человек с антисоциальным расстройством личности Пэк Хи Сон — нетипичная злодейская роль для популярного дорамного актера с ангельской улыбкой Ли Джун Ки. Его выбор стал главной предпосылкой неадекватного восприятия преступника зрителем — несмотря на сцены с воспоминаниями об убийстве и похищение репортера, случайно опознавшего его, персонаж Джун Ки продолжает вызывать симпатию и сопереживание. Этому способствует публичная ипостась главного героя: в глазах жены и знакомых он — идеальный муж и отец из рекламы счастливой семейной жизни, которую никто никогда не проживал.
Хи Сон очаровательно улыбается, в том числе глазами, — для этого он каждое утро репетирует социально приемлемые выражения лица в ванной и учится читать эмоции окружающих по тьюториалам на YouTube. Пока жена расследует убийства, он готовит изысканную еду. Для ее коллег он делает в своей мастерской по металлу дизайнерские сувениры, а когда сушит волосы дочери феном, заботится о том, чтобы ей не было горячо. Угощая ее яичным тартом в кафе, Хи Сон учит дочь сглаживать любые публичные конфликты и заботиться о репутации, даже если для этого придется извинятся перед теми, кто к ней несправедлив. Не испытывая эмоций к своим близким, он наполняет их жизнь вниманием и нежностью — по прошествии многих лет Чха Чжи Вон все так же влюблена в своего мужа. Она сходит с ума при мысли о том, что с ним что-то случилось, а дочь так сильно привязана к отцу, что не может без него заснуть.
В своей книге «Фабрика психопатов» Тристам Вивьен Адамс объясняет, почему в современной культуре искренность становится недостатком, а успеха в карьере и личной жизни добивается тот, кто умеет сдерживать негативные эмоции и в нужный момент имитировать дружелюбие и сопереживание. Фальшивая эмпатия и манипуляция чувствами окружающих становятся рабочими инструментами в сфере услуг — люди, позиция которых предполагает постоянную коммуникацию, в том числе с неприятными клиентами или недобросовестными коллегами, вынуждены демонстрировать жизнерадостность и любовь, даже если испытывают уныние, неприязнь или безразличие.
По мнению Адамса, хронический диссонанс между внешними и внутренними переживаниями приводит к психопатии: способность к подлинному сопереживанию слабеет, эмоции становятся поверхностными, а этические критерии размытыми. В контексте антисоциальной конкуренции бессердечие превращается в стратегию выживания. Постепенно успешные модели делового общения и поведения, основанные на имитации несуществующих положительных эмоций, начинают использоваться в личной жизни — в культуре, которая учит рассматривать проявление раздражения, ревности и других негативных эмоций как признак токсичности, преуспеть в отношениях можно, лишь изображая счастье. «Цветок зла» — дорама, которая радикально противоречит специфике жанра, — дает повод задуматься над природой идеальных отношений, в которых роли профессиональных любовников отведены людям, утратившим способность чувствовать.