Что хотел сказать автор? Разбираем «Начало» Кристофера Нолана

В преддверии выхода новой работы Кристофера Нолана «Довод» в российский прокат повторно выпущен фильм «Начало», которому в этом году исполнилось уже 10 лет. За это время возникло немало фанатских теорий, как имеющих под собой более-менее разумные основания, так и совершенно неправдоподобных. Расставим все точки над «i» и вспомним, что же на самом деле происходит с героями нолановского блокбастера.

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Нолан известен, прежде всего, как режиссёр, экспериментирующий со временем и ломающий традиционную линейную хронологию, заставляя время то оборачиваться вспять, то нестись вперёд. Еще одна знаковая «фишка» режиссёра — вопрос о границе между реальностью и вымыслом, которую его герои зачастую просто не видят. В этом отношении «Начало» выбивается из ряда его традиционных работ. Не считая первой сцены, служащей по большей части наживкой для зрителя, действие фильма развивается строго линейно, а финал, несмотря на многочисленные трактовки и поиски скрытого смысла, однозначен.

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Сюжет фильма, который при просмотре кажется запутанным и многослойным, по сути можно пересказать одной фразой: «Начало» — это фильм о людях, которые хорошо выполнили свою работу. Команда «извлекателя» Доминика Кобба получает задание внедрить в голову наследника многомиллионной империи Роберта Фишера идею развалить компанию отца. На этом сюжетном уровне герои справляются безупречно (согласно созданной Ноланом и имеющей строгие логические обоснования схеме осознанных сновидений) и встречают сопротивление разве что со стороны защитных проекций Фишера. Для того, чтобы внедрённая идея прижилась и воспринималась сновидцем как своя, «архитектор» создаёт мир сновидения, практически не отличимый от реальности, чтобы затем погрузиться в общий сон и провести Фишера на самый глубокий, третий уровень сна, где в запертом сейфе он и найдёт ту самую заботливо преподнесённую ему идею.

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Именно эта линия чаще всего подвергается критике. В частности, в упрёк режиссёру ставят чрезмерный реализм снов, который в действительности невозможен. Лабиринты Нолана исключают любой сюрреализм, неизбежный, когда мы имеем дело с подсознанием. К тому же механизм проникновения в чужие сны достаточно схематичен, и зритель принимает его на веру.

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Вторая сюжетная линия связана непосредственно с Коббом. Он по-прежнему чувствует свою вину за гибель жены, с которой прожил во сне пятьдесят лет. Желая вернуться вместе с Мол в реальный мир, герой внедряет в её подсознание идею о нереальности окружающего мира. Однако идея поселяется в её голове слишком прочно, и, даже вернувшись в реальность, Мол продолжает считать, что находится во сне, и в итоге заканчивает жизнь самоубийством. Мысль, внедрённая Мол, не проходит бесследно и для Кобба. Он постоянно сомневается, в реальности ли он находится, а проекция Мол лишь усугубляет ситуацию, подкидывая герою мысль о самоубийстве, как о единственно возможном способе вернуться в реальность.

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

С этим страхом и связан тотем Кобба, который работает не так, как остальные тотемы. Если тотем других членов команды — это привычная вещь с дефектом, о котором знает лишь его владелец (игральная кость со смещённым центром тяжести, шахматный слон, который падает только на определённую сторону), то тотем Кобба работает прямо противоположным образом. Волчок, ранее принадлежавший Мол, во сне будет крутиться бесконечно. Таким образом, с его помощью невозможно определить, находится ли человек в чужом сне (так как и в реальности, и в чьём-нибудь кроме Кобба сне волчок рано или поздно остановится). Зато он может показать, находится ли Кобб в своём собственном сне. Однако, как выяснится позднее, и это не работает: если человек не знает, что он спит, тотем теряет силу. Поэтому споры по поводу финальной сцены фильма бессмысленны: покажи Нолан, как волчок остановился, это не было бы стопроцентным гарантом того, что Кобб вернулся в реальность, так как он мог не осознавать, что спит.

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Однако о его возвращении в реальность свидетельствуют другие признаки. Во-первых, обручальное кольцо, которое герой носит на пальце исключительно во сне, а в реальности держит в кармане. В финальной сцене кольца у героя нет. Во-вторых, дети Кобба. Существует версия, в которой говорится, что в конце фильма дети одеты в ту же одежду, что и проекции в подсознании Кобба, и ничуть не повзрослели, а значит, герой так и остался в своём сне. Однако достаточно сравнить стоп-кадры финала и сновидений Кобба, чтобы удостовериться, что дети явно выросли и одеты по-другому. В-третьих, в интервью Майкл Кейн, сыгравший тестя главного героя, рассказывал, что, по словам Нолана, все сцены с его героем происходят в реальности, а значит возвращение Кобба к детям произошло на самом деле. В-четвёртых, об этом косвенно свидетельствует и сцена в Лимбе, в которой Кобб избавляется от чувства вины, так как выполнил обещание, данное Мол — они состарились вместе, а значит, он смог побороть идею о нереальности окружающего мира, которую в нём поддерживала его жена.

Кадр взят с сайта Кинопоиск
Кадр взят с сайта Кинопоиск

Следовательно, в финале Кобб действительно вернулся к детям, а концовку «Начала» со спокойной совестью можно считать хэппи-эндом.