Найти тему

Красотки из "Крокодила"

Сатирический журнал "Крокодил" долгие годы был обличителем всех возможных пороков советского общества. Для "Крокодила" работали лучшие художники. Поэтому неудивительно, что градус сатиры иногда уступал качеству выполнения рисунка. Мастерство художников проявлялось в том, что персонаж даже в негативном свете (как правило, девушка-вертихвостка) получался слишком привлекательным для отрицательного героя. Сегодня посмотрим на самых красивых "тунеядок", стиляг и меркантильных дам по версии журнала "Крокодил".

Перед нами  советская версия картины Пукирева "Неравный брак". Искусство соц.реализма остро утилитарное, поэтому из галереи перемещается на страницы журнала, выполняя попутно воспитательную функцию.
Перед нами советская версия картины Пукирева "Неравный брак". Искусство соц.реализма остро утилитарное, поэтому из галереи перемещается на страницы журнала, выполняя попутно воспитательную функцию.

Престарелый деятель, судя по шапочке и халату - придворный художник или скульптор, приводит в дом "свежую" даму, которая должна стать мамой не менее великовозрастного, но, очевидно, инфантильного сына академика. Насколько это частый для СССР сюжет сложно сказать, сегодня такие браки не становятся объектом насмешки. А вот дама на карикатуре хороша - высокая, статная, с модной прической и не менее модным платьем-бюстье с открытыми плечами элегантного шоколадного оттенка коричневого.

Девушки поступают в театральный институт, причем не в первый раз. Их красота подчеркивает пустоту их образов и готовность сорваться в истерику при первой возможности. Тут же недвусмысленный бокал красного вина.
Девушки поступают в театральный институт, причем не в первый раз. Их красота подчеркивает пустоту их образов и готовность сорваться в истерику при первой возможности. Тут же недвусмысленный бокал красного вина.

Рисунок гораздо более схематичен по сравнению с предыдущим. Однако, и тут художник находит средства для того, чтобы выразить легкомысленность и зацикленность героинь на внешности - много красного, акцент на губы и ноги, выбивающийся из общей локальной заливки принт на юбке одной из девушек. Цветные колготки, юбка-карандаш, распущенные прямые волосы - все это также признаки модного, а следовательно "низко морального" образа жизни.

Тема "брошенных на бабушек детей" одна из самых популярных в "Крокодиле". Что странно, ведь в СССР женщины должны были успевать и рожать, и работать, вести быт и комсомольскую активность - без бабушек не обойтись.
Тема "брошенных на бабушек детей" одна из самых популярных в "Крокодиле". Что странно, ведь в СССР женщины должны были успевать и рожать, и работать, вести быт и комсомольскую активность - без бабушек не обойтись.

А это карикатура начала 60-х. Посмотрите как разительно отличается и образ героини, и ее наряд, и стиль рисунка в целом. Позы степенные, жесты элегантные, а платье и прическа будто сошли с подиума показа Диор. Высокая бабетта, платье с открытыми плечами и юбкой-колоколом, шаль, крупные пластмассовые аксессуары в цвет шали - невозможно эту героиню считать отрицательной, если вскоре после рождения ребенка она так шикарно выглядит.

Карикатура конца 60-х и впервые у художника получился образ одновременно стильный и непривлекательный.
Карикатура конца 60-х и впервые у художника получился образ одновременно стильный и непривлекательный.

Все предыдущие героини карикатур были очевидными красотками. На этом же рисунке художнику впервые удалось стильный образ сделать непривлекательным. Дело тут, вероятно, в экспрессии движения и мимики, хотя внешность стиляг по-прежнему привлекательная - яркое короткое платье-футляр, колготки в сетку, стильная прическа и модная бижутерия.

Посыл этой карикатуры сегодня не очень понятен. Я бы скорее отнесла его на счет женского курения, хотя кого теперь этим удивишь?
Посыл этой карикатуры сегодня не очень понятен. Я бы скорее отнесла его на счет женского курения, хотя кого теперь этим удивишь?

А тут целый женский ансамбль. Дамы не могут определиться идти ли на лекцию или на танцы, а пока тихонько курят за углом. Многое в их образах примечательно - от вполне модельных поз до характерного наряда. Обе в туфлях-лодочках, бриджах (либо брюках-дудочках 7/8-х) и водолазках. Такой аутфит приемлем и на лекции, и на танцах, и выглядит очень неплохо, особенно в сочетании с модными на тот момент прическами - челка и "поднятый" затылок.

Порок этой дамы в сегодняшнем обществе перестал существовать. На карикатуре она - легкомысленная тунеядка, прожигательница жизни, а сегодня - фрилансер.
Порок этой дамы в сегодняшнем обществе перестал существовать. На карикатуре она - легкомысленная тунеядка, прожигательница жизни, а сегодня - фрилансер.

Одна из любимых моих героинь - стильная туристка. Ее наряд одновременно удобный и крайне соблазнительный. Повязка на голову, чтобы волосы не лезли в глаза; жакет с коротким рукавом для прохладных вечеров; ультрамодные бриджи не сковывают движения; откровенный топ (а может, верх купальника?) для скидок на черноморских рынках; а туфли с открытым мыском - просто для красоты и потому что привыкла везде ходить на каблуках. Ах да, еще и очки актуальной и сегодня формы "кошачий глаз". Этот образ по-прежнему смотрится свежо.

У меня очень много любимых карикатур из "Крокодила" с прекрасными девушками, поэтому в ближайшее время подготовлю еще не одну статью. А пока можете познакомиться с двумя примечательными авторами-карикатуристами:

Самойлов-Бабин: Остроумные карикатуры любимого художника "Крокодила"

5 вещей, которым нас научил отец политической карикатуры