Все, кто знаком с творчеством Дины Рубиной, согласятся со мной, что каждое ее произведение - это путеводитель по городам и странам. Когда берешь в руки книгу Рубиной, всегда ждешь маленькие путешествия - открытия в новые места, описанные очень эмоционально и заманчиво.
После "Белой голубки Кордовы" мне сразу захотелось схватить чемодан и помчаться одновременно и в испанские Толедо и Кордову, и в итальянские Рим, Венецию, Тоскану, и в Иерусалим. Вслед за обаятельным и авантюрным героем романа Захаром Кордовиным.
Был в темах творчества Дины Рубиной период "еврейского вопроса", немного охладивший интерес к произведениям писательницы. Но трилогия "Русская канарейка" интерес вернула. И, как оказалось, не зря.
Когда очередь в сборнике "На Верхней Масловек" дошла до рассказа "Еврейская невеста", мелькнула мысль: "Ну вот, опять...". Но чтобы не оставлять "белых пятен", решила прочитать.
Вместе с жизнью главного героя рассказа Йоськи, не очень удачливого, странноватого и даже надоедливого человека, с его отношениями с семьей писательницы, для меня произошло открытие картины Рембрандта.
"Мы опять поднялись наверх, в залы Рембрандта, и подождали, пока немного рассеются зрители перед «Еврейской невестой».
– Вот… – сказал Борис. – Смотрите не торопясь…
Пурпур и золото струили свет, исходящий от этих двоих. Пурпур и золото, и белый шелк, и розоватый жемчуг… Каждый сантиметр картины, даже самые темные ее недра излучали свет.
Мужчина обнимал свою женщину, рука его целомудренно и нежно касалась ее груди, и в этом движении – как и во всех движениях и взглядах в этой картине – физическое перерастало в духовное. Его крупная благородная рука осторожно слушала ее сердце и одновременно оберегала его… А она своим проникновенным лицом, всем существом, всем телом слушала его… Мужчина существовал для женщины, а женщина – для мужчины, два сердца, которые сошлись, чтобы соединить в этом мире то, что разделено. И в миге оцепенения счастья оба они составляли такое единство сущего, как будто Сам Всевышний через них являет миру свет, тот самый свет Первого дня творения, в котором выражена глубокая тайна вечности… "
Это отрывок из рассказа, в котором описано посещение семьей писательницы музея Рейксмюсеум в Амстердаме. Картина "Еврейская невеста" в рассказе использована не для "украшения" его чем-то возвышенным. Она - как итоговая ниточка, связанная с судьбой главного героя, всю жизнь искавшего свою "вторую половинку", свою невесту. Но так и не нашедшего. ТАК, как на картине, должно быть в каждой человеческой жизни, но - увы...
Картины Рембрандта я не очень выделяла среди полотен других выдающихся живописцев. Видела в Эрмитаже его работы "Возвращение блудного сына", "Флора", в Лувре - многочисленные портреты. Конечно, отдавая дань таланту и признанию художника, мы стараемся задержаться и рассмотреть полотна получше. Но, замечая мастерство, с которым картины написаны, порой мало понимаем, какие человеческие чувства за ними могут быть скрыты.
Кто же изображен на этой картине?
Чаще всего встречается мнение, что эта пара изображает Исаака и Ревекку из Ветхого Завета, из страха выдававших себя за брата и сестру. Но на мой взгляд, они больше похожи на реальных людей. Ведь и между простыми смертными встречаются отношения духовной близости и чувственного единства, как описано у Рубиной.
Согласимся лучше с тем, что на этой картине художник изобразил своего сына Рембрандта Титус и его молодую супругу Магдалену ван Лоо. Тем более, что это подтверждается портретным сходством.
И пусть вызывающий сочувствие и сострадание рубинский герой Йося тоже найдет свое счастье.
Есть еще один интересный факт, связанный с этой картиной.
Ван Гог писал, что отдал бы десятилетие своей жизни, чтобы просто сидеть перед картиной Рембрандта «Еврейская невеста» в течение двух недель. «Рембрандт говорит то, о чем не сказано ни на одном языке» - эта тоже цитата Ван Гога.
Спасибо Дине Рубиной, что она смогла пробудить интерес к творчеству Рембрандта всего лишь несколькими фразами в своем рассказе.
Если вы интересуетесь живописью, можете почитать мои публикации о художниках: великом выдумщике Джузеппе Арчимбольдо, об усадьбе Живерни Клода Моне, о Николае Рерихе и других на моем канале "Под крылом самолета".
Если вам понравилась эта статья, поставьте, пожалуйста, «палец вверх» и подпишитесь на мой канал "Под крылом самолета", чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь мнениями в комментариях! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!