Найти тему

Отношения учитель - ученик - школа - родители - что изменилось за 30 лет?

Реформа образования изменила саму систему отношений школа-ученик, школа-родители, школа-учитель, учитель-ученик.

Отношения учитель-ученик

Если раньше учитель был источником знаний и образования, то сейчас учитель "оказывает государственную услугу", и некоторые ученики искренне считают, что их обязанность – прийти на урок и сесть, а дальше – забота учителя, это ведь это она обслуга, она должна «сделать мне интересно». Эту позицию занимают и их родители. Однажды ученик 11-го класса во 2-м полугодии не посещал уроки, и я не могла поставить ему ни одной оценки. Пригласила маму и услышала: «В этой школе моего сына не заинтересовали учебой. Когда ребенку интересно, он уроки не пропускает!» И это за 2 месяца до окончания 11-го класса! Очень хотелось спросить – если неинтересно, то зачем вы сюда пришли и просидели два года? Кстати, «неинтересно» ему было по всем предметам и в том числе по тем, которые он собирался сдавать.

Отношения учитель-школа.

В связи с тем, что учитель и школа оказывают государственную услугу, изменилась и позиция администрации по отношению к учителю: выволочки за выставленные "двойки", за единственную «тройку» в четверти, за то, что родители пришли жаловаться (неважно, правы ли они - важно, что вообще возникло неудовольствие у родителей чем-либо – клиент же всегда прав), страх администрации перед родителями – а вдруг пожалуются выше, вдруг придет проверка и найдет что-нибудь еще? Учитывая невеликую нашу зарплату, неудивительно, что молодежь в школу идти не хочет. Если ты все равно обслуга, то официанты, горничные, домработницы и др. получают гораздо больше. Как-то подсчитала, что дворник (если взять его заработок в час) получает приблизительно столько же, сколько и учитель в час в некоторых регионах. Вот и получается, что требования к учителю, как к УЧИТЕЛЮ, а оплата как за неквалифицированный труд.

Отношения школа-ученик.

Как известно, школа должна давать знания, воспитывать и развивать способности ребенка. Но в современной школе все «заточено» под ОГЭ и ЕГЭ. Причем ОГЭ (экзамены за 9-й класс) должны сдать ВСЕ, т.к. неудовлетворительные результаты – это опять же плохо оказанная государственная услуга. Если учесть, что у родителей есть право отдавать ЛЮБЫХ детей в школу, – т.е. с любым медицинским диагнозом, в т.ч. олигофрения, шизофрения, психопатия и т.д. (причем по закону родители даже не обязаны сообщать этот диагноз школе), просто запущенных детей с родителями-алкоголиками, родителями, долго отсутствующими в семье, разведенными родителями, родителями-пофигистами, родителями-маргиналами и т.д. – можете представить себе, какой бывает состав детей в одном классе? А научить надо всех, т.е. с точки зрения современной системы образования это означает, что надо найти к ним «индивидуальный подход». Вот только те, кто советует этот индивидуальный подход искать, умалчивают, что для индивидуального подхода нужно выделить индивидуальное время, а его учителю часто не оплачивают или оплачивают копеечно. Считается, опять же, что если у ученика плохие результаты, то это проблема учителя. Администрация очень любит поучать: «Реализуйте индивидуальный подход в рамках урока за счет дифференцированных заданий». Но прежде, чем давать эти дифференцированные задания, материал надо этому особому ребенку объяснить отдельно, компенсируя его пробелы в знаниях, а в общей массе он учиться не может или не хочет. Но поставить «двойку» текущую, а тем паче в четверти боже упаси – сразу начинаются сомнения в компетентности учителя и в соответствии занимаемой должности. (Когда я пришла работать в школу 12 лет назад, завуч сразу мне сказала: «Если Вы будете ставить «двойки», то в отделе образования Вас занесут в список неуспешных учителей и будут систематически Вас проверять». До сих пор не знаю, существует ли этот список). И выход в школе, разумеется, нашли: в девятом классе, когда ученик-бездельник или ученик с каким-либо интересным диагнозом выбрал 4 экзамена, «наказанные» учителя садятся с ним индивидуально и натаскивают на минимальный уровень, чтобы он получил «тройку». Бедные математики и учителя русского языка, у которых экзамен сдают ВСЕ ученики, часто по 5-6 часов в неделю занимаются с ними дополнительно безо всякой оплаты. Как вы думаете, хватит ли у них сил заниматься самообразованием и повышением квалификации после рабочего дня длительностью 6 часов, и после таких вот «особых» детей? У многих не хватает, и они уходят из профессии.

С ЕГЭ тоже интересно – реального фильтра в 10 класс не существует, право поступить имеет любой, кто закончил 9-й класс на «тройки», т.е. тот самый ученик, который 9 лет бездельничал или тот, у кого «интересный диагноз». И мы опять же «оказываем государственную услугу», и должны оказать ее хорошо. Значит, научить надо всех - т.е. все должны пройти минимальный порог по выбранным предметам, «двоек» быть не должно, а то нагрянут проверки, жалобы родителей и т.д. по знакомому кругу. Вот и получается, что решение отдавать ученика в 10-й класс принимают родители, а виноваты будут всегда учителя. У нас в школе был случай, когда попытались отказать 18 учащимся, так они до городского отдела образования и до прокуратуры дошли и всё-таки для них специально открыли третий 10-й класс. Закончили они 11-й класс со слабыми «тройками», а пятеро – с «двойками» по математике, которую пропускали и не учили. После этого случая ситуация с третьим 10-м классом стала повторяться каждый год как по накатанным рельсам.

Отношения школа – родители.

В последние годы все чаще сталкиваюсь с тем, что некоторые родители зная о том, что школа оказывает государственную услугу, считают, что их должны качественно обслужить и обязательно поставить ребенку только хорошие оценки «4» и «5» (в основном, это те, кто не имеет серьезного образования и не знает ему цены), а значит решение всех проблем - это забота школы и учителя. (Мне самой попадались родители, которые размахивая пальцем у меня перед носом, кричали «Меня эти ВАШИ «тройки» не устраивают»). Т.о., с ученика реально сняли ответственность за результаты обучения, а переложили их полностью на учителя. Некоторые родители искренне считают, что если ученик получает плохие оценки, то виноват не он, не семья, которая занята тем, что зарабатывает деньги и решает текущие проблемы, а учитель. Многим так просто легче оправдывать свое нежелание заниматься проблемами ребенка (Это ведь надо озаботиться вопросом: почему у моего ребенка все так плохо? Надо тратить свое время на отслеживание оценок, на контроль за подготовкой домашних заданий, надо договариваться с учителями о дополнительных занятиях и следить, чтобы ребенок эти занятия не пропускал, - это же время и затраты нервной системы. Зачем это надо? Проще пойти пожаловаться, или еще лучше – написать куда-нибудь в прокуратуру о притеснении ребенка). Часто слышу мнение таких родителей - мы вам ребенка в школу привели, купили ему ручки-терадки, а дальше дело за вами - ведь это у вас педагогическое образование, а не у нас. Многие мои коллеги в разных школах уже давно махнули рукой на все попытки объясниться с такими родителями – результата же все равно нет, сама система отношений поставила учителя ниже по статусу, чем ученик и его родители. И что бы учитель ни говорил, он только обслуга, на его мнение можно наплевать. Иногда слышу или читаю в новостях, что учитель недостойно вел себя по отношению к ученику, уволен или наложено какое-то другое взыскание, а хоть раз были случаи, когда был наказан ученик или его родители за хамство или наглость, явную клевету, обидные или хулиганские выходки по отношению к учителю? Что-то не припоминаю. Вот и получается – безнаказанность поведения по отношению к учителю порождает самые уродливые формы «разборок» учеников и родителей за плохие оценки или попытки приструнить хамов и наглецов. «Раз ты прислуга, вот и знай свое место!»

Конечно, в моей статье много негатива. Хочу оговориться - не все в школе плохо. Есть много адекватных родителей, которые понимают, что для того, чтобы ребенок учился, со школой надо сотрудничать, уважительно относиться к друг другу, к труду учителя и классного руководителя. Есть умные, способные, неординарные дети с которыми интересно работать, но в последнее время что-то все больше обращаешь внимание на неадекватов. И у меня возникает вопрос - а не изменение ли в системе образование влияет на увеличение количества неадекватных родителей и детей-бездельников? А вы как думаете?