16 подписчиков

Русский Фауст

Владимир Фёдорович Одоевский

Русский  писатель и мыслитель эпохи романтизма...
Русский писатель и мыслитель эпохи романтизма...

Родился: 13 августа 1803 г., Москва, Российская империя
Умер: 11 марта 1869 г. (65 лет), Москва, Российская империя
В браке с: Ольга Степановна Одоевская
Родители: Фёдор Сергеевич Одоевский

См. Википедия:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Отец Владимира Федоровича Одоевского происходил из древнего княжеского рода, родители матери – крепостные крестьяне.

В 1816 – 1822 годах Владимир Одоевский учился в Московском университетском благородном пансионе. Он принимал участие в деятельности «Вольного общества российской словесности», а в 1823 – 1825 годах возглавил первый философский кружок в России – «Общество любомудрия».
Центральное его произведение «Русские ночи» можно считать основным литературным памятником русского любомудрия.

В 1826 году Одоевский переезжает в Петербург, поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В эти годы он знакомится с А. С. Пушкиным, сотрудничает с «Литературной газетой» и альманахом «Северные цветы».

Когда Пушкин начинает издание «Современника», Одоевский становится деятельным его сотрудником и помощником. Здесь публикуется его статья «О вражде к просвещению».
В 1844 году вышло его собрание сочинений в трех томах.

С 1846 года Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. Расцвет творчества приходится на 1830–1840 годы, выходит знаменитый сборник «Пестрые сказки».
Одоевский внес вклад в развитие музыкальной критики, пропагандировал творчество композиторов М. Глинки, А. Алябьева, М. Балакирева и других.

Одоевский, конечно, не детский писатель. Но взрослый писатель Одоевский известен, пожалуй, только историкам литературы и самым пытливым читателям. И впрямь, не самое это легкое чтение: на сегодняшний вкус Одоевский слишком медлителен, слишком многословен, избыточен, даже тяжеловесен иногда — особенно на фоне стремительной, лаконичной, сжатой, далеко опередившей свое время пушкинской прозы.

И все-таки его стоит читать. И помнить — стоит.

В. Ф. Одоевский (1803-1869)
В. Ф. Одоевский (1803-1869)
Современникам Одоевский запомнился человеком прежде всего очень милым. Милым, кротким, обаятельным, душевным; мемуаристы не скупятся на добрые слова, хотя часто приправленные иронией. Князь Одоевский был чудак, не от мира сего, русский Фауст; у него все гостили, все обедали, все говорили о литературе, все посмеивались над его чудо-соусами. Все видели человека умного, доброго, очень хорошего; открытый и любящий гостей, он оставался при этом наглухо заперт изнутри — только в сочинениях своих кое-где проговаривался о тоске, о душевной боли, о жестоких страстях. Но для внешнего мира это был очень корректный, красивый господин в хорошо сидящем фраке, с превосходными манерами настоящего аристократа — и при этом совершенно демократичный в обращении. Демократизм Одоевского, правда, уходил корнями не в социальные теории эпохи Просвещения, а в христианство.

ДЕТСТВО

Мальчик родился очень слабым и болезненным — его даже заворачивали в теплые шкуры с только что освежеванных овец. Он и всю жизнь оставался тонким, хрупким, белолицым. Внимательные глаза, огромный лоб, слабое здоровье — кажется, такие люди специально рождаются для занятий философией, поэзией и искусствами — и не выживут, если их вынуждать заниматься чем-то иным. Или, может быть, и выживут, но навсегда потеряют часть своей души — как это случилось с героем "Сильфиды" Одоевского: обычный барин предался мистическим занятиям и обручился с Сильфидой, духом воздуха; окружающим состояние его казалось безумием, от которого они его спасли: женили, вернули к жизни, сделали нормальным, да только он запил, потеряв летучую, волшебную часть своей души.

Церковь  Власия в Старой Конюшенной слободе близ Пречистенки, в приходе которой  был дом Авдотьи Петровны Филипповой. Фотография 1880-х годов.
Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе близ Пречистенки, в приходе которой был дом Авдотьи Петровны Филипповой. Фотография 1880-х годов.

Князья Одоевские — Рюриковичи. Князь Федор Сергеевич служил директором Московского отделения Государственного банка. Жена его, Екатерина Алексеевна Филиппова, по утверждению некоторых источников, была крепостной крестьянкой. Это не так: мать ее, Авдотья Петровна, была прапорщицей, имела дом на Пречистенке, несколько человек дворни и небольшой капитал. Екатерина Алексеевна была красавица, говорила по-французски, играла на фортепьяно, интересовалась словесностью. Родовитые Одоевские не считали ее ровней — удивительно, что она потом, после смерти мужа, не сохранила и княжеского титула, снова вышла замуж, за человека темного и неприятного. Роль родных и близких мамы и бабушки в жизни Владимира Одоевского — тоже тёмная и неприятная: уж очень они старались прибрать к рукам его наследство. Мир родственников отца, князей Одоевских, — совсем иной: это мир старого барства.

Детские впечатления нашли отражение в прозе Владимира Федоровича. В неоконченной "Воспитаннице" мы читаем: "Представьте себе хоромы и жизнь старинного богатого русского боярина: дорогие штофные обои, длинные составные зеркала в позолоченных рамах; везде часы с курантами, японские вазы, китайские куклы, столы с выклеенными на них из дерева картинками; толпа слуг в ливреях, вышитых басоном с гербами; шуты, шутихи, карлы, воспитанницы, попугаи, приближенные; несколько десятков человек за обедом и ужином; во время стола музыка, вечером танцы, и все это каждый день — запросто; а в праздники, на Святках, на Масленице — блестящие балы, маскарады, французские спектакли; словом, все возможные выдумки рассеянности"... Упоминается там и моська, запряженная для мальчика в дрожки, — такой подарок в самом деле сделала маленькому Владимиру графиня Софья Апраксина.
Федор Одоевский умер, когда его сыну было 4 года; воспитанием мальчика сначала занимался дед его, полковник Сергей Иванович Одоевский. Но и дед умер довольно скоро, внуку оставил имение в Костромской губернии с четырьмястами душ крестьян — разумеется, под опекой. Опекуншей имений юного князя и его дядюшек по матери в конце концов стала знакомая бабушки Филипповой, генеральша Аграфена Глазова, которая так распорядилась доверенным ей имуществом, что дядюшки долго с нею судились, а Владимир Одоевский по выходе своем из пансиона оказался ей кругом должен — и долго не мог распутаться с этими долгами.
Угол  Большого Харитоньевского и Малого Козловского переулков. В первой  половине XIX века здесь находилось крупное домовладение Ф. С. Одоевского,  отца писателя. Фотография начала XX века.
Угол Большого Харитоньевского и Малого Козловского переулков. В первой половине XIX века здесь находилось крупное домовладение Ф. С. Одоевского, отца писателя. Фотография начала XX века.

В войну 1812 года пречистенский дом Филипповых сгорел. Мать с Владимиром какое-то время прожили в имении Дроково в Рязанской губернии; имение это Екатерина Алексеевна потом совершенно прибрала к рукам. В 1818 или 1819 году, пока сын учился в пансионе, она вышла замуж во второй раз и, отдав сына под опеку генеральши Глазовой, поселилась со вторым мужем, отставным подпоручиком Павлом Сеченовым, в Дрокове; муж ее бил, разорял, пасынку тоже обеспечил немало неприятных переживаний. После выплаты отцовских долгов (оставлять детям долги было в порядке вещей в то время) и раздела с матерью Владимир Федорович остался с одним дедовским имением, почти разоренным.

ПАНСИОН

Как и многие другие дворянские дети, Владимир поступил учиться в Московский университетский Благородный пансион. Главным его учителем там стал русский шеллингианец, профессор Иван Давыдов, преподаватель словесности; затем появился Михаил Павлов. Они заразили Одоевского интересом к философии, к естествоиспытательству, к разгадкам тайн природы. Еще одно открытие пансионера Одоевского — музыка. Он стал виртуозным музыкантом, превосходно играл на фортепьяно и особенно полюбил Баха — впоследствии сделал его героем новеллы, вошедшей в состав философского романа "Русские ночи".

Он начал писать музыку, много читал; стал писать стихи, которые посылал в письмах двоюродному брату, офицеру Александру Одоевскому — поэту, будущему декабристу, будущему автору хрестоматийной строки "из искры возгорится пламя". "Александр был эпохою в моей жизни", — признался позднее Владимир Федорович. Домой летели другие письма: Одоевский советовался с маменькой о том, как перекрасить нижнее белье и выкроить новый жилет из старого нижнего платья. Погодин, который учился с Одоевским в пансионе, помнил его таким: "стройненький, тоненький юноша, красивый собою, в узеньком фрачке темновишневаго цвета". Вспоминал о "сенаторской важности" князя, его успехах в словесности, философии и планах издавать журнал.

Здание бывшего Благородного пансиона на углу Тверской улицы и Газетного переулка.
Здание бывшего Благородного пансиона на углу Тверской улицы и Газетного переулка.
В 1820 году князь Владимир впервые влюбился, в прелестную Натали Щербатову, его кузину, дочь тетки Прасковьи Сергеевны Одоевской. Посвятил ей несколько романтических стихотворений, которые рассылал в разные журналы, в том числе "Благонамеренный". Стихи были совсем плохие. Но уже тогда он сформулировал свои требования к избраннице сердца: "женщина — с душою мущины, с умом светлым, с мыслями обширными" — и тогда же констатировал печально, что это "вещь невозможная". Понятно было, что полунищий, обремененный долгами и совсем молоденький Одоевский — плохая партия. Натали впоследствии стала фрейлиной двора и женой барона Розена.

В 1822 году Одоевский окончил пансион с отличием; имя его занесли на "золотую доску" лучших выпускников. После окончания пансиона вступил в кружок поэта Семена Раича, учителя Тютчева и Лермонтова. Раич писал в своей автобиографии: "В 1823 году под моим председательством составилось маленькое, скромное литературное общество... одни из членов постоянно, другие временно посещали общество, собиравшееся у меня вечером по четвергам. Здесь читались и обсуждались по законам эстетики, которая была в ходу, сочинения членов и переводы с греческого, латинского, персидского, арабского, английского, итальянского, немецкого и редко французского языка".

"Общество любомудрия" отделилось от "Общества друзей" Раича, поскольку члены его желали более глубоко исследовать немецкую философию. Александр Кошелёв вспоминал: общество "собиралось тайно, и об его существовании мы никому не говорили. Членами его были: кн. Одоевский, Ив. Киреевский, Дм. Веневитинов, Рожалин и я. Тут господствовала немецкая философия, то есть Кант, Фихте, Шеллинг, Окен, Геррес и др. Тут мы иногда читали наши философские сочинения; но всего чаще и по большей части беседовали о прочтенных нами творениях немецких любомудров. <...> Председательствовал кн. Одоевский, а говорил всего более Д. Веневитинов и своими речами часто приводил нас в восторг". Одоевский рассказывал об этом времени в "Русских ночах": "Моя юность протекала в ту эпоху, когда метафизика была такой же общей атмосферой, как ныне политические науки. Мы верили в возможность такой абсолютной теории, посредством которой возможно было бы строить все явления Природы, — точно так, как теперь верят в возможность такой социальной формы, которая удовлетворяла бы вполне всем потребностям человека".

Почти все участники общества любомудров были "архивными юношами" — служили в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Встречались любомудры у Одоевского, который жил в маленькой квартирке в доме князя Петра Ивановича Одоевского — в доме номер 3 по Газетному переулку (дом не сохранился). "Общество любомудров" просуществовало два года и окончило свое существование после восстания декабристов: тайные встречи, тайное общество — все это было небезопасно, тем более что любомудры были связаны с декабристами тесными дружескими и родственными связями. Владимир Одоевский собрал любомудров и сжег при них весь архив общества в камине.

Александр Иванович Одоевский (1802–1839), русский поэт, декабрист.
Александр Иванович Одоевский (1802–1839), русский поэт, декабрист.

АЛЬМАНАХ

Сразу после выпуска из пансиона Одоевский познакомился с Кюхельбекером и вместе с ним приступил к изданию — не журнала, как планировал, а альманаха. С финансами помог общий друг Грибоедов. Назвали детище "Мнемозиной". Одоевский ставил перед альманахом задачу "положить предел нашему пристрастию к французским теоретикам" и "распространить несколько новых мыслей, блеснувших в Германии", но при этом не упустить из виду "сокровища, вблизи нас находящиеся" — то есть не только заимствовать лучшее у европейцев, пропагандировать шеллингианство, но и самим создавать свою оригинальную философию — это была заветная мысль Веневитинова. Кюхельбекер больше внимания уделял гражданственной национальной поэзии. Кюхле, лицейскому другу, дал для альманаха свои стихи Пушкин: в "Мнемозине" вышли его стихи "К морю", "Демон" и "Татарская песня" — отрывок из поэмы "Бахчисарайский фонтан".

"Мнемозина" выходила раз в три месяца, больше походила на журнал, чем на альманах, и собрала серьезные литературные силы: помимо Пушкина в ней печатались Боратынский, Вяземский, Грибоедов, Языков, Денис Давыдов, Шаховской... Публика приняла "Мнемозину" благожелательно, тираж был полностью распродан, его даже пришлось допечатывать. Однако в свет вышли всего четыре книжки альманаха, а затем — восстание декабристов, арест Кюхельбекера... Издание прекратилось, но идею журнала Одоевский не оставил. Появился "Московский вестник"; именно с него началось настоящее знакомство Одоевского с Пушкиным — и началось с пушкинского жестокого разноса критической статьи Одоевского: ему показался недостаточно почтительным тон, которым Одоевский взялся рассуждать о Державине.

Пушкин и Одоевский — при уважении друг к другу, при общих знакомствах, общем деле — шли разными литературными путями; их сотрудничество пришлось на 30-е годы, когда они вместе работали над "Современником". Шеллингианства Одоевского Пушкин не принимал, прозу его не любил, но его литературному чутью доверял, к его критике относился с уважением. Этим взаимным уважением были проникнуты их отношения и их совместная работа — и именно Одоевский первый печатно горестно воскликнул на всю Россию, когда Пушкин погиб: "Солнце нашей поэзии закатилось! ... Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава!"

Это — навсегда не вписано даже в историю литературы, а вырезано в камне, вытравлено жгучими слезами.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846), русский поэт, прозаик, драматург, критик, декабрист, друг А. Пушкина.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846), русский поэт, прозаик, драматург, критик, декабрист, друг А. Пушкина.

ЖЕНИТЬБА

Середина 20-х. Одоевский замкнут и одинок. Самый близкий ему человек, двоюродный брат Александр, сослан в Сибирь. Арестован и сослан Кюхельбекер. Сам Одоевский не принимал участия в работе тайных обществ — объяснял так: "Я никуда не езжу и почти никого к себе не пускаю: живу на Пресне в загородном доме, и весь круг физической моей деятельности ограничивается забором домашнего сада. Зато духовная горит и пылает". Хотя идей декабризма не разделял, в обществе не состоял — но хлопотал о переводе Александра Одоевского из Сибири на Кавказ, поддерживал сосланного Кюхельбекера.

В это время в Москву перебралась тетушка Одоевского, умная и обаятельная Варвара Ивановна Ланская. Она была замужем за Сергеем Степановичем Ланским, будущим министром внутренних дел при Александре II. У Сергея Степановича были три сестры. Старшей, Ольге, было 29 лет. Сохранился всего один портрет Ольги Степановны, сделанный еще до ее замужества, с шифром фрейлины на плече. Круглое лицо, кроткое выражение, круглые глаза... Она совершенно очаровала Владимира, который был семью годами моложе; дневниковые его записи подробно рассказывают об этой влюбленности — и особенное внимание он придает тому, что уже три раза видел ее лицо в своих видениях.

Обложка и титульный лист журнала "Мнемозина" за 1824 год.
Обложка и титульный лист журнала "Мнемозина" за 1824 год.

Одоевский решил жениться — и вскоре, получив разрешение императрицы на брак фрейлины, женился. Влиятельный родственник устроил его в Цензурный комитет Министерства иностранных дел в Петербурге, и Одоевский переехал в Петербург. Прибыл он туда через два дня после казни декабристов — в город перепуганный, траурный, онемевший. Скоро состоялась свадьба. Одоевский был совершенно счастлив. Умная, спокойная и добрая Ольга Степановна дала ему ту материнскую заботу, которой он был лишен; это была жена-мать, жена-нянька, жена-хозяйка — скорее, чем жена-друг или собеседник. Тем не менее сейчас именно это ему и было нужно: уют, тепло, забота, безмятежная радость.

Служба его в Цензурном комитете началась с работы над Цензурным уставом. Прежний, предложенный министром просвещения Шишковым, был ужасен: запретить можно было все, что угодно; устав называли "чугунным". Новый устав, в разработке которого участвовал Одоевский, был принят в 1828 году и оказался куда более прогрессивным; цензура больше не предписывала ничего авторам, ее задача теперь была не допускать распространения вредных книг, а не определять ход развития общественной мысли.

Ольга  Степановна Одоевская, в девичестве Ланская (1797–1872), жена писателя.  Портрет работы художника П.Ф. Соколова. Около 1826 года.
Ольга Степановна Одоевская, в девичестве Ланская (1797–1872), жена писателя. Портрет работы художника П.Ф. Соколова. Около 1826 года.

Одоевский почти ничего не писал. Переходил из департамента в департамент, занимался то иностранными исповеданиями, то государственным имуществом. Он везде старался вникать в службу и относиться к ней честно и разумно. За многие годы на государственной службе он чем только не занимался; биограф его пишет: "Между прочим, ему приходилось присутствовать при производстве новоизобретенного способа очистки сомовьего клея, рассматривать усовершенствованные печи, механические кухонные очаги; затем князь был назначаем в состав такого рода комиссии, как комиссия для составления правил о производстве следствий, комиссия для усовершенствования пожарной части С.-Петербурга, наконец, комиссия о приведении в единообразие российских мер и весов и т.п. Подобные поручения и занятия нередко тяготили князя, но не умаляли его необычайной энергии и послужили для него, как он сам впоследствии признавался, — немалой и полезной школой".

САЛОН

Карьера его пошла в гору. У Одоевских открылся салон, в котором на равных привечали всех — и аристократов, и литераторов. Два этих общества, однако, плохо смешивались между собою — так что Ольга Степановна, которая едва ли не всем мемуаристам запомнилась величественной дамой, разливающей чай за самоваром, собирала вокруг себя аристократическое общество, а литераторы и философы стягивались в кабинет к Владимиру Федоровичу. Обеды у Одоевских были особые: хозяин, страстный кулинар, к приготовлению еды тоже подходил научно — вымачивал, вымораживал, делал какие-то необыкновенные соусы... изобретения его иногда оказывались совершенно несъедобны, а гости посмеивались над странностями хозяина. У Одоевских бывал Лев Толстой, бывали Некрасов и Панаев, Глинка и Даргомыжский... На его диване, сказал кто-то, сиживала вся русская литература.

Графиня Варвара Ивановна Ланская, урожденная княжна Одоевская (ум. в 1844), с дочерью Анастасией.
Графиня Варвара Ивановна Ланская, урожденная княжна Одоевская (ум. в 1844), с дочерью Анастасией.

Кабинет хозяина — где бы Одоевские ни жили — всегда выглядел примерно одинаково и был похож, скорее, на обиталище средневекового алхимика. Книги, рукописи, пробирки, реторты, растения, музыкальные инструменты, скелет с черепом, фортепьяно... Одоевский принимал гостей по субботам — с 9 вечера до 2 ночи. Гостям являлся в длинном сюртуке из черного бархата и черном шелковом колпаке; может быть, его прозвище — русский Фауст — отчасти навеяно этим, а не только его философскими занятиями. Фаустом зовут и хозяина, принимающего гостей в его "Русских ночах" — одном из самых странных русских романов. Гости собираются к нему ночью — поговорить о философии, искусстве, будущем — о самом главном, о чем только и можно говорить ночью. Разговоры гостей с хозяином обрамляет целый ряд вставных новелл — иногда это мистические истории, иногда жуткие фантазии во вкусе Эдгара По; несколько рассказов из жизни великих творцов — Бетховена, Баха, Пиранези; две антиутопии — философский спор с идеями Бентама и Мальтуса... В роман трудно вчитываться, как тяжело входить в холодную воду, — но стоит вчитаться, и его тяжелое течение подхватывает, несет — и заставляет изумляться прозрениям Одоевского. "Русские ночи", задуманные в 1834 году и изданные в 1844-м, уже пророчили многое из того, что сбылось в будущем; внимание современного читателя не могут не привлечь обещания, что настанет время, когда рабочие, а потом и крестьяне скажут: это мы все производим, это мы всех кормим, мы и должны управлять государством.

Одоевскому вообще были присущи удивительные прозрения — так, в своей утопии "4338-й год" он предсказал чуть ли не появление Интернета и соцсетей: домашние газеты, в которых "помещаются обыкновенно извещения о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, потом разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения; когда же бывает зов на обед, то и le menu. Сверх того, для сношений в непредвиденном случае между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далеком расстоянии разговаривают друг с другом". "Настанет время, когда книги будут писаться слогом телеграфических депешей; из этого обычая будут исключены разве только таблицы, карты и некоторые тезисы на листочках. Типографии будут употребляться лишь для газет и для визитных карточек; переписка заменится электрическим разговором; <...> главное дело будет: отучить ум от усталости, приучить его переходить мгновенно от одного предмета к другому; изощрить его так, чтобы самая сложная операция была ему с первой минуты легкою...". Все это — не говоря о перемещениях на аэростатах, гальваномагнетических цепях, связывающих дома, мегаполисах (Одоевский предвидел, что Москва и Петербург станут одним городом)...
Иллюстрация из книги В.Ф. Одоевского "Пестрые сказки". Санкт-Петербург. 1833 год
Иллюстрация из книги В.Ф. Одоевского "Пестрые сказки". Санкт-Петербург. 1833 год

У Одоевских нет детей. Ему очень хочется детей, но пара остается бездетной. Он возится с племянниками жены, сочиняет детские сказки, которые оказываются необыкновенно хороши: они и оригинально русские, и накрепко связаны с европейской культурой, и серьезны, и несерьезны, ироничны — и говорят о важном, жутковаты и смешны, и трогательны — кто не помнит чудесную травку под снежной периной у Мороза Ивановича? Куда меньше известны "Пестрые сказки" Одоевского — фантастические истории во вкусе Гофмана, полные мистики и странности, иронии и жути; тут и социальная фантасмагория, предвосхищающая будущие открытия Гоголя, — "Сказка о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем", острая социальная сатира, и "Сказка о том, по какому случаю коллежскому советнику Ивану Богдановичу Отношенью не удалося в Светлое Воскресенье поздравить своих начальников с праздником" — жуткий рассказ о том, как чиновники заигрались в пасхальную ночь в карты — и карты наконец сами стали играть в людей. Везде, кстати, Одоевский оставляет двоякую возможность истолкования: может, это явления иного мира, а может, просто герой был пьян, помешан — или заснул и видел сон. Это очень свойственно Одоевскому: интересоваться иномирным, мистическим — и искать ему рациональные объяснения. Это он нашел у Гофмана, которым вдохновлялся, — и особо отметил: "чудесное всегда имеет две стороны: одну чисто фантастическую, другую — действительную; <...> в обстановке рассказа выставляется все то, чем это самое происшествие может быть объяснено весьма просто, — таким образом, и волки сыты и овцы целы; естественная наклонность человека к чудесному удовлетворена, а вместе с тем не оскорбляется и пытливый дух анализа". И наклонность к чудесному, и пытливый дух анализа в высшей степени свойственны Одоевскому — и особенно сказались в его мистических повестях: "Орлахская крестьянка", "Косморама", "Сильфида", "Саламандра" исследуют самые жуткие тайны человеческой психики и природы — одержимость, гипнотизм, магнетизм... Одоевский вроде бы и хочет их приручить, объяснить, сделать понятными и нестрашными — и в то же время рисует вдохновенные, необыкновенные и страшные романтические картины...

Экслибрис В.Ф. Одоевского
Экслибрис В.Ф. Одоевского

ЛЮБОВЬ

Он продолжал служить — считал это долгом чести: не выбирать для себя поприща, а приносить пользу там, куда поставлен судьбою. Судьба вскоре поставила его руководить Румянцевским музеем (который потом стал Ленинской, а ныне Российской государственной библиотекой) и замещать директора Публичной библиотеки. С этой работой связано возвращение Одоевского в Москву. Его архив — литературный и музыкальный — после смерти тоже попал в Румянцевский музей.

Особое место в этом архиве занимают 147 писем Надежды Николаевны Ланской. Она была женой Павла Ланского (он приходился братом Петру Ланскому, за которого вышла вдова Пушкина, и кузеном Сергею Ланскому, на сестре которого был женат Одоевский). Надежда Николаевна сразу понравилась Одоевскому — тем самым мужским умом, который он мечтал найти в избраннице, и трогательной красотой, и насмешливостью... Он влюбился, она тоже. Переписка хранит и нежности, и пикировку, и ее насмешки: она посмеивалась над его толстой женой, называла ее в письмах мамой, а его послушным мальчиком; он терял голову — молчал — мучительно выбирал между страстью и долгом — писал яростную прозу, где герои изнемогают от любви, тоски и мучительного выбора.

Один из залов Румянцевского музея
Один из залов Румянцевского музея

Конец таких страстей бывает страшен, сказал классик. В нашем случае он оказался горек. Жена ревновала; сохранилось письмо, в котором Одоевский, с трудом пытаясь сохранять хладнокровие и подбирать слова, извещает жену, что если она еще раз станет под влиянием каких-то идей бегать полуодетая по дому и криком будить дворню и соседей — то он уйдет из дома, ибо дома хочет покоя. Со стороны — никто ничего не заподозрил. Одоевские всегда казались окружающим удивительно любящей, нежной, гармоничной семейной парой.

Надежда Николаевна влюбилась в итальянца Гриффео — и сбежала с ним за границу, оставив в России не только мужа, но и ребенка; он потом воспитывался в семье Натальи Николаевны и Петра Петровича Ланских. Одоевский был оскорблен и вспоминал Чацкого, которому предпочли Молчалина. Но и эта драма оказалась похоронена в набросках, письмах, архивах. Для окружающих он был все тот же приветливый, спокойный, кроткий князь.

Встреча Нового, 1835 года у В.Ф. Одоевского. Рисунок В.Ф. Одоевского. Январь 1835 года
Встреча Нового, 1835 года у В.Ф. Одоевского. Рисунок В.Ф. Одоевского. Январь 1835 года

СЛУЖБА

Он увлекся музыкой, восстанавливал древнее церковное пение, записывал русские народные песни — даже заказал особый энгармонический клавесин, фортепьяно с дублированными черными клавишами, — чтобы записывать особое русское пение. Клавесин сохранился — но не сохранилось записей, которые объясняли бы принципы его настройки и применения.

У Одоевского была удивительно легкая рука: за что бы он ни брался — все делал честно, искренне, добросовестно — и все получалось. Его постоянное стремление помогать людям привело к созданию Общества посещения бедных просителей. Некоторые из принципов, которые тогда выработал Одоевский, широко применяются ныне в благотворительности. Принцип общества был простой: к богатым и знатным людям постоянно шли просители; члены общества взяли на себя обязанность выяснять, действительно ли они нуждаются, а если да — то как им помочь. За несколько лет общество стало помогать тысячам семей. Попрошаек отсекали, бедствующим помогали — причем не только материально, но и организационно: лечением, сбытом товара — открыли магазин сбыта продукции бедных ремесленников; помощью с детьми — открыли комнаты пребывания для матерей с детьми, мастерские для бедных женщин... При этом Одоевский ясно понимал, что всего этого недостаточно — что все упирается в главную беду: в крепостное право. День отмены крепостного права он до конца своих дней отмечал как праздник.

В.Ф. Одоевский. Портрет работы художника А. Покровского. 1844 год
В.Ф. Одоевский. Портрет работы художника А. Покровского. 1844 год

Современники писали, что общество помогало 15 тысячам семей. В конце концов кому-то показалось, что оно основано на опасных коммунистических идеях; что оно создает конкуренцию Императорскому человеколюбивому обществу... Общество посещения сначала слили с официальным, основанным совсем на других принципах Императорским обществом, а потом и вовсе прикрыли. Одоевский закрыл все дела, убедился, что собранные средства пойдут на помощь подопечным в ближайшие годы, привел в порядок документацию...

Члены-учредители  Русского географического общества: В.Ф. Одоевский; А.И. Левшин,  директор Департамента сельского хозяйства; К.И. Арсеньев, статистик;  В.И. Даль, этнограф; П.А. Чихачев, путешественник по Америке и участник  Хивинской экспедиции 1839 года; М.П. Вронченко, геодезист; Ф.Ф. Берг,  граф, генерал-адъютант
Члены-учредители Русского географического общества: В.Ф. Одоевский; А.И. Левшин, директор Департамента сельского хозяйства; К.И. Арсеньев, статистик; В.И. Даль, этнограф; П.А. Чихачев, путешественник по Америке и участник Хивинской экспедиции 1839 года; М.П. Вронченко, геодезист; Ф.Ф. Берг, граф, генерал-адъютант

Документы у него всегда были в порядке. За что бы он ни брался — руководство журналом ("Отечественные записки" ему обязаны львиной долей своего успеха), работа в Сенате, издание просветительских брошюр для народа, благотворительность, работа в петербургской Думе — все делалось добросовестно, честно и с умом. Лжи он не терпел. Современники вспоминали, что Одоевский всегда был спокойным, в ясном расположении духа. "Всегда спокойный, тихий, умеренный, кроткий, доброжелательный, готовый на всякие услуги, принимавший с удовольствием всякие, даже докучные просьбы. Он никогда не сердился, и намерение раздразнить его никогда ни y кого не имело успеха. Отроду не сказал он ни об ком ни одного дурного слова, разве шуткою. Отроду никого не обидел, не оскорбил, не огорчил и не отказал никому ни в какой просьбе, кроме разумеется случаев совершенно невозможных", — вспоминал Михаил Погодин. Ему вторил Федор Тимирязев: "И сам он всегда, везде и со всеми был исключительно и только человек, и в других признавал и чтил лишь одно человеческое достоинство в высшем значении этого слова".

Он умер, не оставив ни наследников, ни состояния. Перед смертью бредил — бред был о музыке. На надгробии его написано: "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят".

Некоторые книги В. Ф. Одоевского:

Сказки В. Ф.Одоевского можно прочитать по этой ссылке:

https://www.miloliza.com/skazki-odoevskogo-chitat

Анекдоты о муравьях

Бедный Гнедко

Городок в табакерке

Два дерева

Житель Афонской горы

Мороз Иванович

О четырех глухих

Отрывки из журнала Маши

Разбитый Кувшин

Серебряный рубль

Сиротинка

Столяр

Червячок

Шарманщик

Читайте и будьте счастливы!
Читайте и будьте счастливы!