В прошлый раз мы разобрались, как из листа цветного стекла получались отдельные детали будущего витража, а теперь посмотрим, как их собирали вместе.
Как уже упоминалось, перед нарезкой деталей делался чертеж на доске всего окна или отдельных элементов в натуральную величину. Этот же чертеж использовался для того, чтобы выложить элементы будущего витража. Детали соединяли вместе с помощью полосок свинца (мягкого и гибкого металла) и припоя из сплава свинца и жести (легко плавящегося при небольшом нагреве и быстро застывающего).
Затем с помощью кисти наносили полужидкий цемент (скорее всего, из смеси толченого мела и льняного масла) и посыпали мелом или опилками для впитывания лишней жидкости. Дальше с помощью сухой щетки счищали цемент со стекла, чтобы он остался только под медными соединениями. Таким образом достигалось надежное крепление стеклянных фрагментов, а витраж становился непроницаемым для воды (это важное качество для окна!).
Стекло - относительно хрупкий материал, свинец - довольно мягкий металл, а готические окна обычно были огромного размера, особенно если это розы соборов. На помощь приходили оконные переплеты - особенно сложными они были, конечно, для роз.
Главная задача этих каменных кружев - не радовать глаз (это скорее дополнительный бонус, как и у арочных сводов, шпицев и других красивых, но в первую очередь функциональных элементов), а защищать стекла от ветра. С этим они справляются отлично, а вот от пожаров, бомбежек и иногда - увы! - архитекторов защитить витражи не могут.
Но это тема для отдельного рассказа (и не одного!). Пока, начиная со следующей серии, поговорим о сюжетах витражей.
____________________________________
Почитать еще:
Страсбургский собор: что вы, возможно, о нем не знаете
Черт, девы, ветер и собор
Харон, аист и собор
В прошлой серии:
От листа стекла к деталям витража
Мой телеграм-канал, где будут появляться ссылки на новые посты серии