652 подписчика

Почему все так любят Андрея Тарковского? Часть 2

Его работами вдохновляются мировые режиссеры, а отсылки к его работам можно найти в лучших примерах кинематографа. Мы уже начинали рассказывать о режиссере Андрее Тарковском в статье. Сегодня продолжаем рассказ.

ГЕРОИ ТАРКОВСКОГО

Герои Тарковского часто бывают неподвижны. Они долго думают, размышляют. Тарковский показывает переживания героев молча. Главная суть не рассказать, а показать. Вместо того, чтобы сказать «мне грустно», герой Тарковского нахмуривается или плачет. Таким образом его персонажи выглядят живыми и эмоциональными. Тарковский показывает весь спектр эмоций человека. Однако именно это иногда отталкивает современного зрителя. Сейчас ценится экшен, действие и движение, а Тарковский никогда не целился на это. Его задача углубиться в психику человека, а не в его физику.

Его работами вдохновляются мировые режиссеры, а отсылки к его работам можно найти в лучших примерах кинематографа. Мы уже начинали рассказывать о режиссере Андрее Тарковском в статье.

Также можно сказать, что фильмы Тарковского являются созерцательными, они преследуют цель углубить смысл показанного. Его фильмам не нужно говорить или действовать, чтобы передать нужную информацию зрителю – ему и так все понятно.

ГЕРМЕНЕВТИКА ТАРКОВСКОГО

Думаю, для начала стоит сказать, что представляет из себя это понятие. Герменевтика – это искусство толкования или теория интерпретации текстов. Каждый фильм Тарковского имеет свой особый язык и по-разному может пониматься. Однако сам автор из фильма в фильм использует несколько приемов толкования, так называемых хронотопов. Киноведы выделяют 4 основных хронотопа Тарковского:

1. Фабульный или эмпирический. Это общая совокупность фактов происходящего. Например, в фильме «Иваново детство» это война. Фабулой будет основная линия, благодаря которой происходит действо. Эта линия существует, она непоколебима и без нее сюжета не будет.

2. Хронотоп воображения. Таковыми в творчестве Тарковского могут быть, например, сны. Иная реальность, желаемая героями. Приведем в пример все тоже «Иваново детство». Там сны Ивана – это его воспоминания из мирного прошлого до войны, или события, которые могли бы произойти, если бы не война. Это интересно смотрится конкретно в этой картине. Весь фильм он видит сны о матери и о своем детстве, но в конце, когда мы узнаем, что Ивана казнили, Тарковский снова показывает нам его сон, но там он резвится с другими детьми на пляже, и это то, что он хотел, то, чего он жаждал, и после смерти он обрел это в другой реальности. Звучит фантастически, скажите вы, а я скажу, что звучит по-философски.

Его работами вдохновляются мировые режиссеры, а отсылки к его работам можно найти в лучших примерах кинематографа. Мы уже начинали рассказывать о режиссере Андрее Тарковском в статье.-2

3. Система цитат и отсылок. Тарковский всегда добавляет в свои фильмы цитаты каких-либо знаменитых людей, известные книги, картины и так далее. В общем, в его творчестве находят отражение настоящие произведения искусства и культуры стран и народов мира. Это сделано для того, чтобы зритель больше осознавал, что действие происходит в его мире, а не где-то в параллельной вселенной. Это связывает фильмы Тарковского с настоящим миром, что позволяет больше окунуться в происходящее.

4. Хронотопсакральный. Он предстает перед зрителем в виде стихий. В каждом фильме Тарковского присутствует вода, есть огонь, ветер и земля. Все они проявляются в важных моментах, где символизируют внутреннее состояние персонажа. Там, где герой разозлен зачастую появляется огонь, там, где он чувствует одиночество – ветер. А вода для Тарковского предстает как главная стихия, ибо ее всегда много. Она буквально везде, она течет с потолка, она появляется в виде дождя, она разлита в лужах и так далее. В картине «Солярис» это вообще океан, который являет собой своеобразную модель человеческого сознания.

Все эти хронотопы Тарковский использует для большего придания обширности и многослойности миру, в котором находятся его герои. Таким образом, можно сказать, что Тарковский в своем кино использует 4 языка: 1. Факты; 2. Образы; 3. Контексты; 4. Символы.

Все они относятся к 4 основным хронотопам, используемым Тарковским в своих произведениях. Вот такой системой пользовался советский гений при создании своих фильмов. Будем честны, не только Тарковский пользуется данными хронотопами, но, чтобы всеми и сразу, это надо уметь.

ИТОГ

Таким образом мы понимаем, что кино Тарковского это и время, и тишина, и детали, и эмоции. Он умело орудует всем этим для того, чтобы создать поистине уникальную картину, которая опередила свое время.Тарковский – это человек, который видел кино по-своему, и делал его так, как считал нужным. Многие его современники не понимали в чем же смысл того, что он снимал, однако с каждым годом ого все больше начинают понимать. Сейчас самого Тарковского с нами уже нет, но его фильмы до сих пор повторно крутят в кинотеатрах не только России, но и Европы.

Фильмы Тарковского все больше и больше начинает смотреть молодежь. На кинопоказах их собирается чуть ли не полные залы. Его кино это нечто удивительное. Сказать, что оно абстрактное, и каждый видит в нем свой смысл – значит сказать неправильно. Его фильмы имеют определённый смысл, который может пониматься, а может нет.

Споры по этому поводу будут, наверное, вечными, но одно известно точно и не оспоримо – фильмы Тарковского стали важной ступенью в развитии мирового кинематографа. А его имя запомниться еще на долгие и долгие годы.

Автор: Георгий Натадзе

А вы смотрели работы Тарковского?