Ситуация с армянскими автомобилями, из-за которых бурлят интернеты, несколько подутомила. К нам в чатик частенько залетают граждане, оказавшиеся в непростой ситуации. Казалось бы, оказавшись в затруднительном положении, логично было бы найти таможенный чатик и воспользоваться возможностью задать все интересующие вопросы в неформальной обстановке. Правда, по факту вместо того, чтобы адекватно вести диалог, они начинают бузить, искренне исповедуя то, чем их кормят армянские адвокаты. Мы понимаем, что люди от отчаяния верят в то, что им хочется верить, а особенно если среди пострадавших есть целые юристы.
Большую уверенность гражданам дают дорожные полицейские, которые не могут им объяснить происходящее или блуждающие вацапные сообщения в духе "мой знакомый, который однажды видел племянника человека, у которого чемодан стоял на таможенном посту, сказал о том, что решение будет в нашу пользу".
Есть и видеозаписи встреч, на которых присутствовали мощные юристы, таможенники, полицейские, прокурорские сотрудники и так далее. Эти видеозаписи почему-то воодушевили сообщество тех, чьи автомобили под угрозой изъятия. Они искренне убеждены в том, что юристы раскатали таможню.
К слову, коллеги действительно выглядели не столь убедительно, как, может, хотелось бы, что создало удобные условия для защиты мнения о неправомерности действий по задержанию авто. Все это можно было бы спокойно вынести за скобки, если б не оскорбительное, пожалуй, даже излишне самоуверенное, поведение автовладельцев в информационном пространстве. Удивительно, но граждане приходят не за тем, чтобы получить совет от знающих людей, не за тем, чтобы разобраться в ситуации, но только лишь для того, чтобы убедить в своей мнимой правоте всех вокруг. Наводит на мысли, что это делается гражданами, в первую очередь, для собственного успокоения. Разумеется, что даже после этой статьи они будут уверены в своих заблуждениях и продолжат искать виноватых везде, почему-то забывая начать с себя. Впрочем, личное дело каждого.
Попробуем пробежаться по нормам законодательства и основному аргументу армянских адвокатов. Для начала запомним, что весь сыр-бор у нас произошёл из-за разницы ставок таможенных пошлин в Республике Армения и других стран ЕАЭС. Люди, в надежде сэкономить деньги на разницу в пошлинах, массово двинулись в Армению и приобретали там по сомнительным схемам авто.
Основные документы, которые регулируют вопросы статуса товара и вопросы доплаты разницы платежей - это Таможенной кодекс ЕАЭС и Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Юристы, со ссылкой на статью 260 ТК ЕАЭС говорят нам следующее: "транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах".
А вот Договор у нас говорит следующее:
Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Пунктом 35 установлены условия ввоза из Армении в страны ЕАЭС товаров, в отношении которых применялись более низкие ставки:
Автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.
Из этого мы видим, что Договором устанавливается обязанность по уплате таможенных пошлин и таможенному декларированию транспортных средств для использования их на территории стран ЕАЭС.
Юристы и их последователи, зацепившись за это, заголосили о приоритете кодекса над Договором и том, что декларировать машины обязанности не было. Часть из них твердит о том, что это противоречие, а раз противоречие, то кодекс имеет больший приоритет.
Вырывать из контекста выгодные нормы права - наше всё, не было никаких сомнений в том, что этим ходом воспользуются. Тем не менее, если говорить основательно, то есть и статья 126 ТК ЕАЭС, которая нам неплохо разъясняет слабые места позиции адвокатов.
Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее - международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
Условно выпущенные товары могут использоваться только в пределах территории государства-члена, таможенным органом которого произведен их выпуск.
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз
Из этого следует, что автомобили, выпущенные по более низким ставкам, являются условно выпущенными товарами и их эксплуатация возможна лишь в пределах страны выпуска. Кодекс напрямую ссылается на международные договоры о присоединении к Союзу. Соответственно, Договор о присоединении Армении к ЕАЭС и все его пункты действуют и их никто не отменял.
Есть существенные сомнения в том, что во время разработки кодекса кто-то задумывался о горячих головах, пытающихся сэкономить там и сям через схемы сомнительного характера. Поэтому положения статьи 260 кодекса исходили из постоянных переменных. А для переходных положений предусмотрели другие пункты кодекса и Договора. Иначе, какой был смысл было подписывать эти Договоры с условиями присоединения и переходными положениями.
Никаких особых противоречий нет. Есть просто сумбурное и выборочное понимание норм права. Обязанность по декларированию таких товаров при перемещении через границу была всегда. Прописана она была заранее. Но на это большинство наших граждан не обращало внимания, т.к. восторг от покупки дешёвых автомобилей мог затмить рациональное мыслительное зерно.
Некоторые твердили о том, что декларирование таких товаров не предусмотрено. WTF? Приходишь в уполномоченный таможенный орган, подаёшь декларацию, вносишь сумму разницы таможенных платежей, и если соблюдены другие условия выпуска товаров, получаешь решение о выпуске, ждёшь выдачу ПТС и "ездЯешь-кайфушь".
Обязанность по декларированию автомобилей лежит не на таможне, а именно на декларанте (собственнике). Ни одной декларации с отказом в выпуске товаров никто так и не смог продемонстрировать. Все ссылались на таможенников, которые им твердили о том, что "ничего не нужно, езжайте". И все поехали...
Армения уникальна тем, что сухопутная российско-армянская граница отсутствует. При её наличии там не было бы таможенных постов. А вот обязанность по доплате разницы в таможенных пошлинах есть. Принцип "если я проехал, значит, всё в порядке" не работает. Это заранее оговорённые Договором условия ввоза товаров.
Перемещение товаров осуществляется через таможенную границу ЕАЭС (Грузия - РФ). Условие ввоза - декларирование товаров с доплатой пошлин. А вот недекларирование товаров слегка напоминает терминологию кодекса по этому вопросу:
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации
Помимо случая возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин в соответствии с пунктом 35 Договора о присоединении Армении к ЕАЭС, существует и 56 статья Таможенного кодекса ЕАЭС, которая предусматривает обязанность по уплате таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу. И неважно, смотрел на это всё таможенник в пункте пропуска или нет. Факт уже свершился. А если так, то не исключены "письма счастья".
Кто-то говорит о том, что не все юристы, и они не обязаны знать досконально законодательство. Может быть и так (хотя незнание законов...). Но это слабое оправдание в случаях, когда человек сознательно идёт на экономию пошлин и фиктивно регистрируется в чужой стране для оформления автомобиля. Когда задумываешь коварный план, нужно думать и изучать всё до каждой буковки. Многие понадеялись на обещания о том, что всё будет хорошо (плюс и соседи кругом все на армянских тачках, а чем я хуже?).
Обилие таких автомобилей на российских дорогах - это не заслуга автолюбителей, а позднее зажигание государственных органов (которое отрицать особого смысла нет). Кто-то винит нашу таможню в недостаточном контроле, кто-то видит проблему в армянских госслужащих. Можно ещё много чего придумывать и оправдывать свои желания обмануть систему. Но первопричина всего этого таится не в государственных органах, а в гражданах, почувствовавших вкус экономии через заведомо серые схемы. А когда идёшь на такое, нужно сознательно готовиться к подводным камням.
Многие могут пострадать финансово. И это, конечно, печально. Но нужно запомнить, что финансовые схемы в нашей стране редко прокатывают безнаказанно, особенно если речь идёт о простых людях, клюнувших на бесплатный сыр.
© Злой таможенник
Другие статьи по теме армянских автомобилей:
- Владельцы армянских авто продолжают ходить по тонкому льду