Уроженец череповецкой деревни лётчик Михаил Жуков стал во время Великой Отечественной одним из первых Героев Советского Союза. Уже в наши годы подвиг его попытались принизить: мол, это звание он получил за таран, которого не совершил.
Однако никакой ошибки тут нет: просто фашист, по хвосту самолёта которого всё-таки рубанул винтом наш земляк, направил потерявшую управление машину в озеро, что, впрочем, его не спасло...
Они были первыми
Великая Отечественная война дала наибольшее число награждённых высшей наградой тех лет: 11 739 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. А первыми это звание в годы войны получили летчики 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии, совершившие 28 июня 1941 года воздушные тараны на Северном фронте, — Степан Здоровцев и Пётр Харитонов. На следующий день отличился и их сослуживец Михаил Жуков. 8 июля всем троим было присвоено высшее звание.
Они узнали о награждении из газеты «Правда», где были помещены их портреты, рядом — указ Президиума Верховного Совета СССР. Слово «таран» в указе не упоминалось. Но из радиоинтервью с первыми героями-лётчиками, из статей в газетах и стихов известных поэтов страна узнала, что награждены они за необычайный подвиг — воздушный таран, которым прервали полёт фашистских бомбардировщиков к Ленинграду, и при этом — что вызывало особый подъём духа — вернулись в часть живыми, на своих самолётах!
Дальнейшая военная судьба троих героев сложилась по-разному. Степан Здоровцев погиб на следующий день после награждения, 9 июля: возвращавшийся с разведки его самолет перехватили несколько истребителей противника. Пётр Харитонов 25 августа 1941 года совершил свой второй таран, за что был награждён орденом Ленина, а через пару недель в очередном бою получил серьёзное ранение, вернулся в строй лишь в 1944 году, воевал до Победы и ушёл в отставку через десять лет в звании полковника авиации.
Младшему из них Михаилу Жукову на момент присвоения высокого звания было 23 года.
Третий «мушкетёр»
Михаил Петрович Жуков родился 10 ноября 1917 года в деревне Ружбово Череповецкого уезда тогдашней Новгородской губернии (теперь это Череповецкий район Вологодской области). В 1930 году окончил начальную сельскую школу в селе Покров, затем учился в неполной средней школе в селе Абаканово. После этого поступил в Шухободскую профтехшколу, которую окончил с отличием: в качестве премии ему подарили весь изготовленный им во время практики инструмент. В январе 1934-го был направлен в Ленинградскую школу строителей нового ученичества, где изучал кровельное дело.
В сентябре приехал в Ярославль к брату, устроился на Ярославский шинный завод в электроцех. По словам знавших его, активно участвовал в жизни коллектива, был пионервожатым в школе, агитатором во время выборов...
В 1936 году его по комсомольской путёвке направили в Ярославский аэроклуб. С 1938-го — в рядах Красной армии. В октябре 1940 года окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. В мае 1941-го в звании младшего лейтенанта был назначен пилотом 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии Ленинградской области.
Первый боевой вылет Михаил Жуков совершил уже на второй день войны, но первого врага сбил только на третий, обороняя аэродром. Именно этот подвиг принёс ему звание Героя Советского Союза.
Концы в воду
29 июня 1941 года младший лейтенант Жуков поднялся по сигналу боевой тревоги в числе восьмерки И-16 («ишачков» на тогдашнем сленге) на перехват идущих к аэродрому двенадцати «юнкерсов». Но те, заметив наших, исчезли в облаках.
Восьмёрка, в соответствии с заданием, барражировала над Псковом, над которым проходили в те дни маршруты фашистских бомбардировщиков к Ленинграду. Рассредоточились. Михаил взял курс на Псковское озеро и вдруг заметил, как выходит из облаков прямо позади него тяжёлый «юнкерс» с грузом бомб.
Разворот, атака, огонь по стрелку в хвосте «юнкерса»... И тут боеприпасы закончились («Нерасчетливо тратил боезапас», — признается он потом на разборе). А хвост «юнкерса» всего в нескольких метрах. Решение созревает мгновенно — рубануть винтом, как давеча Харитонов и Здоровцев!.. Пошёл! Скрежет, встряска — и снова ровный гул мотора, уверенно держащего истребитель в полёте до самого дома. А «юнкерс» врезается в волны озера...
Хотя погнутый винт приземлившегося «ишачка» подтверждал доклад летчика о таранном ударе, победа засчитывалась лишь в случае подтверждения факта — наличии останков сбитого самолета. Вылетевшая на место комиссия зафиксировала торчащий из прибрежного мелководья хвост со свастикой...
Материнский наказ
К матери героя в Ружбово съездил корреспондент «Красной Звезды», попросил написать письмо сыну через газету. Мать написала: «Дорогой и любимый Миша! Даю тебе наказ: продолжай так же бесстрашно и мужественно громить фашистских псов...»
А Михаил продолжал отчаянно сражаться в ленинградском небе. В боевой характеристике на Жукова от 31 декабря 1943 года командир авиаэскадрильи написал:
«За время войны произвёл 259 боевых вылетов, из которых 50 на сопровождение бомбардировщиков, 5 штурмовок, 167 на прикрытие своих войск, аэродромов и объектов. Участвовал в 47 воздушных боях, в которых сбил 3 бомбардировщика лично и в группе истребитель Ме-109 и бомбардировщик. В воздушных боях показал себя смелым, решительным, с высоким чувством взаимовыручки».
12 января 1943 года началась операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. В день начала операции Михаил вылетел на свой последний 263-й боевой вылет. Четвёрка истребителей прикрывала наши наземные войска в районе Невской Дубровки. Самолёт командира звена Михаила Жукова был сбит (снаряд угодил точно в бензобак) и горящим упал на территорию врага...
За мужество и героизм наш земляк посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Именем лётчика-героя названы улицы в Череповце и Ярославле, памятные таблички установлены в населённых пунктах, где он учился. Но памятник Михаилу Жукову на Вологодской земле так и не установили — только бюст в Ярославле...
Алексей Кудряшов
Полностью материал читайте на сайте газеты «Премьер». Подписывайтесь на наш канал!