Найти тему
PRO историю

Дорама «Королева Сондок» и «государственная Дума» древней Кореи

Оглавление

Снова о хваранах

Нет, я не буду заново рассказывать о том, кто такие хвараны, чем они занимаются, а так же не буду упоминать о красивых и героических историях юных хваранов (в теории они все юные и красивые). Сегодня затронем тему дворянства в древнем государстве Силла (Силла — одно из трех государств древней Кореи). А еще поговорим о королеве Сондок, Пидаме и дораме.

Кадр из сериала "Королева Сондок", 2009 г.
Кадр из сериала "Королева Сондок", 2009 г.

О совпадении реальных событий и дорамы можно тоже поговорить, поскольку кое-что здесь придуманное, кое-что взятое из не доказанных источников. Например, была ли у Сондок сестра-близнец? До сих пор факт этот не доказан наверняка. Однако есть историки, которые вполне считают возможным подобное. Или вот, например, мятеж Пидама был по-настоящему. Только завершился он не при королеве Сондок, а при её преемнице – королеве Чиндок.

Кстати, вырастая, хвараны и становилась тэдынами (дальше расскажу кто это такие). Примером этому служит Пидам. Который стал целым сантэдыном. А вот теперь я перехожу непосредственно к этому странно звучащему для русского уха понятию (мне так кажется, по реакции знакомых людей).

Какая же она была, Дума в Силле?

Речь пойдёт исключительно о Силле. И не потому что, действие дорамы происходит именно в этом любопытном государстве (я не говорю, что история Когурё или Пэкче была скучной, вовсе нет. Чего стоили вечные сражения Ким Юсина и Кебека, величайших полководцев в Корее). Просто подобный институт был исключительно в Силле. Наряду с хваранами и «законом священной кости».

Итак, Силла - одно из трёх государств древней Кореи. Правит здесь король, принадлежавший «священной кости». Из-за этого позже в Силле начнут разгораться нешуточные страсти между Сондок и принцем Чунчху. Поскольку первая была девушкой, а второй к «священной кости» не принадлежал (на самом деле никаких нешуточных страстей между ними не было. Король взял и сделал дочку королевой. Сыновей он не имел, во всяком случае, живых).

К «священной кости» принадлежали все потомки королевского рода, имеющие право на престол — дети короля и его братья.

Однако будет ошибочно считать, что король Силлы - абсолютный деспот и тиран. Его власть несколько ограничивали так называемые тэдыны. В тэдыны шли уважаемые, влиятельные дворяне. Каждый тэдын считался равным любому другому. И поэтому обругать друг друга они могли с равным успехом.

Конечно, я не знаю, были ли похожи собрания тэдынов на собрания нашей Думы, или любой другой. Но что-то мне подсказывает, что со скидкой на восточный менталитет, очень даже было похоже. Тэдыны обсуждали многие острые вопросы, которые ставились перед ними. И королю нередко приходилось свои решения выносить на суд этих самых тэдынов. Те встречались столько, сколько им было нужно, бурно обсуждали, потом голосовали. Не знаю, с помощью ли табличек, как в дораме, или нет, но как-то свои мнения до других они доносили. Потом, после единодушного одобрения, решение принималось. Если оно отклонялось, к этому решению больше не возвращались.

Несмотря на то, что тэдыны были равными между собой, находился тот, кто был чуть более равнее всех их вместе взятых. Он носил титул сантэдына. И можно сказать, был председателем собраний тэдынов. Пидам, герой дорамы, который дорос до сантэдына, хвараном тоже был. Как и Ким Юсин. Только Ким Юсин потом ушёл в генералы, а Пидам активно влиял на политику. Видимо, влиять у него не очень хорошо получилось, раз уж он поднял восстание. Не буду сейчас вдаваться в подробности мятежа, оставлю это на потом.

Кстати говоря, мне в одной из статей на корейском языке попалась заметка, что у королевы Сондок было три мужа. Одним из мужей был как раз сантэдын, не Пидам, разумеется, другой. Вторым мужем был тот самый парень, за которого в дораме вышла её сестра-близнец (или двойняшка). И последним – принц Чунчху. У меня челюсть отвисла, когда я это прочитала. Однако это вполне вероятно. Может, благодаря этому браку, принц и сумел позже стать королём Силлы. После смерти королевы Чиндок. разумеется. К сожалению, ни одна ни другая королевы жизнеспособного потомства не оставили. (хочу отметить, что данные сведения корейцы почерпнули не из официальных источников, а из хваранских летописей, и не все корейские учёные признают его за источник).

Осталось теперь рассказать, что же такое хвабек. Хвабек - это аналог Белого дома для правительства, грубо говоря. На самом деле словом «хвабэк» называлось собрание тэдынов и одного сантэдына. Происходил он в священном месте, окружённом со всех сторон горами.

Место считалось священным. С оружием туда не допускали. Как и посторонних лиц без приглашения. Или действительно по очень важному поводу. Вот тут уж не знаю, могли ли казнить за нарушение этого правила. Вполне возможно, что и могли.

Послесловие тэдынов

К моему удивлению, тэдыны исчезли не вместе с Силлой, а несколько раньше. Чуть выше я писала о том, что после смерти Чиндок королём становится принц Чунчху (кстати, младшая сестра у Сондок была, и принц - это её сын, насколько я понимаю). В историю он войдёт, как король Муёль. Человеком он оказался весьма властным и авторитарным. Поэтому ограничение власти какими-то там тэдынами его не устроило. И он принялся вкручивать гайки для этих господ (а может, просто припомнил, как те не хотели признавать его королём, раз уж он не «священная кость», а всего лишь «истинная»). Гайки он закрутил основательно, тэдыны начали терять власть. А потом постепенно исчезли за ненадобностью.