Какие фильмы снимали одновременно в СССР и США

Развитие киноиндустрии во всем мире происходило неравномерно. Иногда по техническим, иногда по идеологическим моментам, но общепризнанным лидером в мировом кино традиционно считаются Соединенные Штаты Америки. При этом в Советском Союзе были свои кинематографические вершины, приближающиеся или даже опережающие своих "одногодок" из США.

1957 год: Забавная мордашка / Летят журавли

Мордашки похожи, а судьбы - разные
Мордашки похожи, а судьбы - разные

"Летят журавли" - один из самых прославленных советских фильмов. Трагическая история двух влюбленных, которых разлучила война, стала триумфатором Каннского кинофестиваля в 1958 году, получив Золотую пальмовую ветвь, а также награду в номинации "Особое упоминание". В том же 1957 году в США выходит фильм "Забавная мордашка" о трогательной продавщице из книжного магазинчика, которая стала лицом гламурного журнала мод. "Забавная мордашка" также номинировалась в Каннах, но приза не выиграла, как и не выиграла ни одного Оскара (номинаций было 4: лучший оригинальный сценарий, лучшая работа оператора, лучшие декорации, лучшие костюмы).

Такой контраст между темами фильмов (в СССР еще рефлексируют опыт Второй мировой, а в США уже начинают анализировать нарождающуюся культуру гламура) подчеркивает разницу в положении двух стран: одной - обескровленной войной и второй - на этой войне неплохо нажившейся. Неудивительно, что "Летят журавли" оказались победителем и с точки зрения фестивальных наград, и с точки зрения влияния на кинематограф.

Не могу не отметить и схожесть двух главных героинь. Татьяна Самойлова, как и Одри Хепберн воплощали тогдашний идеал женской красоты - хрупкой, уязвимой. Но несмотря на внешнюю похожесть, судьбы и героинь, и у самих актрис оказались принципиально разными.

1980 год: Сияние / Москва слезам не верит

Такие разные герои
Такие разные герои

В начале 80-х в США нарастает гнетущее беспокойство, а неприятности сыпятся как из рога изобилия: война во Вьетнаме, Уотергейтский скандал, вторжение советских войск в Афганистан, начало нового витка гонки вооружений, энергетический кризис, массовая безработица и высокий уровень инфляции. Неудивительно, что именно на эти годы приходится начало головокружительной карьеры мастера ужасов Стивена Кинга. И "Сияние", экранизированное легендарным Стенли Кубриком, становится ответом на настроения, разлитые в воздухе. Мир лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара, а опасность может исходить от любого, в том числе и от самого близкого человека.

В СССР же расцвет брежневского застоя. Только что успешно прошла Олимпиада в Москве, и на свет появляется картина жизнеутверждающая советская эпопея, снятая настолько мастерски, что это не ускользает от взглядов международных кинокритиков. В 1981 году "Москва слезам не верит" становится лучшим иностранным фильмом по мнению жюри Оскара. А "Сияние" в том же году дважды номинируется на "Золотую малину" (худшая женская роль и худший режиссер).

Действительно ли "Сияние" так плохо? История доказала, что нет. Вероятно, на тот момент это было слишком болезненное высказывание для рядового американца, которому и так было не сладко. И СССР одержали очередную кинематографическую победу.

1991 год: Терминатор 2 / Гений

Развитие киноиндустрии во всем мире происходило неравномерно.-3

Давайте признаемся, на излете СССР нашим кино-дельцам было не до создания шедевров. Поставленные на грань выживания, режиссеры, актеры и сценаристы старались хоть как-то заработать на жизнь своей ненадежной профессией и выпускали фильмы один отвратнее другого. Тем не менее, в список провалов втесался фильм, который хотя бы можно оценивать по стандартным киношным критериям. Кому-то "Гений" даже нравится, но это совсем не мое кино.

В то же время в США Джеймс Кемерон создает образцовый фантастический боевик и этот тот редкий случай, когда вторая часть фильма не хуже, а даже лучше первой. "Терминатор 2: Судный день" - бесспорная классика и остается только радоваться, что он быстро проник в СССР (и далее в Россию). Безоговорочная победа США, но нам было не до кино.

1970 год: Забриски Пойнт / Варвара-краса, длинная коса

И вновь - похожие внешне героини
И вновь - похожие внешне героини

Пока в США осмысляют народившуюся культуру хиппи, в СССР обращаются к фольклору. Изобилующая событиями социальная жизнь Америки порождает новые темы и формы искусства, возникает "Новый Голливуд", в разгаре сексуальная революция. А в СССР... стабильность. Начало застоя, пусть не жесткая, но все же цензура и стремительно растущее детское население - все это привело к расцвету жанра теле-сказки. Не в последнюю очередь благодаря гению Александра Роу.

Если рассуждать с позиций вклада в мировой кинематограф, "Забриски Пойнт" - культовое произведение и веха в развитии искусства кино. Если же рассуждать с позиций человеческий, то трудно найти фильм столь же отвратительный как "Забриски Пойнт". Этому у меня посвящена целая статья:

Аморальная классика, или как важно пересматривать фильмы, которые вы любили в юности

В моем личном рейтинге "Варвара-краса, длинная коса" - явный фаворит. И вновь я не могу не отметить, внешнюю схожесть героинь двух таких разных фильмов. На этот раз идеальная внешность - это длинные волосы, длинные ресницы и длинные ноги.

1939 год: Унесенные ветром / Подкидыш

Развитие киноиндустрии во всем мире происходило неравномерно.-5

Конечно, "Подкидыш" - милая комедия о маленькой девочке, потерявшейся в большом городе. Но сравнивать этот фильм (который, кстати, сегодня практически не смотрят, зато все помнят фразу про Мусю) с масштабной эпопеей, опередившей свое время на несколько десятилетий, и одним из лучших фильмов во всей истории кинематографа - просто бессмысленно. В пользу "Унесенных ветром" и фундаментальная литературная основа, и огромный бюджет, и технические совершенные на тот момент съемки, и потрясающий актерский ансамбль (увы, даже Фаине Раневской в одиночку не справиться).

Думаю, именно в этот момент и заложился фундамент того коварного отставания, который всегда был (за исключением отдельных случаев) в истории развития кинематографа двух стран. И глядя на приведенные мною примеры, можно даже выделить те условия, которые принесли США победу в кино - свобода, профессионализм и деньги.