496 подписчиков

Неоимпрессионизм в живописи: 9 выдающихся художников

1,2K прочитали

Неоимпрессионизм (neoimpressionisme) появился в 1880-ых годах, когда влияние импрессионизма ослабло. Восьмая выставка импрессионистов стала последней, именно на ней свет увидел работы новых художников Жоржа Сёра и Поля Синьяка. Их картины отличались техникой исполнения, размером и рядом других особенностей, а присутствовавшая в зале публика, встретила новаторов скорее с насмешкой, чем с восхищением. Но не все отнеслись к работам мастеров исключительно отрицательно, например, Камиль Писсарро, наоборот, был вдохновлен неоимпрессионизмом и даже написал несколько работ в этом направлении.

Поль Синьяк. «Канал Ла-Рошель», 1927
Поль Синьяк. «Канал Ла-Рошель», 1927
Камиль Писсарро. «Сливовое дерево в цвету», 1894
Камиль Писсарро. «Сливовое дерево в цвету», 1894

Особенности неоимпрессионизма

В основе работ неоимпрессионистов лежит игра света и цвета, проявление и взаимодействие их в природе. Но в отличие от импрессионистов, новаторы использовали в работах знания об оптике и теории цвета. Техника, которую использовали мастера, получила название пуантилизм (от фр. «point» — «точка») или дивизионизм (от фр. «division» — «разделение»). Суть ее заключалась в нанесении чистых красок на холст, без смешивания на палитре, таким образом, нужно было отойти от картины на некоторое расстояние, чтобы краски смешались в сложные тона непосредственно на сетчатке глаза, а затем в мозге человека.

Поль Синьяк. «Капо ди Ноли», 1898
Поль Синьяк. «Капо ди Ноли», 1898

Художники-неоимпрессионисты и примеры их картин

Жорж Сёра. Выдающийся художник отнюдь не на пустом месте создавал новое направление в живописи. Сёра был увлечен физикой (в частности оптикой) и психологией восприятия цвета. Его работа «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», пожалуй, является легендарной, ведь именно с нее начал восхождение новый жанр художника. Картина была выставлена на 8 выставке импрессионистов, на ней изображение, излюбленного французами, острова. Жорж Сёра прожил короткую, но яркую жизнь, оставив после себя, значительный след в области мирового искусства.

Жорж Сёра. «Воскресная прогулка (воскресный день) на острове Гран-Жатт», 1886
Жорж Сёра. «Воскресная прогулка (воскресный день) на острове Гран-Жатт», 1886
Жорж Сёра. «Пасмурная погода, Гранд-Жатт», 1888
Жорж Сёра. «Пасмурная погода, Гранд-Жатт», 1888
Жорж Сёра. «Поля люцерны. Сен-Дени», 1886
Жорж Сёра. «Поля люцерны. Сен-Дени», 1886

Поль Синьяк. Применял технику пуантилизма даже к акварельному рисунку. Был ярым приверженцем неоимпрессионизма и другом Жоржа Сёра. Большая часть работ художника посвящена изображениям морских пейзажей, хотя он не обходил стороной и композиции, и портретную живопись. Его технику называли способом «проверить алгеброй гармонию».

Поль Синьяк. «Руины Гримо», 1899
Поль Синьяк. «Руины Гримо», 1899
Поль Синьяк. «Антиб, вечер», 1914
Поль Синьяк. «Антиб, вечер», 1914
Поль Синьяк. «Антиб, бригантины», 1916
Поль Синьяк. «Антиб, бригантины», 1916

Джованни Сегантини. Работал в разных направлениях и жанрах, в том числе писал картины в духе неоимпрессионизма и реализма. В его картинах есть символизм, много сцен из жизни людей и пейзажной живописи. Интересным фактом является то, что приемы пуантилизма были знакомы художнику лишь по описаниям. Его путь был по-настоящему тернист, Сегантини рано лишился родителей, он был необразованным, нищим и даже лишенным крыши над головой. Удивительно, как тяга к искусству оказалась сильнее любых жизненных обстоятельств.

Джованни Сегантини. Полдень в Альпах, 1891
Джованни Сегантини. Полдень в Альпах, 1891
Джованни Сегантини. Идиллия, 1882—1883
Джованни Сегантини. Идиллия, 1882—1883

Шарль Ангран. Один из учредителей и основателей «Салона независимых». В его работах потрясающе проработано сочетание цветов, особенно интересно это смотрится в практически монохромных картинах. Интересны работы и в черно-белой гамме.

Шарль Ангран. Прогуливающаяся пара, 1887
Шарль Ангран. Прогуливающаяся пара, 1887
Шарль Ангран. Автопортрет, 1892
Шарль Ангран. Автопортрет, 1892

Анри Кросс. Художник, применявший широкие мазки в своих работах, вместо мелких точек. В его картинах, сразу бросается в глаза, приверженность основным цветам. Лишь в некоторых работах Анри Кросс делает ставку на мягкость палитры.

Анри Кросс. Закат над морем, 1896
Анри Кросс. Закат над морем, 1896
Анри Кросс. Кипарисы, 1908
Анри Кросс. Кипарисы, 1908

Максимильен Люс. Человек, чей пейзаж в 2011 году был продан за $ 4 200 000. Однако, стоит отметить, что пейзажи его интересовали куда меньше, чем портретная и жанровая живопись. Его работы показывают самых разных людей и сделано это так живо и правдоподобно, что в сценках картин можно легко узнать и самого себя.

Максимильен Люс. Утро, интерьер, 1890
Максимильен Люс. Утро, интерьер, 1890
Максимильен Люс. Набережная Сен-Мишель и Нотр-Дам, 1901
Максимильен Люс. Набережная Сен-Мишель и Нотр-Дам, 1901

Тео Ван Рейссельберге. Художник из Бельгии, один из основателей «Двадцатки». Посвятил технике пуантилизма около 20 лет своей жизни. В ранних работах художника четко прослеживается классический стиль и элементы романтизма.

Тео Ван Рейссельберге. Променад, 1901
Тео Ван Рейссельберге. Променад, 1901

Жорж Леммен. Художник использовал весьма разнообразные техники, частыми, в его живописи, были композиции с обнаженными натурами. В его работах можно увидеть мягкость и плавность исполнения, но, буквально, стоит взять другую картину и обнаруживается совершенно противоположный подход - контуры становятся угловатыми и резкими. Создавая портреты, Леммен старался моделировать объемность объекта с помощью переходящих мазков - мелких у лица и громоздких в элементах одежды.

Жорж Леммен. Ню, 1907
Жорж Леммен. Ню, 1907

Ипполит Птижан (Петижан). Работы художника отличаются техникой мазков. В одних картинах, - мазки представлены мелкими точками, отстающими друг от друга и открывающими белизну холста, в других, - использованы крупные мазки, а в-третьих, - мазки нанесены в несколько слоев, перекликаясь и создавая глубокую искрящуюся поверхность.

Ипполит Птижан (Петижан). Женщины у фонтана. 1921
Ипполит Птижан (Петижан). Женщины у фонтана. 1921

Неоимпрессионизм стал шагом к развитию поколения авангарда. Творчество перечисленных художников вдохновило представителей кубизма, футуризма и фовизма на создание своих собственных шедевров.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Если наберем 100 лайков, то обязательно продолжим рассказывать о выдающихся художниках на канале. Интересного еще много.