Неоимпрессионизм (neoimpressionisme) появился в 1880-ых годах, когда влияние импрессионизма ослабло. Восьмая выставка импрессионистов стала последней, именно на ней свет увидел работы новых художников Жоржа Сёра и Поля Синьяка. Их картины отличались техникой исполнения, размером и рядом других особенностей, а присутствовавшая в зале публика, встретила новаторов скорее с насмешкой, чем с восхищением. Но не все отнеслись к работам мастеров исключительно отрицательно, например, Камиль Писсарро, наоборот, был вдохновлен неоимпрессионизмом и даже написал несколько работ в этом направлении.
Особенности неоимпрессионизма
В основе работ неоимпрессионистов лежит игра света и цвета, проявление и взаимодействие их в природе. Но в отличие от импрессионистов, новаторы использовали в работах знания об оптике и теории цвета. Техника, которую использовали мастера, получила название пуантилизм (от фр. «point» — «точка») или дивизионизм (от фр. «division» — «разделение»). Суть ее заключалась в нанесении чистых красок на холст, без смешивания на палитре, таким образом, нужно было отойти от картины на некоторое расстояние, чтобы краски смешались в сложные тона непосредственно на сетчатке глаза, а затем в мозге человека.
Художники-неоимпрессионисты и примеры их картин
Жорж Сёра. Выдающийся художник отнюдь не на пустом месте создавал новое направление в живописи. Сёра был увлечен физикой (в частности оптикой) и психологией восприятия цвета. Его работа «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», пожалуй, является легендарной, ведь именно с нее начал восхождение новый жанр художника. Картина была выставлена на 8 выставке импрессионистов, на ней изображение, излюбленного французами, острова. Жорж Сёра прожил короткую, но яркую жизнь, оставив после себя, значительный след в области мирового искусства.
Поль Синьяк. Применял технику пуантилизма даже к акварельному рисунку. Был ярым приверженцем неоимпрессионизма и другом Жоржа Сёра. Большая часть работ художника посвящена изображениям морских пейзажей, хотя он не обходил стороной и композиции, и портретную живопись. Его технику называли способом «проверить алгеброй гармонию».
Джованни Сегантини. Работал в разных направлениях и жанрах, в том числе писал картины в духе неоимпрессионизма и реализма. В его картинах есть символизм, много сцен из жизни людей и пейзажной живописи. Интересным фактом является то, что приемы пуантилизма были знакомы художнику лишь по описаниям. Его путь был по-настоящему тернист, Сегантини рано лишился родителей, он был необразованным, нищим и даже лишенным крыши над головой. Удивительно, как тяга к искусству оказалась сильнее любых жизненных обстоятельств.
Шарль Ангран. Один из учредителей и основателей «Салона независимых». В его работах потрясающе проработано сочетание цветов, особенно интересно это смотрится в практически монохромных картинах. Интересны работы и в черно-белой гамме.
Анри Кросс. Художник, применявший широкие мазки в своих работах, вместо мелких точек. В его картинах, сразу бросается в глаза, приверженность основным цветам. Лишь в некоторых работах Анри Кросс делает ставку на мягкость палитры.
Максимильен Люс. Человек, чей пейзаж в 2011 году был продан за $ 4 200 000. Однако, стоит отметить, что пейзажи его интересовали куда меньше, чем портретная и жанровая живопись. Его работы показывают самых разных людей и сделано это так живо и правдоподобно, что в сценках картин можно легко узнать и самого себя.
Тео Ван Рейссельберге. Художник из Бельгии, один из основателей «Двадцатки». Посвятил технике пуантилизма около 20 лет своей жизни. В ранних работах художника четко прослеживается классический стиль и элементы романтизма.
Жорж Леммен. Художник использовал весьма разнообразные техники, частыми, в его живописи, были композиции с обнаженными натурами. В его работах можно увидеть мягкость и плавность исполнения, но, буквально, стоит взять другую картину и обнаруживается совершенно противоположный подход - контуры становятся угловатыми и резкими. Создавая портреты, Леммен старался моделировать объемность объекта с помощью переходящих мазков - мелких у лица и громоздких в элементах одежды.
Ипполит Птижан (Петижан). Работы художника отличаются техникой мазков. В одних картинах, - мазки представлены мелкими точками, отстающими друг от друга и открывающими белизну холста, в других, - использованы крупные мазки, а в-третьих, - мазки нанесены в несколько слоев, перекликаясь и создавая глубокую искрящуюся поверхность.
Неоимпрессионизм стал шагом к развитию поколения авангарда. Творчество перечисленных художников вдохновило представителей кубизма, футуризма и фовизма на создание своих собственных шедевров.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Если наберем 100 лайков, то обязательно продолжим рассказывать о выдающихся художниках на канале. Интересного еще много.