Итак, официально сообщается, что Т-90М получил новый мощный двигатель, новую пушку, динамическую защиту, тепловизор, панорамный прицел и систему управления огнем "Калина", которая установлена в новой башне. Первая партия из нескольких таких танков уже направлена в Таманскую дивизию, что базируется под Москвой.
Главный вопрос, а прорыв ли это на самом деле?
Что имеем в наличии? Танк созданный в конце 1980 — начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б, под индексом Т-72БУ (он же "объект 188"), но был в 1992 году принят на вооружение уже под индексом Т-90. Было сделано несколько модернизаций, в основном для экспорта, и последняя из них Т-90М, о которой и поговорим.
От обычного Т-72 Т-90, в основном, отличался динамической защитой, комплексом управляемого вооружения и станцией активных помех "Штора" и чуть более мощным двигателем.
Двигатель В-84МС или В-92, который является глубокой модернизацией двигателя В-2. Тем самым, которым оснащался еще героический Т-34. А зачем делать лучше, если танк рассчитывался на пять минут боя и должен был брать не качеством, а количеством.
Фактически российские танки сейчас ездят на том же V-образном 12-цилиндровом дизеле с объемом 38 880 куб. см, на который каждый раз ставят более мощную турбину и постоянно форсируют.
Не стал исключением и Т-90М "Прорыв". Он получил еще одну модернизацию В-2 - В-92С2Ф, который "раздули" до 1130 л.с.
Вес Т-90М "не превышает 50 т.", и ,таким образом, удельная мощность нового танка лишь около 22,5 л.с./т. То есть в вопросе мобильности и подвижности "Прорыв" проигрывает почти всем конкурентам. Например, у немецкого Leopard-2A5 этот показатель - 24,0 л.с./т., а у еще советского Т-80У - 27 л.с./т.
Это нормальная и правильная тенденция с точки зрения преемственности, совершенствования тех или иных конструкторских решений. Но динамика изменений возрастает.
Сегодня уже проблематично, как это было возможно, допустим в 50-е годы, сделать какой-то образец техники и сказать, что он будет жить 15 лет. Здесь каждый год может принести что-то существенное и новое.
В тоже время можно было бы поставить новый двигатель, например, тоже от "Арматы", по словам Мансурова, его все же довели до ума.
Но, как видите, компоновка и размер у двигателя уже совсем другие.
Танк в его нынешнем виде - сбалансированная конструкция. Даже если двигатель по габаритам и по массе можно сравнить с тем, что серийно устанавливается, но он имеет большую мощность, то баланс нарушается.
Увеличив мощность мотора, чтобы сохранить необходимый заказчиком запас хода, нужно увеличивать запас топлива. Двигатель большей мощности выдает больше тепла. Соответственно, нужны большие радиатор и очиститель воздуха.
Как следствие, увеличивается объем моторно-трансмиссионного отделения, это влечет за собой необходимость увеличения площади бронирования. Итог - масса танка возросла за счет дополнительного бронирования и большего объема топлива и "съела" тот прирост мощности, который дает более мощный двигатель.
Грубо говоря, увеличение мощности двигателя на десять процентов влечет за собой увеличение на десять процентов массы всего танка. При том, что полезная нагрузка танка - его экипаж и снаряды - это всего пять процентов от массы. Примерно так выглядит "заколдованный" круг, по которому уже прошли все конструкторские школы.
Изменение этого баланса возможно, но это приведет к созданию нового танка. Абсолютно нового. Причем не столько по характеристикам, сколько по конструкции, что видно по "Армате".
Т-90М "Прорыв" получил и другие нововведения, которые перекочевали к нему с Т-14 "Армата". Например, систему управления огнем "Калина", правда в немного более слабой версии чем для "Арматы".
Конструктивно малое пространство внутри боевого отделения заставил российских конструкторов убрать традиционный визор, заменив его мониторами. И вопрос возможности "считывания" информации с них во время движения машины и тряски остается под вопросом. Как и устойчивость системы обмена информацией между танками одного подразделения. Стоить все же помнить, что в "Армате" реализована новая система трансмиссии, с электронным управлением, которая должна обеспечить ее равномерную работу и стабильную передачу мощности двигателя, чего изначально нет и не будет в Т-90.
В качестве же прицела на Т-90М используется "Сосна-У", которая была разработана белорусским предприятием "Пеленг" в 2000-х годах. Этот прицел имеет тепловизионный канал, и таким образом в 2020 году Т-90 уже может вести боевые действия ночью. Прицел производится в России, но вот электронная элементная база, белорусская, т.е. импортная. А отношения с Беларусью как-то все больше не очень.
Еще одним элементом из "Арматы" в Т-90М должна была стать новая 125-мм пушка 2А82. Но на практике в танк поставили 2А46М, которая является модернизированной версией пушки для Т-64А и Т-72.
Также по одному из вариантов на Т-90М "Прорыв" предусматривалось установление нового автомата заряжания и использования специальной боеукладки в кормовой части башни. Это позволило бы повысить защиту экипажа, получив для него бронекапсулу. Однако, судя по фото Т-90М изнутри, эта идея не была реализована. Тот факт, что часть боеукладки вынесли в кормовую пристройку, ничего принципиально не изменило, т.к. автомат заряжания остался конструктивно прежний, карусельного типа. Как и в случае с двигателем, изменение автомата заряжание повлекло бы за собой изменение всей конструкции танка, что не требовалось на данном уровне модернизации.
На "Прорыв" установили арматовский "Реликт", динамическую защиту, но пожадничали на систему активной защиты «Афганит», что несомненно бы повысило живучесть танка. На Западе намерены устанавливать на Леопард-2 и Челленджер 2 130-мм гладкоствольную пушку Rheinmetall. Возможно и американцы не откажутся от неё для своего Абрамса. Официальные представители компании заявляют, что увеличение калибра пушки до 130 мм повышает бронепробиваемость снарядов на 50%. Так что пушка может уничтожать российские Т-14 "Армата" и тяжелые боевые машины пехоты Т-15, отмечают разработчики.
Да и «Джавелин» — американский переносной противотанковый ракетный комплекс, уже совсем не тот, который начали выпускать в далеком 1996 году. Модернизированный Javelin FGM-148F , располагает новой боевой частью, в которой объединена осколочно-фугасная и противотанковая тандемно-кумулятивная боеголовка. Дальность выстрела составляет 3 км, а вероятность поражения цели оценивается в 96%. А основная цель Джавелинов, это поражение в крышу танка.
Советские танки никогда не славились нормальной защитой в верхней части башни, увы, броня тонкая, и блоки динамической защиты закрывают только незначительную часть. Т-90М, в этом, смысле ничем не отличается, только башня стала длиннее.
А как бронетехнику успешно уничтожают беспилотники небольшими ракетами, как раз попаданием в эту уязвимую часть танка, показали турки в Сирии и Ливии.
Ну, а про противокумулятивные решетки и упоминать не стоит, сложно данный девайс назвать прорывной технологией.
Таким образом, заявленный как "Прорыв", Т-90М оказался лишь попыткой поднять боевую эффективность Т-90 чуть выше уровня Т-72Б3 и сказать, что эти улучшения стали принципиальными, сложно, скорее это нормальный и необходимый процесс улучшения танка в связи с изменением технологий, которые произошли за 30 лет, чтобы танк мог противостоять современным противотанковым средствам потенциальных противников. Пожалуй, что китайцы модернизировали свой танк Тип 99, до Тип 99 с литерой А намного лучше, чем мы Т-90.
Ничего другого ожидать и не стоило, т.к. есть "Армата" и, если, переносить все новинки с неё на Т-90, то снова получим "Армату". Это не значит, что Т-90М плохой танк, но прорывом назвать его сложно.
Армату наконец запустили в серийное производство, не прошло и пяти лет. А что так долго?