Найти тему
Про историю? Просто!

Страна Само - первый опыт славянской государственности

Оглавление

Знакомясь с историей Европы VII века, мы часто обращаем внимание на крупнейшие государства того времени - Византийскую империю, "варварские" королевства. Историю славян этого периода принято рассматривать в контексте набегов варваров на территорию Византийской империи, в качестве союзников, а чаще подданных Аварского каганата.

Тем временем, славянские племена, обитавшие в Центральной Европе, не теряли время зря. Уже примерно в середине века здесь возникает первое славянское государство - полулегендарная держава Само.

Единственным источником, сообщающим нам о "королевстве" Само, является "Хроника Фредегара", написанная во Франкском королевстве в том же VII веке. Летопись содержит сведения о возникновении государства, борьбу славян с аварами и взаимоотношения с другими соседями.

Лист Хроники Фредегара. Национальная библиотека Франции.
Лист Хроники Фредегара. Национальная библиотека Франции.

Храбрый воин - хороший король

Начало славянской державы связано с невероятной карьерой франкского купца Само, отправившегося в 623 году торговать к славянам. Наш герой прибывает в земли славян, которые в это время с переменным успехом борются со своими поработителями - аварами.

Следует отметить, что в VII веке действительно значительная часть славянских племен находилась под властью Аварского каганата. Причем, автор хроники описывает их положение в каганате явно в темных тонах.

Виниды издавна были "бефульками" гуннов, ибо, когда гунны шли в поход против какого-либо народа, гунны, собрав свое войско, стояли перед лагерем, виниды же сражались. "Бефульками" назвали их гунны потому, что они шли впереди гуннов, образуя в сражении двойную боевую линию. Они каждый год приходили зимовать к славянам, брали их жен и дочерей себе на ложе. Сверх того, славяне платили гуннам дань. (Для "варварских" хроник того периода характерно чередование терминов "виниды" и "славяне", а также "авары" и "гунны").

Не выдержав всех этих ужасов, славяне восстали против авар и двинулись вглубь каганата. В походе участвовал и наш купец Само, который отличился столь великой доблестью, что славяне избрали его своим королем.

Здесь невольно возникает вопрос - как торговец, даже храбро бившийся на поле боя, может в одночасье стать предводителем довольно крупного политического союза?

На этот счет существует несколько версий. Самой правдоподобной, на мой взгляд, является та, которая предполагает, что Само был не просто купцом, а торговцем оружием и прибыл в землю славян во главе какого-нибудь торгового союза. Эту версию подкрепляет и тот факт, что средневековая торговля была довольно опасным делом, в связи с чем купцам требовались определенные навыки для защиты собственного имущества. Кроме того, противостояние славян и Аварского каганата действительно подстегивало торговлю оружием в этих краях.

Другая версия склоняется к славянскому происхождению Само. Возможно он был князем одного из славянских племен, сумевшим объединить их под своей властью. Выдвигается предположение о том, что он был выходцем из славянских племен, подконтрольных Франкскому королевству.

Правил Само, согласно "Хронике" довольно долго - тридцать пять лет. Помимо частых походов на авар, большей частью успешных, Само успел обзавестись 12 женами, которые подарили ему 22 сына и 15 дочерей. Существует мнение, согласно которому, не личная любвеобильность Само, стала причиной многочисленных браков. Возможно, многоженство стало для правителя способом установления прочных политических союзов со славянскими родами и укрепления собственной власти.

Практически ничего не известно о внутреннем устройстве державы Само. Скорее всего, государство представляло собой временную конфедерацию славянских племен, объединенных властью военного вождя. О сохранении у отдельных племен собственных предводителей также говорит и наша "Хроника". Так, летопись упоминает князя сорбов Дервана, который перешел под власть Само, а также одного из племенных князей славян - Валлука.

«Если вы Богу рабы, а мы Богу псы, нам позволено терзать вас своими укусами»

Намного больше известно о внешней политике молодого государства. В летописи довольно подробно описывается славяно-франкский конфликт, поводом которому послужило убийство на территории славянского государства франкских купцов.

Скорее всего, конфликт между соседями зрел уже довольно давно и причиной тому было укрепление как самого Франкского королевства, так и державы Само.

Мы не будем подробно останавливаться на описании военных действий, отметим лишь наиболее яркие эпизоды этого конфликта.

Летописец довольно подробно описывает начало противостояния, а именно - прибытие посла франкского короля Дагоберта ко двору Само.

Дагоберт направил посла Сихария к Само, добиваясь справедливого возмещения за торговцев, которых его люди убили. Само не захотел видеть Сихария и не позволил ему явиться. Тогда Сихарий, одевшись как славянин, предстал вместе со своими людьми перед взором Само и передал ему все, что ему было поручено. Само же пожелал устроить разбирательство, дабы была осуществлена взаимная справедливость. Сихарий, как неразумный посол, произнес слова осуждения, которые ему не было поручено говорить и угрозы против Само, ибо Само и его народ должны-де служить Дагоберту. Уязвленный Само, ответил - и сами мы его, если только он решит сохранять с нами дружбу. На что Сихарий ответил, что негоже рабам Божьим дружить с псами. Само же возразил - если вы Богу рабы, а мы Богу псы, то позволено нам терзать вас укусами. С этими словами посол был выгнан с глаз Само.

В итоге, дерзость посла привела к военному столкновению бывших соратников. Ведь Само упоминает об их былой дружбе. Вот уж воистину, молчи и будь мудрее.

В результате такого неудачного посольства начинается противостояние между Дагобертом и Само, закончившееся победой последнего.

Король Дагоберт I. Синьоль Эмиль.1842 г.
Король Дагоберт I. Синьоль Эмиль.1842 г.

Конец войны наступил после осады крепости Вогастисбурк, которая длилась три дня. Вот что пишет об этом автор летописи:

Когда же франки окружили крепость Вогастисбурк, где заперся внутри стен многочисленный отряд стойких винидов, и три дня сражались, то многие из войска Дагоберта были там же уничтожены мечом.

"Хроника" говорит нам, что после победы, Само не раз совершал походы на Франкское королевство, грабя и разоряя его пограничье.

Держава Само скорее всего представляла собой временный союз славянских племен в условиях борьбы с натиском Аварского каганата. После смерти Само, упоминания о его "державе" пропадают из письменных источников, что говорит и о временном характере союза, и о значительной роли самого вождя в его создании.

Иванов В. Время Травня
Иванов В. Время Травня