Знакомясь с историей Европы VII века, мы часто обращаем внимание на крупнейшие государства того времени - Византийскую империю, "варварские" королевства. Историю славян этого периода принято рассматривать в контексте набегов варваров на территорию Византийской империи, в качестве союзников, а чаще подданных Аварского каганата.
Тем временем, славянские племена, обитавшие в Центральной Европе, не теряли время зря. Уже примерно в середине века здесь возникает первое славянское государство - полулегендарная держава Само.
Единственным источником, сообщающим нам о "королевстве" Само, является "Хроника Фредегара", написанная во Франкском королевстве в том же VII веке. Летопись содержит сведения о возникновении государства, борьбу славян с аварами и взаимоотношения с другими соседями.
Храбрый воин - хороший король
Начало славянской державы связано с невероятной карьерой франкского купца Само, отправившегося в 623 году торговать к славянам. Наш герой прибывает в земли славян, которые в это время с переменным успехом борются со своими поработителями - аварами.
Следует отметить, что в VII веке действительно значительная часть славянских племен находилась под властью Аварского каганата. Причем, автор хроники описывает их положение в каганате явно в темных тонах.
Виниды издавна были "бефульками" гуннов, ибо, когда гунны шли в поход против какого-либо народа, гунны, собрав свое войско, стояли перед лагерем, виниды же сражались. "Бефульками" назвали их гунны потому, что они шли впереди гуннов, образуя в сражении двойную боевую линию. Они каждый год приходили зимовать к славянам, брали их жен и дочерей себе на ложе. Сверх того, славяне платили гуннам дань. (Для "варварских" хроник того периода характерно чередование терминов "виниды" и "славяне", а также "авары" и "гунны").
Не выдержав всех этих ужасов, славяне восстали против авар и двинулись вглубь каганата. В походе участвовал и наш купец Само, который отличился столь великой доблестью, что славяне избрали его своим королем.
Здесь невольно возникает вопрос - как торговец, даже храбро бившийся на поле боя, может в одночасье стать предводителем довольно крупного политического союза?
На этот счет существует несколько версий. Самой правдоподобной, на мой взгляд, является та, которая предполагает, что Само был не просто купцом, а торговцем оружием и прибыл в землю славян во главе какого-нибудь торгового союза. Эту версию подкрепляет и тот факт, что средневековая торговля была довольно опасным делом, в связи с чем купцам требовались определенные навыки для защиты собственного имущества. Кроме того, противостояние славян и Аварского каганата действительно подстегивало торговлю оружием в этих краях.
Другая версия склоняется к славянскому происхождению Само. Возможно он был князем одного из славянских племен, сумевшим объединить их под своей властью. Выдвигается предположение о том, что он был выходцем из славянских племен, подконтрольных Франкскому королевству.
Правил Само, согласно "Хронике" довольно долго - тридцать пять лет. Помимо частых походов на авар, большей частью успешных, Само успел обзавестись 12 женами, которые подарили ему 22 сына и 15 дочерей. Существует мнение, согласно которому, не личная любвеобильность Само, стала причиной многочисленных браков. Возможно, многоженство стало для правителя способом установления прочных политических союзов со славянскими родами и укрепления собственной власти.
Практически ничего не известно о внутреннем устройстве державы Само. Скорее всего, государство представляло собой временную конфедерацию славянских племен, объединенных властью военного вождя. О сохранении у отдельных племен собственных предводителей также говорит и наша "Хроника". Так, летопись упоминает князя сорбов Дервана, который перешел под власть Само, а также одного из племенных князей славян - Валлука.
«Если вы Богу рабы, а мы Богу псы, нам позволено терзать вас своими укусами»
Намного больше известно о внешней политике молодого государства. В летописи довольно подробно описывается славяно-франкский конфликт, поводом которому послужило убийство на территории славянского государства франкских купцов.
Скорее всего, конфликт между соседями зрел уже довольно давно и причиной тому было укрепление как самого Франкского королевства, так и державы Само.
Мы не будем подробно останавливаться на описании военных действий, отметим лишь наиболее яркие эпизоды этого конфликта.
Летописец довольно подробно описывает начало противостояния, а именно - прибытие посла франкского короля Дагоберта ко двору Само.
Дагоберт направил посла Сихария к Само, добиваясь справедливого возмещения за торговцев, которых его люди убили. Само не захотел видеть Сихария и не позволил ему явиться. Тогда Сихарий, одевшись как славянин, предстал вместе со своими людьми перед взором Само и передал ему все, что ему было поручено. Само же пожелал устроить разбирательство, дабы была осуществлена взаимная справедливость. Сихарий, как неразумный посол, произнес слова осуждения, которые ему не было поручено говорить и угрозы против Само, ибо Само и его народ должны-де служить Дагоберту. Уязвленный Само, ответил - и сами мы его, если только он решит сохранять с нами дружбу. На что Сихарий ответил, что негоже рабам Божьим дружить с псами. Само же возразил - если вы Богу рабы, а мы Богу псы, то позволено нам терзать вас укусами. С этими словами посол был выгнан с глаз Само.
В итоге, дерзость посла привела к военному столкновению бывших соратников. Ведь Само упоминает об их былой дружбе. Вот уж воистину, молчи и будь мудрее.
В результате такого неудачного посольства начинается противостояние между Дагобертом и Само, закончившееся победой последнего.
Конец войны наступил после осады крепости Вогастисбурк, которая длилась три дня. Вот что пишет об этом автор летописи:
Когда же франки окружили крепость Вогастисбурк, где заперся внутри стен многочисленный отряд стойких винидов, и три дня сражались, то многие из войска Дагоберта были там же уничтожены мечом.
"Хроника" говорит нам, что после победы, Само не раз совершал походы на Франкское королевство, грабя и разоряя его пограничье.
Держава Само скорее всего представляла собой временный союз славянских племен в условиях борьбы с натиском Аварского каганата. После смерти Само, упоминания о его "державе" пропадают из письменных источников, что говорит и о временном характере союза, и о значительной роли самого вождя в его создании.