Найти в Дзене
Деловой Бийск

Святые места Алтая во времена атеистических гонений

Оглавление

Хочу рассказать о святых местах на Алтае: монастырях, храмах, родниках, именуемых святыми ключами, а также других памятных адресах, в которых или которым издавна поклонялись люди. Интерес к этой теме в народе никогда не иссякал, даже в годы атеистических гонений.

Скрытно или без опаски люди посещали святые места, чтобы просить победы в ратном деле, избавления от недугов или спасительного дождика — в засушливое лето. Удивительно, но, несмотря на долгое безбожное безвременье, немало данных объектов востребовано поныне. Хотя, конечно, многое и безвозвратно утеряно. Вот об этом и попытаюсь рассказать — об истории и сегодняшнем дне этих намоленных мест...

Подземные скиты

Немногие знают, что есть на Алтае уникальные подземные храмы. Они были выкопаны монахами вручную в глиняных холмах в начале прошлого века. По сути дела, это единственные сохранившиеся в России подземные скиты. Сейчас в мире имеется лишь несколько подобных сооружений: Киево-Печёрская и Антоньево-Печёрская лавры — на территории сегодняшней Украины, Афонский монастырь — в Греции. В нашей стране подземные храмы остались только на Алтае и Псково-Печёрские — у самой границы с Эстонией, в закрытой, приграничной зоне, которую эта прибалтийская страна долго считала «собственной территорией» или как минимум спорной. Раньше я воздерживался давать географические привязки монастырей из опасения, что привлеку лишнее внимание вандалов к этим рукотворным лабиринтам.

Но сейчас рискну: лавры находятся на территории Заринского района. Впервые я побывал в них еще в начале 90-х годов прошлого века. История православной церкви знает немало примеров, когда истово верующие люди удалялись от мира в глухие места. Для того чтобы быть ближе к Богу, монахи строили скиты. В том числе и подземные. Эту традицию христиане переняли у обитателей древних буддийских и китайских монастырей.

Возведение подземных монастырей совпадает либо с периодом становления православия (Киево-Печёрская лавра), либо с кризисами в самой церкви. На стыке XIX и XX веков вера в Бога в России, как известно, пошатнулась, что явилось одной из причин краха монархии и прихода к власти большевиков-атеистов. В самой церкви этот переломный период ознаменован борьбой так называемых чёрных и белых клобуков: монахов, давших обет безбрачия, целиком посвятивших себя подвигу служения Богу, и священников из обычных приходов, живущих мирскими страстями.

Строительство лавр, в которых чёрные монахи укрепляли свою веру — яркая примета первых десятилетий XX века. Естественно, что к людям, сосредоточенным на общении с Богом, духовности и требовательности к себе, простые смертные относились с большим почтением. А монастыри, тем более подземные, обустроенные иноками, почитались как святые места. Некоторых насельников лавр принято считать сторонниками исихазма — одного из течений в православии. Этот термин в переводе с греческого означает «покой», «безмолвие», а еще удаление, созерцание и божественное свечение. Говоря современным языком, монах, уединившийся в подземной келье, осуществляет непосредственную связь с Богом. Иными словами, направляет все помыслы Богу, впадает в созерцание. Некоторые исследователи относят к сторонникам исихазма Антония Печёрского — основателя Киево-Печёрской лавры, а также святого преподобного Сергия Радонежского и некоторых других русских старцев. К примеру, имеются письменные свидетельства того, что обладавший даром ясновидения Сергий Радонежский, находившийся в день Куликовской битвы за сотни километров от нее, достоверно комментировал эпизоды развернувшегося сражения, называл имена погибших русских князей.

Духовный подвиг

Отец Даниил, основатель и строитель алтайского подземного скита у села Средне-Красилово Заринского района, вероятно, также являлся сторонником исихазма. По мнению Вячеслава Кокшенёва, более двадцати лет отдавшего исследованию рукотворных лабиринтов, этот монах пришел на Алтай из Киево-Печёрской лавры. Его мирское имя пока не удалось восстановить. Неизвестен и его сан.

Вероятно, Даниил появился на Алтае в начале прошлого века уже рукоположенным, священником. Видимо, его возведение было для него своеобразным обетом, тайным подвигом. Кажется, неизвестно даже название величественной подземной церкви, возводимой вместе с присоединившимся позднее к нему местным послушником Иваном. Кстати, по воспоминаниям сельских старожилов, Иван был старше Даниила. Пока пещерный храм именуется либо как ближайший населенный пункт — Средне-Красиловский, либо по имени основателя и устроителя — Данииловым. Документов, подтверждающих или опровергающих имена и величественный труд отшельников, поныне не обнаружено в архивах.

Есть мнение, что это был «самострой» — великий духовный подвиг, поскольку по объему работ равнялся трудам целых поколений монахов. Известен еще один подземный храм, расположенный в нескольких десятках километров от Даниилова — у села Жуланиха того же района. Он назывался Александро-Невским скитом или братством. Хотя в некоторых письменных свидетельствах 1915 года данный престол именуется Казанским — в честь Казанской иконы Божьей матери. Документы о возникновении монашеского братства и судьбе насельников обнаружены в архивах и недавно обнародованы барнаульским священником — отцом Георгием Крейдуном. История появления этих монастырей связана с расположенными у их входа родников, о которых речь пойдёт чуть позже.

В 1911 году в монастырском комплексе у села Жуланиха, наряду с часовней в честь святого Александра Невского, числилось уже четыре дома. Епископ Иннокентий, посетивший скит, писал: «Душа тут невольно располагается к молитве, воодушевляется благоговейною молитвою, предстоящие вступают в благодатное общение с Господом. Умиленная душа готова бывает тут излить перед Господом всё, что только тяготит ее». Первым заведующим Пустынью — так в народе поначалу назывался будущий Александро-Невский храм, считают иеромонаха Антония. В 1912 году заведующим был назначен иеромонах Пётр, 59 лет от роду, из мещан, в миру — Георгий Сильверстов.

В 1913 году в монастырском комплексе жили два иеромонаха и три послушника, в 1915-м — два иеромонаха, два иеродьякона и еще несколько послушников-помощников. Священно-иночествующими в скиту в 1915 году помимо отца Петра были иеромонах Пантелеймон (35 лет), иеродьякон Филарет (59 лет) и иеродьякон Папа (64 года). Перед революцией в отдельные годы, по некоторым данным, здесь насчитывалось до семи иноков. Они были незнатного происхождения и домашнего или школьного образования. Но это не умаляло духа обители. Богослужебный церковный чин ими строго выполнялся. При монастыре была открыта и воскресная школа для местных ребят. Среди проживавших в монашеском комплексе, как предполагает Георгий Крейдун, мог быть и Фёдор Разбойников — первый устроитель скита. Местные жители помнят его как одного из насельников обители. Интересны сведения еще об одном монахе — бывшем коллежском секретаре Николае Бочарове. Он проживал в Александро-Невской мужской пустыни Алтайской духовной миссии «по одиночеству своему».

11 августа 1914 года Николай Бочаров подписал Пустыни духовное завещание на свой капитал в сумме 100 рублей на вечное поминовение умерших родителей и жены, а также его самого.

Не боги горшки обжигают...

Старожилы близлежащих сёл утверждают, что обитатели скитов вели активную хозяйственную деятельность. Монахи возводили постройки, вырабатывали кирпич, рубили лес, брали фундаментный камень, рыли погреба, косили траву, ухаживали за скотом. Небольшие обители оказывают большое благотворное религиозно-нравственное влияние на целый округ. Об этом писал епископ Иннокентий в письме протоиерею Петру Бенедиктову 20 июля 1915 года:

«В 1915 году при Александровской пустыни открыта школа. Обитель стала оправдывать свою принадлежность к Алтайской духовной миссии».

Сюда стекались искатели божьего благословенья, верующие с расстояния до 500 верст. В 1916 году Александро-Невский монастырский комплекс посетило 10 тысяч человек. Однако душа монаха требовала уединенной молитвы, отрешенности от мира. Следуя древним подвижническим традициям, насельники пустыни стали рыть себе кельи,

Святые куда и стали на время удаляться для личного общения с богом. Отец Даниил, основатель еще одного подземного алтайского монастыря, судя по всему, начал строительство пещерного храма в глиняном холме близ берега Чумыша несколько раньше.

По мнению Вячеслава Кокшенёва, одинокий монах приступил к сооружению лабиринтов под землей в 1907 году. Через несколько лет к нему присоединился местный послушник Иван. Проживали они в полуземлянке, построенной у входа в пещеру. Холм, изрытый лабиринтами пещерной церкви, венчала часовня, в которой, скорее всего, и был центральный вход в подземное святилище. Всё свободное от сна время монахи проводили в молитвах и в напряженном физическом труде.

Достаточно сказать, что общая длина рукотворных ходов превышала двести пятьдесят метров. По воспоминаниям старожилов села Средне-Красилово, Даниил и Иван организовали изготовление гончарных изделий и обжиг извести, производство кирпича. Глина, извлеченная ими из холма, расположенного неподалеку от Чумыша, оказалась очень качественной, из нее получались отличные кирпичи и добротные керамические изделия. Несколько зданий из красного кирпича поныне сохранились в селе. Старожилы рассказывали мне, что после войны в подземных лабиринтах ещё можно было видеть глиняные изделия. Словом, монахи добывали себе хлеб насущный не сбором милостыни, а искусным подвижническим трудом. Поистине, «не боги горшки обжигают, а их слуги на земле»!

Мученики за веру

Судьба всех, или, по крайней мере, абсолютного большинства монахов сложилась трагически. Они приняли мученическую смерть в годы революционной смуты и гражданской войны. Старики утверждают, что отец Даниил был уничтожен двумя братьями — известными в районе участниками гражданской войны. Я знаю их имена, но пока живы родственники, не имею права их называть. Скажу только, что в Средне-Красилово распространено мнение о том, что бог покарал убийц священнослужителя: они скончались в тяжких муках.

Акт «революционной законности» по отношению к авторитетнейшему в округе человеку был совершён в самом начале 20-х годов прошлого века, скорее всего, не из политических, а из корыстных побуждений. Рассчитывая поживиться сокровищами, от отца Даниила требовали указать, где спрятано церковное золото. Драгоценностей не обнаружили, а жизнь подвижника загубили.

Впрочем, некоторые утверждают, что мешочек золота был все же обнаружен, но уже в 30-х годах, при разборе часовни. По мнению Вячеслава Кокшенёва, стреляли в отца Даниила как минимум дважды. Одна из пуль попала в косяк полуземлянки, где жили монахи. Исследователь даже видел эту пулю, которую выковырнул из косяка и хранил дома один из местных жителей. Но кто теперь подтвердит или опровергнет, что стреляли именно в монаха, и именно в начале 20-х?! А вот послушник Иван, возможно, избежал страшной участи.

Версии его счастливого спасения расходятся: одни говорят, что он скрылся от грабителей через тайный ход, якобы существовавший в подземной церкви, другие, — что его пощадили, как местного жителя. Рассказывают, что Иван сумел даже забрать наиболее ценные иконы и исчезнуть из района. Последний раз его видели здесь в 30-х годах прошлого века. Большинство исследователей сходятся во мнении, что обитатели Александро-Невского скита также погибли от рук лихих людей. Они были порублены или застрелены в 1919 или 1920 году. Кто и почему поднял руку на монахов? Отец Георгий Крейдун считает, что к ним были немилосердны борцы за новую власть. Он нашел в архиве записку начальника скита, имеющую такое содержание: «прибывающая с фронта солдатня грозит нам расправою». По мнению барнаульского священника, монахов могли сгубить дезертировавшие солдаты, составлявшие основу партизанского отряда Григория Рогова, занимающиеся мародерством и «революционной экспроприацией».

Вячеслав Кокшёнев придерживается иной версии гибели монахов. Он считает, что они были близки с известным командиром партизанского отряда и даже хранили или снабжали его оружием. Вот за это якобы их и уничтожили каратели-белогвардейцы, направленные в Жуланиху для расправы над партизанами, скрывшимися в тайге. Точку в споре о виновниках гибели монахов поставил Артём Кудинов, опубликовавший в журнале «Алтай» (1990, № 3, с. 20) документальную повесть «О чем молчат колокола. Страницы истории церкви и религии на Алтае. 1918-1928 гг.»). На основании документов краевого архива, он утверждает, что «…в начале июня 1919 года партизанским отрядом Новосёлова, вошедшим в с. Жуланиха, был разгромлен монастырь на «святом ключе»: арестованы священники, разогнано около двух десятков монахов, конфискована найденная там мануфактура. Священники были расстреляны».

Старожилы рассказывали исследователю, что большая часть подземных пещер была взорвана военными. Несколько лет назад на братской могиле обитателей монастыря сооружён крест. А недавно местные механизаторы во время вспашки земли обнаружили останки ещё одного священнослужителя.

По некоторым данным, существуют и другие места захоронений убиенных монахов. Косвенными причинами уничтожения монастыря могли стать и внутрицерковный конфликт между монашеством и приходским духовенством, и их давние споры по земельному вопросу. Но этот конфликт не мог быть братоубийственным. Известно, что священник сельского прихода активно противился возникновению Александро-Невского скита — второго центра исполнения церковных треб. Конфликт из-за земельных наделов был также глубоким.

Монастырь имел хорошие пахотные земли и выпаса. Как выясняется, ходатайство Фёдора Разбойникова в губернское управление о выделении земель под Пустынь было оставлено «без последствий», что дало повод недоброжелателям требовать сноса монастыря и взыскания крупного штрафа. Спустя несколько лет, тяжба разрешилась совершенно неожиданно: прихожане местной церкви изъявили желание о причислении их к монастырю, и сельская церковь была закрыта.

С 1915 года Александро-Невский скит был приписан к Чулышманскому мужскому монастырю (у Телецкого озера в Горном Алтае), и снабжал своих братьев по вере не только хлебом, но и деньгами. Намерение поживиться добытыми тяжким трудом церковными доходами проявляли и Советы, объявившие религию «опиумом для народа». Уничтожение храмов с конфискацией церковного имущества и истребление священнослужителей было предопределено.

Барельеф... из глины

По свидетельству очевидцев, до конца 80-х годов ушедшего столетья внутренний интерьер, а также подземная архитектура Даниилова скита представляли собой подобие Киево-Печёрской лавры как по конфигурации ходов, галерей и лабиринтов, так и по технике создания куполообразных помещений и выработки грунта. Самым большим подземным помещением была подземная комната почти прямоугольной формы размером пять на четыре метра с куполообразным потолком — так называемая алтарная комната. Здесь можно было свободно стоять в полный рост. В центре помещения находилось прямоугольное земляное возвышение, по видимости, престол. Его наличие характеризует это сооружение как подземную церковь. По воспоминаниям одного старика, записанным Вячеславом Кокшенёвым, ниши алтарной комнаты украшали две иконы, выполненные в виде барельефов.

На одной из них, по словам жителя, была изображена Богородица с младенцем, на второй, по-видимому, Никола-угодник. Так что, возможно, этот подземный храм звался Никольским. Еще была просторная комната перед кельей, тоже сферической формы. В ней также свободно мог разместиться взрослый мужчина. Широким проходом она соединялась с двухкамерной кельей. Место для молений было также высотой в человеческий рост. На одной из стен кельи была вырезана ниша под икону, подобная той, что находилась в алтарной комнате. Характерной конструктивной особенностью подземных галерей Данииловой лавры является созданная монахами система длинных галерей, вытянутых в восточном направлении и заканчивающихся отдушинами. Это позволяло циркулировать воздуху, сохраняя одинаковый температурный режим и влажность зимой и летом. Центральная часть комплекса также представляла собой сложный лабиринт с системой тупиков и соединительных коридоров, по которым можно с трудом передвигаться и сейчас. Достопримечательность этой части храма — пересечение коридоров в виде креста, длинные, дугообразные галереи и одинокое монашеское кресло — уединенное место для общения монаха с Богом.

Особый интерес представляла дюжина аркообразных ниш, вырезанных в глинистых стенах подземного храма, по всей видимости, для размещения икон. Кроме них были и ажурные малые ниши для свечей. Интересные находки принесла экспедиция по изучению Александро-Невского монастырского комплекса у села Жуланиха, осуществленная в августе 2002 года 15-ю слушателями школы краеведения и туризма, руководимой Вячеславом Кокшенёвым. Её участники определили границы земельных угодий скита, провели обмеры на месте корпусов жилых строений. Кстати, одно из них, по всей видимости, было оригинальной архитектуры с прогулочными верандами. Отыскали месторасположение двух амбаров, двух бань, сарая с погребом, скотных дворов, коровника, конюшни, что свидетельствует о значительной хозяйственной деятельности иноческого братства. Особое внимание было уделено исследованию часовни. По конфигурации бутового фундамента и истлевшим останкам бревен удалось определить, что наземный храм был шестигранным.

Проемы стен остеклялись окнами с тонкими стеклами, характерным для конца XIX-го века. Обнаруженные юными исследователями резные деревянные кружева дают основания полагать, что в церкви был резной иконостас. А битые останки фигурного кирпича напомнили о печке. Крыша крылась тонким кровельным железом, крепившимся коваными гвоздями. Конфигурация фундамента подсказала, что в западной части часовни размещался притвор, к нему была пристроена ризня (помещение для одежд священников), либо церковная лавка. В восточной части храма располагался алтарь, за ним — придел, в котором находился довольно глубокий колодец (иордань), служивший, видимо, местом для крещения. Не случайно здесь участниками экспедиции было найдено два нательных креста. Среди интересных находок также две серебряных подвески для икон, монеты как царского, так и советского периодов и оригинальная пуговица от облачения священника.

Что касается рукотворных пещер, то юные исследователи утвердились во мнении, что они были, действительно, взорваны. Сохранилась лишь малая их часть — келейная — около десятка метров. Перед входом в кельи, число которых прежде равнялось семи, располагались деревянные срубики. Вход в одну из них оказался двухэтажным. Возможно, именно там молился руководитель скита. Мне же весной 2002 года местные жители рассказывали, что несколько десятков лет назад мальчишкам как-то удавалось проникать в подземный храм и обнаруживать там побеленные кельи.

Столетье — не преграда?

Какое-то время после уничтожения монахов прихожане ещё посещали осиротевшие, разграбленные монастыри. В середине 20-х годов, в период гонений новых властей на церковь, были разгромлены и их надземные сооружения. На месте керамических печей отца Даниила в период нэпа промышленная артель пыталась выжигать кирпичи и известь, останки которых можно встретить у подножия храмова холма и сегодня. Даниилова лавра сохранялась почти в неизменном виде до конца 80-х годов прошлого века. Верующие старушки в большие церковные праздники посещали чудотворные родники у подножья надруганных холмов, чтобы помолиться за загубленные души монахов, совершить крестный ход и набрать святой водицы. Власть сохраняла спокойствие в годы войны, когда вновь окрепла вера в бога, но в послереволюционные годы и в период 50-70-х годов, по словам старожилов, ревностные парторги и милиционеры изгоняли старушек от родников и отбирали иконы.

-2

Воспитанные в безверии вандалы в последние десятилетия безнаказанно разрушают уникальные сооружения: ездят по ним на тяжелой технике, включая трактора, обрушивают входы и отдушины пещер, делают скабрезные надписи на стенах и иконах-барельефах, гадят в святых обителях. Ненароком способствовал разрушению Данииловой лавры местный священник, ныне покойный. Готовясь к повторному приезду на Алтай патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в середине 90-х годов, он уговорил руководителя местного сельхозпредприятия провести «реконструкцию» храма. Чтобы удивить патриарха святыней, была уничтожена святая святых — алтарь. На его месте соорудили обшитый досками проход, а один из входов упрятали в бетон. Святой ключ был упрятан в сруб и укрыт навесом, над ограждённым холмом вознесся крест, а к центральному входу проложили лестницу. Стараниями добрых людей благоустроили и территорию бывшего Александро-Невского братства. Патриарх тогда не смог посетить подземные алтайские храмы. А весной 2002 года, вновь оказавшись в Данииловом монастыре, я ужаснулся: доски сгнили, свод обрушился, вход в пещерную церковь завален землёй, в лабиринтах сыро, под ногами хлюпала вода. Уникальные памятники подземного зодчества находятся в критическом состоянии. Впрочем, летом 2006 года мне сообщали, что в храме у села Средне-Красилово власти намереваются провести работы по его сохранению. Тем не менее, за последние десятилетия, по наблюдениям Вячеслава Кокшенёва, ежегодно нарастает варварство, ставящее их на грань уничтожения. Виной тому и бездуховность людей, следы чему видны на стенах храмов. Большой урон наносится естественным старением и разрушением, вследствие нарушения воздушной циркуляции, изменения температурного и влажностного режимов, вызванные завалившимися слуховыми окнами и отдушинами. По мнению исследователей, необходимо срочно создать вокруг подземных храмов заповедные зоны. Имеются предложения о воссоздании Даниилова и Александро-Невского монашеских скитов, восстановлении часовен и реставрации подземных сооружений.

По словам Кокшенёва, известный ему человек готов стать монахом Даниилова скита, а директор местного сельхозпредприятия — построить рядом с ним дом. Давным-давно надо бы присвоить бывшим подземным монастырям статус памятников истории, что, безусловно, способствовало бы их сохранению. Кокшенёв безуспешно добивается этого уже 20 лет. Пока же храмы бесхозны, а идея их воссоздания никак не может получить поддержки властей и влиятельных общественных организаций. ... Киево-Печёрская лавра существует уже тысячу лет. Псково-Печерский монастырь простоял пять столетий. Неужели алтайским рукотворным пещерам, способным привлечь к себе тысячи и тысячи паломников со всего мира, стать центром возрождения российской духовности, не суждено встретить новых паломников?!

Анатолий МУРАВЛЕВ (Продолжение здесь).

"Деловой Бийск" № 49 (838) 8 декабря 2010 года.