Что хотел сказать автор - какой смыл закладывал Гоголь в своего "Ревизора"

Что хотел сказать автор? В чём смысл произведения? Эти вопросы известны всем нам со школьной скамьи. Те, кому не повезло с учителями (а таких по моему опыту большинство), скажут, что на них есть единый правильный ответ, который написан в учебнике и который каждый школьник должен знать наизусть. Потому что учителю виднее, какой смысл автор книги в неё заложил.

Анекдотов и забавных жизненных историй об этом тоже есть немало, потому что зачастую оказывается, что учитель и автор учебника знают, что хотел сказать автор, лучше самого автора. Вот и с "Ревизором" случилось нечто подобное.

Один из самых известных портретов Гоголя
Один из самых известных портретов Гоголя

О чём же "Ревизор"? Какой скрытый смыл он в себе хранит? О том, как человек теряет последние остатки совести под напором денег и всеобщей любви, пусть даже лицемерной? О том, как власть развращает людей, её держащих? Это зеркало современной для Гоголя России? А вот нет.

Кроме самого "Ревизора" из-под пера Николая Васильевича вышло ещё одно произведение, составленное из писем, рассуждений и пояснений для актёров - "Приложения к "Ревизору"". По объёму они не уступают самой пьесе и подробно объясняют, какой же смысл заложил автор в неё.

Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды; хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город, и сидит он у всякого из нас?

Город, где разворачивается сюжет пьесы - это олицетворение человеческой души. Продажные чиновники и нечестные полицейские - это грехи, которые пытаются душу человека захватить. А главный герой Хлестаков, которого все принимают за ревизора, способного разогнать всю их компанию - это совесть.

Хлестаков -- ветреная светская совесть, продажная обманчивая совесть, Хлестакова подкупят как раз наши же, обитающие в душе нашей страсти.

Светская совесть, которая легко идёт на сделку с грехами, находит оправдание им, которая может привести человека, опирающегося на неё, к выводу, что грешить - это совсем неплохо, а вполне даже полезно, да и вообще, вдова сама себя высекла, а мы тут не причём.

Придавая своему герою такое трактование, Гоголь хочет сказать, что человек, полагающийся на светскую совесть, светские представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, не может ясно судить о своих поступках.

Только настоящий, неподложный ревизор, может выявить грех и избавиться от него. А под ним подразумевается высшее суждение о правильном, высшая совесть, которую может дать человеку только религия.

И такая борьба совести с грехом происходит в душе каждого человека, каждого зрителя. Поэтому автор вставляет в пьесу слова

Чему смеетесь? Над собой смеетесь!

После выхода пьесы разгорелся нехилый скандал. Зрители увидели в ней вовсе не отражение собственной души, а отражение собственной страны. Это толкование и осталось в веках, а о том, что хотел сказать автор, помнят разве что любопытные литературоведы.

Про комиксы и искусствоРисую комиксы, потому что могу. Перевожу чужие комиксы, потому что тоже могу. Иногда пишу статьи про искусство и всё, что мне интересно
1,1K подписчиков