830 подписчиков

Тайна Коко - разбор мультика по сюжету

789 прочитали

Сегодня мне хочется разобрать пример простой, но работающей на все 100% истории, которая дарит тепло зрителям, заставляет задуматься, увлекательна и рассказана так, как надо.

Сегодня мне хочется разобрать пример простой, но работающей на все 100% истории, которая дарит тепло зрителям, заставляет задуматься, увлекательна и рассказана так, как надо. Я имею в виду мультфильм компании Пиксар «Тайна Коко».

Салют, на связи Юрий Окунев. В мире постоянно рассказывают истории. Мы не можем без них прожить. Однако есть истории, которые западают в душу чуть глубже. Примером такой истории для меня стал Мультик Тайна Коко.

Ставим лайки, если любим анимацию Пиксар!

Именно на примере данного мультфильма мне хочется показать, как простые и технологичные решения работают и что не всегда нужно выдумывать что-то сверх-оригинальное. Иногда хватает иной упаковки для того, чтобы рассказать старую, как человечество, историю.

В рамках видео я не буду говорить про графику и звук, хоть они и замечательны. Нас интересуют элементы самой истории. Поэтому мы поговорим про мир, про героев, про сюжет, про идею мультика и про наполненность или динамику.

Ах да, если вы не смотрели мультик, то сейчас же остановитесь. Здесь будут спойлеры, без них никуда. При этом мульт заслуживает того, чтобы вы его посмотрели своими глазами до того, как увидите разбор. Посмотрите, а потом возвращайтесь – тем более, что выходные на носу, можно уделить полтора часа чему-то светлому и интересному.

Надеюсь, остались только те, кто мультик видел. Тогда поехали разбираться.

Начну с общего описания. Это некая мексиканская деревенька, в которой живёт семья башмачников. Пару поколений назад семья основательницы династии фактически развалилась из-за того, что глава семьи ушёл в мир заниматься музыкой. Его супруга осталась с дочерью, возненавидела музыку и навсегда выкинула её из своей жизни. И передала такой же запрет всем последующим поколениям.

Это, пожалуй, единственный условный недостаток картины: предыстория просто передаётся экспозицией. Но опять же – условный. Мультик ориентирован в том числе на детей и им необходимо иногда рассказать информацию, даже если она потом дублируется в рамках сюжета. Да, если выкинуть введение, то взрослый человек поймёт подоплёку и без неё. И это очень круто.

Возвращаемся к истории. Главный герой – мальчик Мигель, несмотря на запрет семьи, занимается музыкой. Он играет на гитаре и поклоняется местной знаменитости Эрнесто де ла Крусу. В день мёртвых, когда живые вспоминают умерших родственников, он решает поучаствовать в конкурсе музыкантов, крадёт гитару кумира и случайно попадает в мир Мёртвых. Чтобы вернуться домой, ему нужно найти своего кумира в загробном мире, где все ходят в виде скелетов.

Начнём с самой оригинальной части: атмосфера праздника Дня Мертвых. Пиксар и Дисней выбрали праздничную, яркую обложку, чтобы запаковать в неё грустную и серьёзную тему смерти и памяти. С одной стороны, смерть в нашей культуре выглядит пугающе. Зато мексиканцы сделали из неё праздник – насыщенный и необычный. Именно вот это игровая форма идеально прикрывает серьёзность и глубину, не отпугивая даже самых маленьких.

Это вот тот случай, когда оригинальность позволяет привлечь внимание аудитории к давно избитым сюжетам.

О персонажах. Чем они здесь хороши? Тем, что каждый индивидуален и очень узнаваем. И я имею в виду не только в рамках истории, но в рамках нашей жизни. Бабулита, которая железной рукой держит власть в семье и следит за правилами. Мигель, который скрывается и мечтает о большем, ищет связь с кумиром. Верный, но странный пёс Данте, который отправляется вместе с героем в опасное путешествие. Неудачник Гектор, который не может посетить живых родственников, потому что его фотографию никто не ставит. Зазнайка и выпендрёжник, но благородный Эрнесто де ла Крус, который продолжает давать шумные концерты и после смерти. Члены семьи Мигеля, как живые, так и мёртвые.

И что ещё крайне важно: плотный костяк основных персонажей. Здесь практически нет этаких проходных героев ради «посмешить и уйти». Почти все герои появляются минимум 2 раза, чтобы показать себя и продвинуть сюжет. Почти каждый атрибут, который мелькает в кадре будет так или иначе использован. Костюм Фриды Кало и сама Фрида Кало с её безумной папайей. Забвение умерших. Популярные песни – у них у всех двойная роль в истории.

Это тот самый случай, когда ружьё на стене в первом акте обязательно выстреливает во втором или третьем. И не только ружьё, но и чайник, костюм и папайя.

В целом, герои понятные и живые. У меня лично есть знакомые, похожие на Бабулиту, которая сюсюкает с внучком, но которая же порвёт пасть любому инакомыслию. Мне понятно стремление Мигеля заниматься тем, к чему лежит душа, несмотря на запреты. Знакома эта обида, когда тебя не понимают.

И это всё работает.

Далее о сюжете. Здесь аж хочется его разобрать на куски, показать поворотные точки и посмотреть, как оно работает. В Тайне Коко герой в прямом смысле проходит Путь героя, о котором писал Джозеф Кэмбел – он даже спускается в мир мёртвых, чтобы принести знание, которое изменит его семью.

Короче, смотрите, как у нас идет сюжет.

Герой занимается музыкой, несмотря на запрет, мечтает стать музыкантом. В это время наступает день мёртвых, нам рассказывают почему в семье не любят музыкантов. Нам показывают сцены на площади, чтобы мы увидели, насколько ярко в семье ненавидят музыкантов.

Возникает ситуация: хочешь доказать любовь к музыке – участвуй в конкурсе, покажи себя. Но гитару разбили, а одолжить никто не хочет. Герой принимает решение влезть в склеп его кумира и взять гитару. Тем более, по фотографии он узнаёт, что кумир – его предок.

Но тут случается косяк: его замечают, он убегает из склепа и обнаруживает, что его не видят живые, зато видят мёртвые. Родственники с того света принимают решение взять его в мир Мёртвых, чтобы разобраться, как помочь.

Решение находится легко и быстро: попроси родственника о благословении и домой. А-нет, его просят навсегда отказаться от музыки. Мигель не соглашается и решает найти своего второго родственника – Эрнесто Де Ла Круса. Но он то звезда! Как к нему попасть?

На пути у убегающего от родственников Мигеля встречается Гектор – неудачник, который умер от куска ветчины, над которым все ржут и которого не пускают в мир живых, потому что никто не ставит его фотографии на алтарь. Он бахвалиться, что знает де ла Круса и Мигель клюёт.

Они работают вместе. Ищут варианты. И находят – концерт талантов, победитель которого поедет на вечернику к де ла Крусу. Парень исполняет мечту и выступает вместе с Гектором на сцене. Это пик радости. Люди в восторге.

Но время идёт и чем дальше, тем меньше шансов, что Мигель вернётся домой живым – он превращается в скелет.

Однако прибегают его неживые родственники и ищут «живого мальчика». Мигель сбегает, но узнаёт, что на самом деле основательница династии очень любила петь, но не могла простить мужу то, что он их с дочерью бросил.

Мигель уходит, договаривается с победителями конкурса талантов и попадает на вечернику. Он привлекает внимание своего родственника песней, случайно тонет, де ла Крус его спасает и с радостью принимает. Хвастается им, показывает, а потом обещает отправить на наш свет. Однако в последний момент приходит Гектор в образе Фриды Кало и наезжает на знаменитость, что тот мол украл его песни. В ходе беседы мы узнаём, что Де Ла Крус отравил друга, когда тот собрался к семье – чтобы забрать песни.

Крус отказывается возвращать Мигеля в мир живых и это означает, что он умрёт и останется здесь, в мире Мёртвых. При этом Гектор умирает окончательно от того, что его никто не помнит. Их бросают в яму, где Мигель через жалобы Гектора узнаёт, что именно Гектор и есть его предок – бабушка Коко – дочь Гектора. И из-за того, что она стара и забывает – умирает и он.

Их спасают родственники и даже позволяют Мигелю вернуться в мир живых. Однако фото Гектора осталось у де ла Круса и его необходимо вернуть. Они заявляются на концерт музыканта всей семейкой, гоняются за ним. В итоге де Ла Крус признаётся в своем преступлении и случайно – под камеру. Клише, блин, но не мешает совершенно.

В качестве наказания Де Ла Крус попадает под колокол, который убил его и в реальном мире. Мигель возвращается в мир живых. Но надо спешить – иначе Коко забудет отца. Он прибегает с гитарой, отбивается от бабулиты и начинает петь песню. Коко оживает и вспоминает. Она даже приходит в сознание и достаёт письма отца и кусочек фотографии.

В итоге семья едина, духи приходят полным составом, Де Ла Крус опозорен, Гектор становится звездой. Мигель играет на радость родственникам. Семья – вместе.

Конечно, вживую это веселее и интереснее. Но я хотел показать, какие точки, на мой взгляд, являются узловыми и что делает историю динамичной и современной.

Точки 5-актной структуры:

Завязка:

Введение

Интрига

Мигель берёт гитару и попадает в мир мёртвых

Мигель отказывается возвращаться на предложенных условиях

Учёба:

Приключения и поиск пути к Де Ла Крусу

Знакомство с де Ла Крусом – мечта рядом

Неприятности (бьём героя по почкам)

Предательство кумира, попали в яму, смерть рядом

Противостояние:

Знакомство с настоящим предком и финальный бой – Победа над злодеем

Успеть напомнить забывающей Коко об отце и заключение

Что крайне важно: ни одно событие не происходит на ровном месте. Всегда есть та или иначе цепочка событий. Мигель сообщает, что он музыкант – ему ломают гитару – начинается конкурс и ему не дают гитару – он вламывается в склеп – попадает в мир мёртвых.

И так в каждом эпизоде. События напрямую связаны друг с другом, и зарисовка в начале играет во второй раз в конце, как костюм Фриды Кало, в котором Гектор пытался выйти из мира Мёртвых, а затем пришёл к де ла Крусу. Вот здесь у меня возник вопрос – как он добыл костюм, если его конфисковали, но фиг с ним.

Что я хочу всем этим сказать: каркас истории может и скорее всего будет простым и стандартным. Но вот как связаны между собой поворотные события, как прописаны герои, их мотивация. Заметьте, бабулита злая потому, что соблюдает правила семьи. Гектор неудачник, потому что уверен во лжи своего друга. Основательница династии ненавидит мужа, потому что он бросил её с дочерью.

Все элементы связаны, их много, и они создают невероятную динамику. Вот именно к этому я вас и призываю. Пересмотрите мультик, поймайте инсайты как писатели и используйте в своих книгах.

Всем бобра.