Найти тему

Алёна Владимирская: что сейчас происходит на рынке персонала и почему компании не хотят увольнять людей во время кризиса

Кирилл Фомичев: На днях мы поговорили с Алёной Владимирской о том, как во время кризиса находить и развивать талантливых специалистов.

Алёна Владимирская - главный хедхантер Рунета, основатель рекрутингового агентства Pruffi, «Антирабство», бывший главный хантер Mail.Ru Group.

Алёна Владимирская:

О тенденциях: что сейчас происходит и будет происходить на рынке персонала

Рекрутинг не существует сам по себе - это производная от экономики. Сейчас, в 2020 году, не понятно, что будет дальше: мир готовится ко второй волне пандемии осенью. Наш ждёт какой-то “черный, серый или белый” лебедь, который всё перевернёт с ног на голову.

Все мои крупные клиенты приходят с тремя вариантами стратегий развития персонала: пессимистичной, оптимистичной и средне-нормальной. Даже в самой оптимистичной стратегии большие корпорации говорят о желании сократить свой штат на 5% - 25%. Это говорят даже те, кто в первую волну пандемии росли: розница, телеком и игры. Волна сокращений будет в любом случае и достаточно большая.

Пандемия выявила следующие вещи:

  • не нужно такое большое количество офисных сотрудников.

Если до пандемии в офис брали людей с неким запасом (нужно 3 бухгалтера, возьмём 4), то теперь, если убрать 20-30% людей, в компании ничего не изменится. Некоторые сотрудники выполняли дублирующие функции, многие сотрудники, испугавшись пандемии и волны сокращений, готовы были брать на себя дополнительную работу без или с минимальной добавкой к своей зарплате;

  • увольнять скорее будут рядовой офисный класс, чьи обязанности можно перераспределить на других: рядового бухгалтера, юриста, экономиста, рекрутёра и т.д.;
  • компании оставят многих людей на удалёнке. Современная ситуация дала понять, что офис стал дороже: необходимо обеспечивать социальную дистанцию, сотрудников - средствами индивидуальной защиты, обрабатывать офис специальными антисептиками и т.д. Дома работодатель не обязан следить за нормами санитарии, это ложится на плечи работника. Плюс снижаются расходы на свет, интернет в офисе и т.д.;
  • компании начали нанимать региональные кадры вместо московских специалистов: рядовой бухгалтер в Москве получает порядка 80 000 рублей, а рядовой бухгалтер в Вологде - 37 000 рублей;

О том, кого будут нанимать:

  • интересными будут те, кто связан с IT и Digital: digital-маркетологи, программисты, специалисты, связанные с цифровой трансформацией и т.д. В этом видят точку роста, это даёт большую прибыль компании;
  • юристов, связанных со сделками, слияниями и поглощениями. Кризис - это ещё и время приобретений;
  • финансистов с особым навыком: с умением брать и структурировать кредиты;
  • людей, умеющих работать с государством. Речь идёт не только о GR, но и о людях, умеющих работать с тендерами.
  • антикризисных менеджеров. В первую волну кризиса в управление включились собственники бизнесов, н дальше они будут присматриваться к антикризисным менеджерам.
-2

Об уникальности кризиса

Это четвёртый кризис в моей жизни и только он идёт по странному для меня сценарию. Это первый кризис, когда работодатель так неохотно расстаётся с персоналом. Мы ожидали на первой волне массового сокращения сотрудников, но его не было. Дело в том, что прошлые кризисы были совершенно недавно и предприниматели помнят, как легко уволить людей и как, сложно собрать команду, когда кризис проходит.

Людей, в которых верят и которым доверяют, основатели компаний будут максимально долго удерживать. Мы видели большие компании, где собственники выходили к персоналу и просили: давайте немного снизим вам зарплату, сделаем что-то вместе, всеми силами пытались сохранить персонал.

В свою очередь персонал впервые за все кризисы пытался помочь: соглашался на некую оптимизацию, говорил, что верит в свою компанию и поможет ей выжить.

Таким образом,
на этом кризисе найти хороший дешёвый персонал не получится. Вы практически не сможете найти хороших продажников и программистов. Хороший программист за последние 4 месяца подорожал в 1,5 раза.

От чего зависит появление второй волны сокращений

Возможно ли, что второй волны сокращений не будет? Да, при условии, что нас ждёт гигантский экономический рост, чего в ближайший год вероятнее всего не случится. Вопрос глубины этого кризиса зависит от:

  • пандемии. Как мир снова будет закрываться;
  • скорости закрытия мира. Чем быстрее и жёстче это произойдёт, тем безболезненнее мы это переживём.
-3

Как удержать своих сотрудников в регионах

Чтобы удержать хорошие региональные кадры от “московской дистанционки”: увеличьте зарплату, крупные компании в регионах платят немного. Однако, одной зарплатой мотивирован не будешь. Держите своей доброй атмосферой в офисе, люди должны дружить. Если у вас не будет большого разрыва в зарплате по сравнению с удалёнкой в Москве или другом крупном городе, люди будут держаться за отношения и “пироги по пятницам”.

О возрасте кадров

С разными аудиториями нужно работать по-разному.

Персонал 40-45+ ценит стабильность. У поколения 30-40 лет главной ценностью является карьера и точки роста. Для молодого же поколения - свобода и социальная значимость бизнеса: “Я делаю нечто важное и другие это признают”. Причём в этом случает размер бизнеса не имеет значение.

О важности сочетания автоматизации и коммуникации

Должна быть очень хорошая автоматизация: на удалёнке один человек может быть максимально загружен, а другой недогружен, люди не понимают, что делают, теряются смыслы. Вы должны отслеживать и регулировать, как работает персонал. Если это делать, работать всем будет легче, появится ощущение нормальной стабильной работы, как в офисе. Также автоматизация может помочь выявить выгорание сотрудников.

Стоит заложить +20% времени на коммуникацию. И ввести в ритуал: 10:00 - у нас двадцатиминутное совещание. Также мы сами делали по пятницам, например, встречи с клиентами в формате пижамных вечеринок, ужинов и т.п.

Сочетание автоматизации и коммуникации даст коллективу ощущение стабильности и надёжности во время удалённой работы.

Если хотите вживую участвовать в открытых диалогах со спикерами, регистрируйтесь на сайте: https://thepartners.pro/zooms

или через чат-бот в телеграм: https://t.me/thepartners_bot