20,9K подписчиков

Музыканты с одинаковыми фамилиями, исполняющие совсем разную музыку. Продолжение

3,9K прочитали

Не так давно на канале выходил материал о музыкантах-однофамильцах из разных жанров, эпох и стран постсоветского пространства, которые творчески совсем не похожи друг на друга. Как часто бывает в таких ситуациях, вспомнились ещё случаи, которые можно было бы добавить. Да и читатели вполне справедливо накидали в комментариях известнейшие примеры, также достойные внимания. Очевидно, что тема нуждается в продолжении.

О Цоях, Гребенщиковых, Ивановых, Макаревичах, Зыкиных и даже, прости господи, Шаляпиных мы говорили в прошлый раз. Сегодня будут новые очевидные и неожиданные пары и трио. Напомню, что речь пойдет не только об «однофамильцах по паспорту», но и об исполнителях, чьи псевдонимы, умышленно или нет, совпали с именами других известных артистов. Хотя некоторые приведенные ниже примеры показывают, что грань между настоящим именем и псевдонимом порой очень условна. В конце концов, по законам нашей страны человек сам вправе решать, как его будут звать, и может прописать в своих документах любое имя. Признаюсь честно, при подготовке статьи пришлось покопаться в биографиях и личной жизни артистов, чего я, откровенно говоря, делать не очень люблю, гораздо интереснее говорить о творческом почерке, песнях и музыкальных амплуа.

Лев Лещенко и Петр Лещенко

Не так давно на канале выходил материал о музыкантах-однофамильцах из разных жанров, эпох и стран постсоветского пространства, которые творчески совсем не похожи друг на друга.

Сегодня фамилия Лещенко у людей разных возрастов вызывает ассоциации с народным артистом Советского Союза, одним из немногих ныне живущих исполнителей, воплощающих в своём творчестве облик «классической советской эстрады». Лев Валерианович – ниточка, связывающая современную музыкальную культуру с прошлым. «Родная земля», «Соловьиная роща», «День Победы» и многие другие его хиты вошли в золотой фонд песенной культуры. Сегодня артисту уже 78 лет, он продолжает выступать и даже время от времени представляет новые песни.

Однако в тот период, когда певец только начинал свой творческий путь, его фамилия уже была легендарной. В истории музыкальной культуры запечатлелось имя Петра Константиновича Лещенко – исполнителя народных песен и романсов первой половины XX века.

Он родился в Российской империи на территории современной Украины. Человек непростой судьбы, участник Первой мировой войны волею истории оказался подданным Румынии, в этой стране он прожил большую часть жизни и скончался, так и не сумев вернуться на родину – в Советский Союз. Но в нашей стране знали, слушали и любили его песни, исполняемые на русском языке. Не так давно на российском телевидении вышел многосерийный фильм о судьбе певца. Главную роль исполнил популярный актер Константин Хабенский.

Появление на рубеже 1960-х - 1970-х годов на эстрадном небосклоне певца с фамилией Лещенко не могло не вызвать ассоциаций. Данные о том, настоящая это фамилия или псевдоним, расходятся. На некоторых ресурсах можно встретить информацию, о том, что при рождении будущий певец получил созвучную фамилию Лещев и, став артистом, слегка видоизменил её. Конечно, многие думают, что сделано это было сознательно.

Такое мнение сформировалось задолго до распространения Интернета, и по сей день тиражируется из статьи в статью. Однако в официальных и более-менее авторитетных источниках мне не удалось найти ни подтверждения, ни опровержения этой информации. Более того, популярный ресурс Википедия четко указывает имена родителей певца – Валериан Иванович Лещенко и Клавдия Петровна Лещенко. В статье даже кратко излагается биография отца исполнителя. Это побуждает думать о том, что певец был рожден именно с той фамилией, которую мы знаем. На официальном же сайте исполнителя и в сообщениях о кончине его отца, ушедшего из жизни не так давно в 100-летнем возрасте, фамилия родителя не указывается, только имя-отчество. Как оно было на самом деле - говорить сложно. Как бы там ни было, за десятилетия творческого пути Лев Валерианович прославил свою фамилию и для большой части советских и российских слушателей является живой легендой, а его великий однофамилец – достояние музыкальной истории. Оба они вписали свои имена в историю музыкальной культуры.

Надежда Бабкина и Сергей Бабкин

Не так давно на канале выходил материал о музыкантах-однофамильцах из разных жанров, эпох и стран постсоветского пространства, которые творчески совсем не похожи друг на друга.-2

Бабкины – простая и достаточно распространенная фамилия. В контексте музыкальной культуры для широкой аудитории россиян знаменитой носительницей этой фамилии является «Казачка Надя». Так в одной из своих самых известных песен Надежда Георгиевна Бабкина открыто намекает на своё происхождение. Название хита-визитки носит и автобиографическая книга, написанная Бабкиной.

Факт казацкого происхождения как и другие фрагменты биографии исполнительницы, аудитории хорошо известны. Одна из самых популярных в России исполнительниц народных песен и стилизованной под русский народный фолк поп-музыки в особом представлении не нуждается. Фолк - жанр очень многообразный, а «фолкерская тусовка» разрознена, и популяризаторы в ней нередко воспринимаются в штыки. Поэтому вполне закономерно, что любители различных вариантов отечественного фолка противоречиво относятся к той нише, которую представляет Надежда Георгиевна.

В многочисленных статьях про «настоящие фамилии звезд» Бабкина часто фигурирует, как Надежда Заседателева. Это фамилия первого мужа певицы, то есть, с юридической точки зрения вполне себе настоящая. Владимир Заседателев- музыкант-инструменталист, ударник, участник известных советских ВИА «Лейся песня», «Красные маки», «Самоцветы».

Бабкина - не псевдоним, как иногда пишут не очень авторитетные источники, да и был бы смысл менять красивую мужнину фамилию на распространенную, хоть и подходящую к «народному» творческому амплуа. Знаменитая народница - урожденная Бабкина. По данным официального сайта театра «Русская песня», который она создала в 1989 году и руководит до сих пор, указывается, что отец певицы – потомственный волжский казак Георгий Иванович Бабкин.

Однофамильцем руководительницы «Русской песни» является украинский музыкант, известный многим как участник дуэта «5NIZZA». Коллектив существовал с 2000 по 2007 год, нашумев хитом про «Солдата, недоношенного ребенка войны», а в 2015 вновь возродился, спустя два года после реуньона вышел третий полноформатник группы. «Пятницу» обычно рассматривают в контексте рок-музыки, хотя творческий стиль группы объединяет элементы разных жанров и явлений.

В составе группы Сергей отвечал в основном за инструментальную часть. «Пятница» – далеко не единственный проект в его карьере. Уже в годы его существования Бабкин заявил о себе как о сольном исполнителе. Я впервые о нём узнал в отрыве от «Пятницы», увидев в одном из кассетных сборников русского рока ироническую песенку про психов «Белые рубашечки».

Сергей Бабкин прослыл известным экспериментатором. Его творческая парадигма вмещает и рок, и поп-музыку, и рэгги, а иногда исполнителя и вовсе приписывают к авторской песне. Как по мне, от канонического облика барда – далековато, но некоторые основания для такого определения имеются.

Бабкин сотрудичал в известных украинским рокером Святославом Вакарчуком. Занимал красное кресло наставника в одном из сезонов шоу «Голос Краины». Это говорит о том, что у себя на родине исполнитель достаточно популярен.

Братья Самойловы и Юлия Самойлова

Не так давно на канале выходил материал о музыкантах-однофамильцах из разных жанров, эпох и стран постсоветского пространства, которые творчески совсем не похожи друг на друга.-3

Назовите самых известных братьев и истории русского рока. У каждого меломана при такой постановке вопроса наряду с Горшеневыми и Крестовскими обязательно всплывут в памяти братья Самойловы - лидеры екатеринбургской группы «Агата Кристи» – Вадим Рудольфович и Глеб Рудольфович. Говорить о них в двух словах – сложно. Коллектив, вписавший в «облик» русского рока атмосферную и местами мрачную, близкую к «пост-панку» эстетику, стал ярким явлением в рок-музыке девяностых и нулевых. В определенных кругах группа считается культовой. «Я на тебе, как на войне», «Сказочная тайга», «Ковер-самолет» и другие хиты ушли в народ и исполнялись под гитару в компаниях.

Оригинальная по своему творческому облику группа оказалась для многих близкой, понятной и «своей в доску». Но были и те, кто не проникся музыкальной эстетикой и не воспринял своеобразную систему образов, ругая группу за непонятные и странные тексты. Сегодня «Агата» - это уже заметный этап музыкальной истории. Группа официально распалась в 2010 году.

В ходе работы у братьев накопились творческие противоречия. Младший брат, Глеб, работая в составе группы и являясь автором многих песен, стремился проявить собственную самость. После «Агаты» он стал лидером собственного проекта «The Matrixxx». Отчасти продолжая линию «Агаты Кристи», новая группа Глеба осовременила и видоизменила её, сделав уклон в сторону "готичности" и электронных экспериментов со звучанием.

Вадим выступал сольно, а также был замечен в политической и общественной деятельности. Братья пошли разными путями не только в творчестве, но и в жизни. Они в пух и прах разругались и в интервью даже называли друг друга «просто однофамильцами». Обидно, что после распада на осколках легендарного коллектива остался «ореол скандала».

Со скандалом прочно ассоциируется другая исполнительница с фамилией Самойлова, не имеющая к братьям из «Агаты» ни творческого, ни родственного отношения. Имя певицы-инвалида Юлии Самойловой сегодня прочно связано с нашим «позором» на Евровидении, куда её сначала не пустили, а потом, всё-таки представив страну, она «добыла» худший результат в истории. Девушка не прошла даже в финальную часть шоу, чего раньше с российскими исполнителями не случалось.

О вокальных данных исполнительницы ходили разные разговоры, а её инвалидность воспринималась многими в контексте конкурса как попытка «надавить на жалось». Справедливости ради стоит отметить, что Юлия в какой-то степени стала жертвой обстоятельств. Мощнейшей певицей её, конечно, не назовешь, но внимание музыкальной общественности она привлекла явно не только за счет особенностей здоровья. Певица заявила о себе ещё в 2012 году на конкурсе «Фактор А» под руководством Аллы Пугачевой и получила специальный приз примадонны. В 2014 г. выступала на Паралимпийских играх в Сочи.

К моменту «Евровидения» она уже не была ноунеймом. Стоило ли посылать её на конкурс – вопрос спорный. Тему «украинского Евровидения» 2017 года я вообще касаться не хочу, а провал в следующем 2018 году - это не только вина исполнительницы. Как бы кто не относился к Самойловой, но с человеческой точки зрения её пример можно воспринимать с воодушевлением. Далеко не каждому здоровому человеку удалось добиться того, чего добилась молодая певица из Республики Коми, передвигающаяся в инвалидной коляске.

Алла Пугачева и Наталья Пугачева

Не так давно на канале выходил материал о музыкантах-однофамильцах из разных жанров, эпох и стран постсоветского пространства, которые творчески совсем не похожи друг на друга.-4

Фамилии исполнителей, работающих в составе музыкальных коллективов, широкой общественности известны не так хорошо, как тех, кто выступает сольно. Возможно, для кого-то станет откровением факт, что в российской музыкальной культуре была ещё одна Пугачева, кроме упомянутой выше Примадонны. Речь идет о ныне покойной участнице некогда популярного фольклорного коллектива из удмуртской глубинки – «Бурановские бабушки». Поднятая выше тема «Евровидения» неизбежно всплывает вновь, ведь «минута славы» данного коллектива связана как раз с их выступлением в Баку, откуда они увезли второе место. Дело было в 2012 году. На тот момент 76-летняя Наталья Яковлевна Пугачева была в составе выступающих.

Она установила возрастной рекорд, став самой старшей участницей за всю историю конкурса. Именно эта бабушка больше всего запомнилась и полюбилась зрителям. Наряду с руководителем Ольгой Туктаревой её можно назвать самой узнаваемой участницей тех «Бурановских бабушек», которые покорили Евровидение. К слову, в составе своего коллектива Пугачева старейшей не была. Самая старшая участница не приняла участие в конкурсе. Это издержки всем известных «Евровизионных порядков». Бабушек в коллективе на тот момент было 8 человек, а по правилам музыкального мероприятия на сцене должно быть не более 6 исполнителей.

Помимо «Евровидения» и конкурсного хита «Party for Everybody», ансамбль бабушек запомнился неожиданными кавер-версиями известных российских и мировых хитов, исполненными на родном для них удмуртском языке.

Сегодня под брендом «Бурановские бабушки» работают уже совершенно другие персонажи. Новый состав не оправдывает название ни возрастом, ни географией. Название стало брендом, принадлежащим продюсерскому центру «Дом Людмилы Зыкиной». Феномен «Бурановских бабушек» интересен тем, что они вывели народную культуру сельских ДК на «большую сцену» и на международный уровень. В 2014 году организация, носящая имя великой певицы, одной из героинь предыдущей подборки, поступила некрасиво. Пытаясь обновить состав они в результате набрали новых участниц, а старых «евровизионных» бабушек отправили «на пенсию». Теперь они выступают как «Бабушки из Бураново».

Натальи Пугачевой не стало в 2019 году. Будучи намного старше своей знаменитой однофамилицы, фольклорная исполнительница обрела славу на склоне лет, и вряд ли когда-либо обращала внимание на совпадение её фамилии со звездой. О личности и творчестве Аллы Борисовны Пугачевой я думаю, что-либо писать излишне. Долгие годы, вплоть до недавнего времени, она была в фарватере отечественной поп-музыки, массовая культура представляла её как «главную певицы страны». С множеством образов, трагичных, драматичных и комичных, которые она создавала в своих песнях, неразрывно ассоциируются и восьмидесятые, и девяностые, и нулевые.

Лариса Долина и Вероника Долина

Не так давно на канале выходил материал о музыкантах-однофамильцах из разных жанров, эпох и стран постсоветского пространства, которые творчески совсем не похожи друг на друга.-5

Эстрадно-джазовая певица, народная артистка России Лариса Александровна Долина - урожденная Кудельман. Она всегда открыто говорила о своём еврейском происхождении. Фамилию Долина носила мать певицы до вступления в брак. Так что псевдонимом её можно считать условно. Родной город Ларисы Александровны – Баку, но ключевую роль в ранней биографии певицы сыграла Одесса.

В интервью и во время выступлений на различных ТВ-шоу она неоднократно говорила об этом городе как о своей родине. Здесь прошло её личностное и творческое становление, а в 1971 году в составе ансамбля с характерным названием «Мы одесситы» начался её творческий путь. В этом же самом году в столице на свет появились первые песни автора и исполнительницы, от рождения носящей фамилию Долина.

Вероника Аркадьевна – представительница авторской песни, а этот жанр, как известно, по мнению многих меломанов и критиков, имеет больше отношения к поэзии, нежели собственно к музыке. Её исполнители – скорее авторы песен, нежели серьёзные «большие» певицы. Хотя надо признать, что произведения Вероники Долиной с исполнительской точки зрения достаточно музыкальны.

Лариса Александровна сегодня вполне заслуженно считается мэтром вокального цеха, состоялась и прославилась именно как певица, благодаря своему сильному голосу и уникальному узнаваемому тембру.

За свою карьеру она исполняла и джаз, и рок и поп-музыку, будучи уже состоявшейся артисткой Лариса Долина не брезгует участием в различных музыкальных шоу, что говорит об авантюрном характере певицы. В частности, она отметилась в шоу «Универсальный артист» и в недавнем проекте «Маска», где предстала в образе Оленя, но была распознана зрителями и жюри с первых же нот.

В обоих упомянутых проектах певица продемонстрировала всю широту своих возможностей, и показала, что в каком бы жанре она не работала, она всегда остается собой.

Лариса Александровна и Вероника Аркадьевна – ровесницы, их разница в возрасте несколько месяцев. Творческие пути двух ярких и узнаваемых личностей шли параллельно, но по разным траекториям и в разных нишах. Сравнивать и сопоставлять их не только некорректно, но и невозможно. Авторская песня – более камерный и менее популярный жанр. Возможно, только поэтому имя Вероники Долиной меньше известно широкому кругу слушателей. Известный многим кинокритик и журналист Антон Долин – старший сын Вероники Аркадьевны. Всего у неё четверо детей и все носят материнскую фамилию.

Алексей Козлов и Валерия Козлова.

Не так давно на канале выходил материал о музыкантах-однофамильцах из разных жанров, эпох и стран постсоветского пространства, которые творчески совсем не похожи друг на друга.-6

Алексей Козлов - представитель «старшего поколения», джазовый и рок-музыкант, саксофонист, лидер ансамбля «Арсенал», выдающийся инструменталист, состоялся в музыке и как практик, и как теоретик, исследователь-музыковед. Он написал несколько книг по истории музыки. Мне довелось ознакомиться с его книгой «Рок-музыка: истоки и развитие», и отмечу, что написана она очень серьёзно, с научным подходом. Я много интересного для себя почерпнул из этого издания.

Совсем другой, куда менее серьёзный кластер музыки, представляет Лера Козлова – ударница некогда популярной группы «Ранетки». Продюсерский проект Сергея Мельниченко – пример эксплуатации образа «женской рок-группы». Девочки-подростки нулевых засматривались одноименным сериалом, где участницы коллектива играли персонажей с теми же именами, но другими фамилиями. Козлова в фильме была Новиковой.

В 2008 году, как раз когда снимался фильм, Лера уходит из группы, вместо неё за установку садится Анна Байдовлетова, более известная как «Нюта». После «Ранеток» пробует себя в сольной карьере, далее засветилась в качестве солистки поп-группы «5Sta Family», где работала с 2015 по 2017 год.

А в прошлом году Козлова объединилась со своей сменщицей в «Ранетках» в составе дуэта «ЛераНюта».

К слову, у поклонников русского рока фамилия Козлов ассоциируется и с упомянутой выше группой Агата Кристи. В числе её основателей вместе с братьями Вадимом и Глебом Самойловыми был клавишник Александр Козлов. Есть версия, что название предложил именно он. Так как его инициалы совпадали с инициалами британской писательницы - классика детектива - А. К.

Алексей Воробьев и Александра Воробьева

Если говорить о популярных и широко распространенных фамилиях, то можно вспомнить ещё очень много подобных «пар». В двух популярных музыкальных проектах на разных каналах в разные годы участвовали двое Воробьевых. Подопечная А. Б. Градского Александра Воробьева – победитель второго сезона шоу «Голос».

Благодаря проекту второго канала «Секрет Успеха» мир услышал Алексея Воробьева, который воплощает собой одну из вариаций вполне себе стереотипного образа поп-певца.

На проекте он занял почетное третье место. В своё время нашумел хитом «Сумасшедшая», в 2011 году представлял Россию на «Евровидении», откуда привез 15-е место.

Тему, наверняка, можно продолжать ещё. Я описал лишь несколько примеров, чтобы через имена показать многообразие российского музыкального дискурса.

Материал носит чисто развлекательный характер, не содержит исчерпывающей информации, не претендует на истину последней инстанции и не отражает личного отношения автора к творчеству описанных исполнителей.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошую музыку и помните, что любые разговоры о ней всегда субъективны.