Другие статьи этой серии:
Буйная история тихой бухты
Морские ворота древних Афин
Кладбище - окно в прошлое
Герой, царь и изобретатель демократии
ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ
ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Тесей, привычка жениться
О бедном Тесее
Это страшное слово-тирания
История о том, как не надо захватывать власть!
Законы Дракона
Остров героя Аякса Великого
Война длиною в триста лет
Остров раздора. Шанс для полководца.
Остров раздора.Трамплин для реформатора.
Реформы сделаны... отправляйся в путешествие
Остров раздора. Дебют авантюриста
Вслед за богиней к власти
Золото приносит победу
Железная рука в бархатной перчатке
Золотой век Аттики
Золотой век Аттики (продолжение)
Политическое убийство с "голубым оттенком"
Стать «царем горы»
Спарта – страна испуганных героев
Спарта. Союз заклятых друзей
Спарта – страна военной аристократии
Вопреки расхожим штампам, спартанки вовсе не рвались на поле боя, хотя многие из них умели владеть оружием и прошли начальное военное обучение. Наверное, потому и не рвались, что прекрасно знали война – дело серьезное, убивают на ней всех, без скидок на пол и возраст. Тем более, это касается времен, когда бой был в основном контактным, и превосходство в физической силе давало важное преимущество. И сейчас дамы «геройствуют» в основном вдалеке от поля боя, предоставляя потным и вонючим мужикам «вариться» в кровавом котле войн. Безусловно, некоторые женщины, получив от природы необходимые физические данные, и как следует поистязав себя в спортзале, могут соперничать с отдельными представителями «сильного пола», но вот не утрачивают ли они при этом слишком многого, превращаясь в нечто среднего рода?
Спартанки, несмотря на неплохую физическую подготовку и невиданную для античной Греции свободу в быту и личной жизни, предпочитали оставаться женщинами, в полном смысле этого слова, отправляя на подвиги своих брутальных мужчин. А где женщины там и наряды. К сожалению, из-за слабого знакомства с темой, я не могу полностью разъяснить этот важный вопрос. Признаюсь честно, я даже в современной женской моде плохо разбираюсь, но про одну деталь туалета спартанок напишу обязательно, именно из-за нее красавиц Лакедемона называли «файномерис» — «показывающими бедра»
Прямоугольный кусок полотняной или шерстяной ткани, размерами примерно 2 на 1,8 метра складывался по вертикали вдоль левого бока человеческого тела и скреплялся на плечах застежками-фибулами. На талии все это перетягивали пояском и драпировали складками, получалось очень милое одеяние, которое при ходьбе распахивалось, обнажая правый бок и ногу, да и вообще мало что скрывало, но соблюсти правила приличия все же помогало. Дорический хитон несколько раз «входил в моду» в других частях Греции, но дольше всего использовался в Лакедемоне и стал одним из его символов.
Другой, не менее знаменитой одеждой спартанок были коротенькие, мало чем отличающиеся от современного мини, хитоны для занятия спортом и священных танцев, правда, их название от меня ускользнуло. Закон, согласно которому спартанки наравне с мужчинами занимались спортом, приписываются как обычно Ликургу. Однако ему, согласно традиции, принадлежало авторство всех основных законов Лакедемона, так что истинная причина затеряна в веках. Но спартанских дам исторические изыскания мало интересовали и они, вполне справедливо считая, что здоровое потомство может родиться только у здоровых родителей, активно посещали палестру.
Совместное обучение мальчиков и девочек в Лакедемоне не практиковалось, оно и правильно, столь суровая школа выживания была женщине не нужна даже в Спарте. Однако, они также были разделены на возрастные группы, которые боролись между собой за первенство. Девушки упражнялись в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Про обучение владеть оружием, прямых упоминаний нет, но это, скорее всего, было само собой разумеющимся элементом воспитания. Кроме физической подготовки девушек, как и юношей, знакомили с поэзией и музыкой, и «в необходимом для жизни объеме» обучали чтению и письму. «…Ксенофонт восхищается мудростью Ликурга, который в заботе о правильном деторождении освободил спартанских девушек от слишком строгого домашнего надзора и вместо того, чтобы, как это обычно бывает в других греческих полисах, сидеть за ткацким станком в ожидании замужества, обязал их укреплять свое тело атлетическими упражнениями наравне с юношами…» Ю.В. Андреев
Девушки вместе с юношами участвовали в атлетических и музыкальных состязаниях, иногда «…Они, как и мальчики, должны были являться во время торжественных процессий без платья и плясать и петь на некоторых праздниках в присутствии и на виду у молодых людей…» Плутарх. Понятно, что это были религиозные церемонии, но от излишней застенчивости это точно девчонок излечивало на всю жизнь! Кроме того, участие в соревнованиях и общественных праздниках учило осознавать себя частью социума, а завязавшиеся во время обучения связи между воспитанницами способствовали нахождению своего места в этом социуме. Вот интересно, а как было со «связями» иного рода? Учебные группы у девиц и юношей были, конечно, разные, но кирпичную стенку между ними никто не ставил… Спартанское воспитание штука суровая, но и юношескую гиперсексуальность никто не отменял! Может и не зря некоторые историки вскользь упоминают про добрачную половую свободу в Спарте. Опять же некие «парфении», потомки детей незамужних спартанок, город Тарент основали…
Замуж спартанки «не спешили», в отличие от невест из «континентальной» Греции, которые шли под венец в 12-14 лет, в Лакедемоне брачный возраст девушки был 17-20 лет. Свадьба совершалась по предварительной договоренности с отцом или опекуном, в некоторых случаях роль опекуна брал на себя один из царей Лакедемона. После свадьбы жених возвращался в казарму и жил там до тридцати лет, с женой виделся редко, почти тайком. Свою жену молодой человек посещал полулегально под покровом ночи. "...так тянулось довольно долго: у иных уже дети рождались, а муж все еще не видел жены при дневном свете..."Плутарх. При таких условиях роль «главы семьи» выполняла женщина, муж был то в походе, то на охоте, то обедал с друзьями. Даже вернувшись из казармы после достижения тридцати лет, мужчина в Лакедемоне мало участвовал в домашних делах, некогда было – всю жизнь служба и общественная жизнь. Так что же, спартанка была замучена висящими на ней домашними делами и воспитанием детей?
Как бы ни так! «…По словам Платона, взрослые женщины в спартанских семьях также были избавлены от прядения, ткачества и, вероятно, от других видов физического труда. В их обязанности входило лишь общее попечение о домашнем хозяйстве и воспитании детей… Всю тяжелую работу, по-видимому, исполняли домашние рабыни, то ли покупные, то ли взятые из илотских поселков. Время, свободное от забот о семье и хозяйстве, спартанки могли посвящать занятиям атлетикой, продолжая, как и в юности, тренировать свое тело на благо самим себе и государству…» Ю.В. Андреев
Особенности жизни мужчин Лакедемона делали их достаточно равнодушными к семейной жизни. Чего еще ожидать от того, кто всю свою жизнь с рождения до глубокой старости проводит в замкнутом мужском коллективе. Общественные обеды, военные походы, охота, занятия спортом - занимали все время спартанца и никак не были связаны с его семьей. Частная жизнь терпелась общиной, но в весьма ограниченном объеме. Главной функцией спартанской семьи было рождение детей, но даже воспитанием ребенка особенно мужского пола семья не занималась, это была уже функция государства. В результате совместных дел у супругов практически не было, свою жизнь они проводили вдалеке друг от друга, и какой-либо эмоциональной связи между ними не возникало, они так и оставались чужими людьми. Свободная, не перегруженная работой молодая женщина и вечно отсутствующий постоянно занятый своими делами муж. В современном обществе такая ситуация как правило заканчивается поиском «новых ощущений» где то «на стороне». А в древней Спарте? Удивительно, но точно так же! Пикантную ноту, в этот и без того острый «соус», добавляет распространенная в агелах и сисситиях педерастия, которая могла сделать мужчину и вовсе равнодушным к жене.
Никогда не будет известно, сколько жизней и судеб было поломано, пока общество Лакедемона выработало модель поведения и мораль, подходящую к военно-казарменным условиям Спарты. Но, в конце концов, восторжествовало неофициальное правило, сформулированное уже в наши дни шведским ученым Мартином Нильссоном: "…вступление в брак было обязательно для граждан Спарты, супружеская же верность совсем не обязательна…". Не слишком обремененные домашними заботами спартанки использовали свободное время не только для гармоничного развития души и тела, но и для поиска чувственных наслаждений.
«…спартанки сами весьма охотно шли на сексуальные контакты с посторонними мужчинами… Общественное мнение, по всей видимости, не только не осуждало связи такого рода, но напротив, поощряло их, руководствуясь соображениями евгенического или какого-то иного порядка… спартанские женщины могли вступать во внебрачные связи, отнюдь не спрашивая согласия своих мужей и встречая при этом полное понимание и поддержку со стороны окружающих. Дети, рожденные от таких связей, по-видимому, расценивались гражданами Спарты как вполне удовлетворительное оправдание факта супружеской измены, даже если их родители отказывались или почему-либо не могли признать их своим законным потомством». Ю.В. Андреев
Кроме обычного для всех времен и цивилизаций адюльтера, в Лакедемоне процветали весьма необычные семейные союзы. На их создание спартиатов благословил отец-основатель Ликург, который стремясь уничтожить "пустую бабью ревность", предлагал согражданам "сообща заводить детей людям достойным". Ксенофонт в "Лакедемонской политии" рассказывает, как престарелый муж допустил к молодой жене «молодого человека безупречной репутации» чтобы получить здоровых детей. Там же упоминается случай, когда некий "человек порядочный" успешно просит мужа «уступить ему на время свои супружеские права … дабы породить хороших детей».
Полибий - древнегреческий историк, государственный деятель и военачальник пишет: "…у лакедемонян издавна было заведено, чтобы трое или четверо мужчин имели (одну общую) жену, иногда же (даже) и большее их число, если они были братьями, причем их дети считались общими; а для того, кто произвел на свет уже достаточно детей, отдать (свою) жену кому-нибудь из друзей считалось делом прекрасным и согласным с обычаем…” Сейчас уже сложно сказать что здесь, правда, а что сплетни и преувеличения. Все-таки приведенные выше примеры, скорее всего, были исключением из правил, поэтому и попали на страницы летописей. Но то что спартанки в своей повседневной жизни пользовалась несравненно большей свободой, чем большинство женщин того времени, сомнению не подлежит.
Афинянка сказала жене спартанского царя Леонида Горго: "Одни только вы, лаконянки, властвуете над мужьями". "Да, но одни только мы рождаем мужей" - ответила Горго. Как и положено анекдоту он кратко и наглядно демонстрирует положение в обществе и самоощущение женщин Лакедемона. Тот же Плутарх сетует, что свободные нравы сделали спартанок "…чересчур дерзкими и мужественными что первыми испытали на себе их собственные мужья, ибо они и домашними делами распоряжались самовластно, и при обсуждении важнейших государственных дел могли свободно высказывать свое мнение…"
Независимость спартанок имела вполне материальное воплощение. Согласно все тому же Плутарху, доходы с принадлежащему семье спартиатов надела земли, по закону делились между мужем и женой: «…мужчина получал 70 медимнов ячменя и соразмерное количество вина и масла, а женщина -12 медимнов ячменя и соответствующую норму жидких продуктов...» Ю.В. Андреев. То есть женщина имела свою четко фиксированную законом долю в общих доходах семьи и считалась совладелицей клера. После вступления в силу "ретры Эпитадея"(конец V начало IV в. до н.э.), легализовавшей в Спарте частную собственность на землю, в руках спартанок оказались огромные богатства. Аристотель в «Политике» пишет, что две пятых всей земли Лакедемона принадлежит женщинам.
Спартанки прославились своей независимостью и непростым характером. В историю вошли упоминания об их насмешках над юношами и распеваемых ими насмешливых песнях. Многие афоризмы, ставшие символом Спарты, принадлежат дамам, даже Плутарх не погнушался издать сборник "Изречения лаконянок". Но в отличие от остальной Греции в Лакедемоне не получил распространение институт гетер, спартанцам было нескучно со своими женщинами, продажная любовь им не требовалась. Весь образ жизни, ставший визитной карточкой Лакедемона, стал возможен только благодаря мужеству женщин Спарты. Одно «С ним или на нем!» стоит того чтобы искупить все реальные или мнимые проступки, которые недоброжелатели и завистники приписывали спартанкам.
«…Как равноправный партнер мужчины в свободной любви и в весьма угодном полису и его богам деле детопроизводства, которое в Спарте не было ограничено тесными рамками патриархальной семьи, спартанская женщина вполне заслуженно пользовалась таким почетом и уважением, о которых не могли мечтать даже гражданки таких передовых и демократических государств, как Афины...» Ю.В. Андреев
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье
"Античная Греция: политики в контексте эпохи: архаика и ранняя классика" Суриков И. Е
«История Спарты (период архаики и классики)» Л.Г. Печатнова
«СПАРТАНСКАЯ ГИНЕКОКРАТИЯ» Ю.В. Андреев
Другие статьи этой серии:
Буйная история тихой бухты
Морские ворота древних Афин
Кладбище - окно в прошлое
Герой, царь и изобретатель демократии
ПОД ВЛАСТЬЮ ЕВПАТРИДОВ К ПРОЦВЕТАНИЮ
ЕВПАТРИДЫ ТОЖЕ ПЛАЧУТ
Тесей, привычка жениться
О бедном Тесее
Это страшное слово-тирания
История о том, как не надо захватывать власть!
Законы Дракона
Остров героя Аякса Великого
Война длиною в триста лет
Остров раздора. Шанс для полководца.
Остров раздора.Трамплин для реформатора.
Реформы сделаны... отправляйся в путешествие
Остров раздора. Дебют авантюриста
Вслед за богиней к власти
Золото приносит победу
Железная рука в бархатной перчатке
Золотой век Аттики
Золотой век Аттики (продолжение)
Политическое убийство с "голубым оттенком"
Стать «царем горы»
Спарта – страна испуганных героев
Спарта. Союз заклятых друзей
Спарта – страна военной аристократии