2,2K подписчиков

Как погибают витражи

157 прочитали

Стекло - материал хрупкий, поэтому витражи - самая хрупкая часть собора. Случиться с ними может многое, и витражи Амьенского собора практически собрали комбо.

Амьенский собор, построенный в 1220-1288 годах - самый большой во Франции по объему внутреннего пространства, а по высоте сводов он уступает только собору Бове (так и не достроенному). Славится он и своими витражами, но из оригинальных средневековых витражей уцелели немногие - например, витражи с изображением Эдуарда Исповедника и святого Эдмунда, подаренные королем Англии Генрихом III, северная роза трансепта и несколько других.

Северная роза Амьенского собора, конец XIII-начало XIV века. Фото: Wikimedia Commons
Северная роза Амьенского собора, конец XIII-начало XIV века. Фото: Wikimedia Commons

Что же случилось с остальными? А вот что:

  • XVII век: взрыв на пороховой мельнице и ураган;
  • XVIII век: ураган и работы по обновлению интерьера собора;
  • XIX век: реставрационные работы;
  • XX век: бомбежки Амьена во время Первой мировой войны и... пожар в парижской мастерской, куда уцелевшие витражи отвезли на реставрацию после нее.

Многие окна, оставшиеся без витражей, заполнили обычным прозрачным стеклом - из-за этого Амьенский собор, кстати, кажется еще больше, потому что с прозрачными окнами внутри гораздо светлее.

Но, как можно заметить на последнем фото в галерее, есть и витражи: и сохранившиеся средневековые, и новые, XIX-XX века. Среди самых ярких и красивых - витражи работы отца и сына Годенов, Жана и Пьер, над которыми они работали в 1932-1933 годах. Годены - парижская династия художников-витражистов, как династия Симон из Реймса (кстати, Пьер Годен много лет спустя будет работать в Мецском соборе до Марка Шагала).

Витражи Пьера Годена в капелле Амьенского собора. Фото: Wikimedia Commons
Витражи Пьера Годена в капелле Амьенского собора. Фото: Wikimedia Commons

Если не приглядываться, витражи Пьера кажутся вполне традиционными (сюжеты более чем традиционны - жизнь Богоматери, Древо Иессеево, Страсти Христовы), но если приглядеться к фото в большом разрешении, окажется, что изображение составлено из геометрических элементов. Ту же технику использовал и Жан.

И работа над витражами в Амьенском соборе не прекращается: например, часовня святого Франциска Ассизского получила новые витражные окна уже в 1990-е годы. Примечательно и то, что это уже не реставрация, а создание нового; готический собор, на самом деле, нельзя закончить - его можно только строить и украшать дальше.

________________________________________
Почитать еще:
Амьенский собор: что вы, возможно, о нем не знаете
Витражи Марка Шагала: Мецский собор
30 дней витражей (о серии, в которую входит и этот пост)

Мой телеграм-канал, где тоже много красивого и интересного