Найти в Дзене
Online Piano

Как Бетховен справился с потерей слуха?

Представьте, каково это: управлять целым оркестром и не слышать ни ноты. Играть на фортепиано перед огромным залом на совершенно беззвучном пианино. Разговаривать с другом, не слыша своего голоса... Да, почти всем известна история Бетховена, который сочинял свои произведения будучи глухим, но только осознайте, насколько это было тяжело. «То, как он справился с этой глухотой, — одна из величайших историй человечества, а не только музыки», — говорит музыкальный руководитель Калифорнийского симфонического оркестра Донато Кабрера. Бетховен начал терять слух в 26 лет, когда уже заработал репутацию талантливого музыканта и композитора. Причина глухоты остается загадкой: говорят об отравлении свинцом, тифе и даже о том, что композитор имел привычку окунать голову в таз с ледяной водой, чтобы взбодриться. Пять лет назад генетики из Калифорнии предположили, что композитор потерял способность слышать из-за мутации в гене Nox3, который помогает ушам переносить высокочастотные шумы. Теодор Альбре

Представьте, каково это: управлять целым оркестром и не слышать ни ноты. Играть на фортепиано перед огромным залом на совершенно беззвучном пианино. Разговаривать с другом, не слыша своего голоса... Да, почти всем известна история Бетховена, который сочинял свои произведения будучи глухим, но только осознайте, насколько это было тяжело.

«То, как он справился с этой глухотой, — одна из величайших историй человечества, а не только музыки», — говорит музыкальный руководитель Калифорнийского симфонического оркестра Донато Кабрера.

Бетховен начал терять слух в 26 лет, когда уже заработал репутацию талантливого музыканта и композитора. Причина глухоты остается загадкой: говорят об отравлении свинцом, тифе и даже о том, что композитор имел привычку окунать голову в таз с ледяной водой, чтобы взбодриться. Пять лет назад генетики из Калифорнии предположили, что композитор потерял способность слышать из-за мутации в гене Nox3, который помогает ушам переносить высокочастотные шумы. Теодор Альбрехт, профессор музыковедения из Кентского государственного университета, штат Огайо, уверен, что композитор всё еще слышал левым ухом незадолго до своей смерти в 1827 году.

«Если бы я принадлежал к какой-либо другой профессии, мне было бы легче, — говорил Бетховен своему другу, — но для моей профессии это ужасно».

Долгое время Бетховен не хотел раскрывать свою проблему обществу, справедливо опасаясь, что это разрушит карьеру. Композитор продолжал сочинять и дирижировать, но его состояние не осталось незамеченным.

Композитор Луи Спор отреагировал на то, как Бетховен репетировал на фортепиано в 1814 году:

«…музыка была неразборчивой, если не смотреть на партию фортепиано. Я был глубоко опечален такой тяжелой судьбой».

Conversation books

Между 1812 и 1816 гг. композитор использовал слуховые трубы, но без особого успеха. Тогда он отказался от них. Однажды он посоветовал человеку с аналогичной проблемой: «Ванны [и] деревенский воздух могут помочь. Только не используйте слишком рано механические устройства [слуховые трубы]; я отказался от их использования и таким образом сохранил свое левое ухо. И по возможности лучше [разговаривать] в письменной форме».

С 1818 года Бетховен начал носить с собой conversation books (разговорные книги), в которые друзья и знакомые записывали вопросы, на которые он отвечал вслух.

Сейчас профессор Теодор Альбрехт редактирует учетные записи conversation books и впервые переводит их с немецкого на английский. Это гигантский издательский проект, который в конечном итоге будет включать 12 томов.

Профессор уверен, что эти «увлекательные беседы» наконец-то позволят и англоязычным поклонникам творчества Людвига Ван Бетховена узнать, что композитор обсуждал со своими близкими друзьями более 250 лет назад.