Когда ребенку говорят: «Вот, читай, это интересно» – то у него есть выбор. Сказать: «Человек, который говорит, что это интересно, врёт», или усомниться в собственных способностях. И есть третий, самый распространённый вариант в школе: «Да-да, это интересно. Ок, если вам так нравится…».
Вот, например, произведение «После бала». Оно обязательно для прочтения в школе. Там солдата прогоняют сквозь строй и бьют. И это ужасно. Но если спросить ученика или даже учителя, за что, то никто не вспомнит. А вдруг он варил и ел детей и наказание слишком мало по сравнению с содеянным? Причина названа в тексте, но никто не обращает на неё внимания. Можно ли считать, что произведение прочтено и понято? А уже нужно читать следующую книгу, ведь их в программе порядка 250…
Мы опросили большое количество учителей литературы. Попросили выделить 40–50 книг, обязательных для прочтения. Многие возмущались: «Как так? Это же едино! От "Слова о полку…" до последних стихов Бродского». Но пятьдесят лет назад Бродского бы не включали в программу, а ранее в списке не было бы Булгакова... Мы посмотрели пересечение полученных перечней. В итоге появилась выборка из 30 произведений, которые мы разобрали, чтобы ребёнок смог их осмыслить.
Ученик должен понимать, почему он изучает именно эту книгу, а не другую. Нужно привить вкус к литературе. И самое главное в этом – удовольствие.