Современное IT развивается не по законам разума и целеполагания, а, скорее, по законам драматургии, что явно показала пандемия.
Я как HR столкнулся с пандемией в начале марта, когда один из наших американских клиентов неожиданно перестал отвечать на сообщения. До этого с проектом не было никаких проблем: моментальная обратная связь, выплаты just-in-time, отличный менеджмент, ясные цели, хорошее отношение к разработчикам. Через месяц сотрудник компании рассказал нам, что инвесторы начинают отзывать свои вложения из-за начавшейся пандемии — они такое чувствуют сразу. В целом, стартап уникален в своем роде, связан с организацией крупных мероприятий, и имел хорошие инвестиции, но оказался слишком узкоспециализированным.
Сильно пандемия ударила и по аутсорсинговым компаниям.
Клиенты резко заморозили все проекты, потому что это ваше IT слишком дорогое для кризисных времен. Одному клиенту, проекты которого по большей части в сфере туризма, это помогло мобилизоваться и переключиться на проекты из других сфер — более «кризисо-устойчивых».
В конце февраля к нам обратилась аутсорсинговая компания, которой нужны были разработчики для американской нефтесервисной компании. Привычная для IT ситуация: много денег, разработчиков нужно 20 и желательно вчера. Не прошло и месяца как потребность резко исчезла, а заказчик перестал выходить на связь — а это, извините, нефтяная сфера. Понятно, что рынку нефти сейчас не до того, но я почти уверен, а бывалые айтишники подтвердят, что для многих IT остается игрушкой, на которую не хочется тратиться в кризис.
Многие крупные клиенты просто заморозили вакансии до лучших времен — и правильно сделали, на мой взгляд, потому что лучше сохранить бизнес традиционными методами экономики, чем потом остаться ни с чем. Хорошо переносят кризис компании, у которых долгосрочные отношения с клиентами (10+ лет) и у которых нет привязок к сферам.
Одна из таких компаний среди наших клиентов поделилась советами на основании того, как она пережила несколько кризисов за 20 лет существования:
- Искать клиентов нужно всегда, иначе в такие кризисы можешь остаться и без клиентов, и без фундамента для поиска новых.
- Всегда нужно диверсифицировать портфель клиентов и работать с компаниями не только из IT. И нужно постоянно осваивать новые рынки.
- Когда все плохо — оптимизируй бизнес для тех времен, когда станет все хорошо.