Что такое служба без оружия? Об этом мы разговариваем с представителем самой гуманной и в то же время одной из опаснейших профессии армии, военным хирургом, бывшим главным хирургом Кабульского военного госпиталя, полковником медицинской службы, доктором медицинских наук, Заслуженным врачом Российской Федерации, Борисом Павловичем Кудрявцевым.
― Борис Павлович, вы до сих пор консультируете и практикуете в одном из подразделений главного военного клинического госпиталя им. Н.Н. Бурденко. Как начинался ваш «военно-полевой роман» с хирургией?
― Учась на 6 курсе, я написал рапорт о призыве в армию. Но он нашел меня в январе 1965 года, когда я уже работал хирургом в районной больнице в Тверской области. Меня призвали в армию на должность врача военно-строительного отряда в городе Щекино Тульской области. Через два года, в 1967 году, я попал в Группу Советских войск в Германии в ранге начальника медицинского пункта отдельного зенитного полка, затем стал старшим ординатором медико-санитарного батальона. Там же стал командиром медицинской роты отдельного медицинского батальона. Спустя некоторое время подал заявление о приеме меня на факультет руководящего состава Военно-медицинской академии. Был туда успешно принят в 1975 году, а по окончании, в 1977 году, был назначен на должность старшего ординатора отделения абдоминальной хирургии Московского военного госпиталя в Подольске. В 1985 году был призван в ограниченный контингент советских войск в Афганистане на должность ведущего хирурга 40-й Армии госпиталя в Кабуле.
― Что для вас служба в Афганистане?
― Этот период был очень важным в моей жизни. Приходилось летат на военных самолетах и ездить на бронетранспортерах. В одной из командировок получил травмы. Я тогда многое пересмотрел и в отношении коллег, и специальности. Приходилось помогать не только за хирургическим столом, но и в других жизненных ситуациях, даже в юридических.
― Большинство военных медиков подчас оказывались в таких условиях, которые гражданским страшно представить. Помогает ли такая устойчивость к неожиданностям в мирной жизни?
― Конечно, помогает в мирной жизни, потому что она не такая гладкая, как кажется. Но мне всегда везло. Может, коллектив такой попадался, может быть, на меня смотрели только как на врача, но каких-то особых сложностей в гражданской жизни я не видел.
― В Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова есть лозунг: «Военный врач — не специализация, это образ жизни». Это действительно так?
― Военный врач ― это человек, готовый всегда прийти на помощь. Его не страшат командировки, неурядицы в бытовой жизни. Главное ― это отношение к человеку, с которым ты общаешься как врач. Всегда надо понимать того, кому ты оказываешь помощь. И не только больному, но и его родственникам. От последних во многом зависит моральное состояние человека. Кроме того, военный врач ― это образ жизни, который заставляет тебя быть человеком.
― Вы поставили на ноги большое количество людей. Сохранилась ли связь с ними? Помнят ли спасенные о докторе из Кабула?
― Связь такая сохранилась, потому что помогал я очень многим. Среди тех, кому могу позвонить и поговорить, Герой Советсткого Союза Руслан Аушев. Я был его лечащим врачом и хирургом. Есть связь не только с ранеными, но и с больными, которых когда-то лечил. Например, недавно мне позвонил и напомнил о себе один из них. Я оперировал его 20 лет назад в Подольском госпитале (у него был рак поджелудочной железы). Представляете, он до сих пор жив. И для меня как для врача это очень важно и нужно.
― Перефразируя присказку из одного популярного фильма, глядя на вашу обширную библиотеку, хочется произнести: «Кто сказал, что надо бросить книги на войне»? Какие литературные предпочтения у вас?
― На полках стоит очень много всего. Помните был бум, все сдавали макулатуру и покупали книги? Сейчас все стало проще. Читаю очень много. Недавно прочитал всего Тургенева, не знаю почему. Из последних перечитанных – «Анна Каренина». Каждый день еще газеты и журналы.
― Вы работали главой медицинской комиссии одной из ветеранских организаций Москвы. Как дела обстоят сейчас?
― Работа в ветеранской организации была и остается сложной. Люди приходят со своими установками и желаниями. И соединить эти направления, организовать их, ― тяжелый труд. Хотелось бы, чтобы ветеранская организация стала еще активнее и продуктивнее работать на благо ветеранов округа и города.
― 21 февраля 1992 года Указом Президента вам было присвоено звание Заслуженного врача Российской Федерации. Что изменилось в жизни после получения столь высокой награды?
― Получил звание и продолжил работать дальше. Никаких особых привилегий звание не дает. Это высокая оценка твоего труда на благо людей, но в то же время стимул в работе. Уж если ты заслуженный, то продолжай и дальше так же хорошо служить людям.
― Наша газета ориентирована на людей третьего возраста. Чтобы вы пожелали нашим читателям?
― Здоровья, личного счастья. Мира без войн и годовщин этих войн.
― Большое спасибо за беседу.
Беседовал Николай Страхов для социального вестника «Траектория жизни»