Анна Ярмоленко училась в профильном физико-математическом классе Сенненской школы Витебской области, параллельно занимаясь музыкой. И после музыкального училища начала строить карьеру музыканта и педагога, но вдруг оказалась за рулем витебского трамвая. Как произошла в жизни такая метаморфоза?
– Главное – не бояться выйти из зоны комфорта, – сразу категорично заявила Анна в ответ на такой вопрос. – В профессии это имеет особое значение. Ведь занятие своей жизни мы выбираем чаще всего в 15-16 лет, когда еще трудно все взвесить, предусмотреть и принять правильное решение. А потом появляются профессиональные навыки и уже не хочется снова чувствовать себя неопытным стажером. Оказалось, я не боюсь перемен.
В погоне за знаниями
В юности, выбирая между точными науками и музыкой, Анна Ярмоленко решила, что балалайку любит больше, чем цифры, и поступила в музыкальное училище. До сих пор родственники шутят: «И чего тебе не работалось в школе: тепло, сухо, песни поют…» Но Анна сразу поняла: при всей любви к музыке она вряд ли готова причислить себя к тому малому проценту профессионалов, для которых занятие искусством – смысл жизни. Тем не менее, убедив себя, что стабильные и добросовестные работники нужны в любом деле, продолжала отдавать все силы юным музыкантам из Сенно, параллельно получала образование и совершенствовалась в профессии.
– За 10 лет, пока преподавала в музыкальной школе, я многое успела, – улыбается героиня. – Кроме того, что вела занятия с учениками, руководила детским оркестром, создала молодежный ансамбль. Вышла на республиканский этап конкурса профессионального мастерства педагогов. А еще инициировала в Сенно открыть вечернюю музыкальную школу для взрослых.
Подобный опыт на тот момент уже был в Копыле. И Анна понимала: ее родному городу тоже не хватает учреждения музыкального образования для людей старше 40. К этому времени вырастают дети, освобождается время и есть возможность реализовать давнюю мечту – овладеть инструментом. Музыкальная студия пользовалась большой популярностью: туда ходили подростки, которые по возрасту опоздали в музыкальную школу, и, как планировалось изначально, взрослые.
Еще на заре музыкальной карьеры Анна Ярмоленко почувствовала: знаний, полученных в училище, ей не хватает, а балалайка – не тот инструмент, на который ученики идут толпами. Потому, окончив факультет переподготовки Белорусского государственного университета культуры и искусств, стала обучать желающих также игре на гитаре.
– А через год поняла, что хочу еще больше знаний, – признается Анна. – К тому же я всегда интересовалась психологией. И очень прельщала возможность получить сразу два образования – высшее музыкальное и социального педагога – в Белорусском государственном педагогическом университете Максима Танка.
Помочь своему ребенку
Последний диплом пригодился скоро. По семейным обстоятельствам Анна с сыном переехала в Витебск. Надо было помочь мальчику адаптироваться на новом месте, поэтому устроилась педагогом-организатором в ту школу, куда он пошел учиться.
– Это было еще одно место, где жизнь проверяла на прочность. Был случай, когда о грандиозном мероприятии узнала за несколько часов до его начала, – вспоминает Анна. – Успела написать сценарий, подготовила и провела встречу – помогли годы, проведенные на сцене. Но после того сильного стресса тяжело и надолго заболела.
Эта история, а также семинар по эмоциональному выгоранию одного из психологов заставили серьезно пересмотреть жизнь. Анна четко осознала, что у нее – многолетняя депрессия, вызванная профессиональным опустошением: об этом она не подозревала и потому не предупредила вовремя.
Депрессия – это расстройство психического здоровья, когда наблюдаются продолжительное подавленное настроение и другие симптомы, затрагивающие мысли, чувства, поведение и весь организм. Когда депрессия продиагностирована, она поддается эффективному лечению.
Знала Анна и еще одно: работа не позволяет выкраивать время для самого дорогого – общения с сыном. Оставалось совсем немного, чтобы потерять эмоциональную связь с ребенком. К тому же непростой труд не приносил желаемого материального достатка.
Что со всем этим делать, на тот момент Анна не понимала. Однако случай помог решиться на очередные перемены.
Любимый «малыш»
– Моя приятельница, которая тоже недавно переехала в Витебск, искала работу. Она не знала город и попросила проводить ее до центра занятости, – рассказывает Анна Ярмоленко. – Придя туда в качестве провожатой, я буквально уткнулась носом в объявление о наборе на курсы водителей трамвая. И поняла: это именно то, чего я хочу.
На собеседовании мужчины из комиссии долго рассматривали дипломы претендентки, пытаясь понять, зачем ей всё это нужно. В итоге все-таки поверили, что намерения не случайны, и… приняли.
Все, за что бы ни бралась, Анна делала с максимальной отдачей. Этот максимализм со стороны мог выглядеть как огромная преданность любому делу. Но настоящий душевный комфорт она ощутила только оказавшись за рулем 20-тонной машины.
– У меня уже были водительские права. Во время вождения каждый раз я испытывала потрясающие ощущения, когда огромная машина подчиняется тебе, – рассказывает Анна. – Оказалось, у меня есть техническая «чуйка». В любой профессии можно многому научиться, но еще больше освоишь, если есть одаренность или предрасположенность. Тогда я ощутила ее в себе.
После курсов Анна Ярмоленко пошла работать на трамвайный маршрут №3, а чуть позже попросилась на самый сложный участок, предполагавший 2 часа-пик. Это было нужно, чтобы не связывать себя посменной работой и чаще видеть сына. Коллеги недоумевали: такой работы старались избегать даже опытные водители. Но Анна была уверена: ее «малыш» – так она назвала закрепленный за собой трамвай – не подведет.
И все же избежать ДТП за время работы не удалось. Оно случилось по вине неизвестного водителя, который неожиданно подрезал трамвай и скрылся.
– Пришлось резко тормозить, – вспоминает Анна. – Ведь даже пустая машина весит около 20 тонн, и столкновение с легковым автомобилем закончилось бы для лихача печально. Но в салоне упал пожилой пассажир и сломал шейку бедра.
После этого случая Анна просила о временном переводе на должность кондуктора. Но коллеги и руководство были категоричны: если не справиться с эмоциями сейчас, потом в профессию можно не вернуться. И она справилась. Ценой невероятных усилий, бессонных ночей и переживаний. Однако сейчас рассказывает о свой работе с таким упоением, что невольно хочется посидеть в кабине 20-тонной машины и получить такой же положительный заряд.
– Трамвайчик – самый романтичный транспорт, самый витебский, самый городской, – считает Анна Ярмоленко. – Работая на одном маршруте, я знаю в лицо почти всех своих пассажиров. Везу их на работу и с работы. Подъезжаю к остановке, вспоминаю: здесь обычно садится 3 человека. Если стоят два, то стоит задержаться на пару секунд – как правило, подоспеет и третий.
К слову, сын Анны сейчас получает профессию водителя-международника – романтика дороги оказалась не чужда и ему.
– Может, судьба приготовила мне еще не один крутой поворот в жизни, – в конце разговора заметила собеседница. – Но любые перемены я встречу с уверенностью, потому что точно знаю: все они только к лучшему.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Раньше, чем в Москве: из истории Витебской трамвайной системы
4 февраля 1896 г.: в Витебске заключен договор между Витебской городской управой и французским гражданином Фернаном Гильёном о строительстве в городе электрического трамвая. По договору, концессии на строительство и эксплуатацию трамвая в Витебске передавалась Гильёну на 40 лет, а он обязался за свои средства построить электростанцию мощностью 425 кВт и электрическую железную дорогу вместе со всем необходимым для нее и подвижным составов.
Ноябрь 1897 г.: введена в эксплуатацию электростанция, где энергия вырабатывалась трубчатыми паровыми котлами системы «Бабкок-Вилькокс»; топливом для котлов стали нефть и дрова. Электростанция не только питала трамвай, но и освещала губернаторский дворец, штаб Двинского военного округа, суд, гостиницу, лазарет и театр.
30 июня 1898 г.: система электрического трамвая введена в эксплуатацию. Это произошло на год раньше, чем в Москве, и на 9 лет раньше, чем в Санкт-Петербурге. В Белоруссии это была первая трамвайная система и оставалась единственной до 1929 года, когда открыли систему трамвая в Минске. Трамвайный парк состоял из 18 моторных и 16 прицепных вагонов. Длина линии составляла 5,1 км.
В 2008 году, к 110-летию витебского трамвая и трамвайного движения в Белоруссии, на въезде на территорию депо установлен памятник — оригинальный вагон серии «Х».