В своих четырёх благородных истинах, Гаутама Будда отрыл миру, что причина страданий живого существа – привязанность к временному (анитья):
- Жизнь полна страданий.
- Причина страданий – привязанность к приятному и нежелание неприятного.
- Жить можно не страдая.
- Есть путь избавления от страданий.
Хотя Ведавьяса появился в нашем мире намного раньше Гаутама Будды, но с позиции вечного замысла, можно сказать, что он заранее приготовил продолжение для учения Будды в Ведах.
В последнем пункте сути учения Будды говориться, что есть путь избавления от страданий. В Ведах это называется мокшей – освобождением. С точки зрения логики, освобождение – это полное искоренение страданий. Но такое определение не полно. В нём нет смысла жизни. Ведь тот, кто вышел из тюрьмы – освободился, не прекращает жить, он отправляется домой к родным. Там, в его привязанности - смысл жизни.
Об этом вы можете прочесть в анализе природы привязанности в первой части книги «Тайна тайн».
Те, кто знакомиться с учением Будды резонно спрашивают (реальный комментарий на статью в Яндекс Дзене): «Выходит, что лучше не жить - никаких привязанностей и сильных чувств)»?!
Вот на этот вопрос и даёт ответ учение Ведавьяса. Если кратко сформулировать, то получиться примерно так:
Привязанность - это сама природа сознания, выраженная в притяжении к источнику счастья (парамананда-васту), себе подобному - живому, то есть обладающему сознанием. Например, в «Катха Упанишад» (2.2.13) сказано:
«Среди всех вечных и сознающих – один исполняет желания каждого».
Страдания возникают тогда, когда объект привязанности не совершенен - анитья (непостоянен). Привязанность определяет смысл бытия. А жить хочется вечно - значит и объект привязанности должен быть вечным (нитья). Именно объект привязанности определяет качество привязанности. Например, ребёнок рождает одну форму привязанности в виде родительской нежности и желания позаботиться, а юный человек противоположного пола рождает другую привязанность, романтического свойства. И так далее. Но чтобы раскрыть эту особенность природы сознания и высвободить привязанность во всей полноте в форме вечной (нитья) самозабвенной любви, нужен совершенный объект.
Все страдания жизни, это школа по обучению свободе выбора в поиске совершенного объекта привязанности.
В "Шримад Бхагаватам" (3. 25.20) есть суть ответа древнего учения йогов о природе привязанности:
"Каждому, кто обладает знанием, хорошо известно, что привязанность к материальным удовольствиям заковывает духовную душу в кандалы материального рабства. Однако, если у живого существа развивается такая же привязанность к общению с осознавшими себя садху (святому), перед ним распахиваются врата освобождения."
Садху или святой - это тот, кто всем сердцем любит идеальную перволичность Бога, и из сострадания помогает другим раскрыть в себе эту способность.
Тем, кто заинтересовался этой истинной предлагаю самостоятельно прочесть 25-ю главу 3-й песни "Шримад Бхагаватам" это займёт не много вашего времени, но добавит ясности в жизнь.
В тексте, по выше приведённой ссылке, слово "преданный" указывает на ту личность, которая верна (то есть преданна) избраннику своего сердца и совершенному индивиду - Богу. Преданный – он же садху или святой.
Автор статьи: Шри Бхактиведанта Яти, 47 лет, 30 лет изучения Вед, в традиции гаудия вайшнавов.