218 подписчиков

Какой смысл в нирване?

Вриндавана - нирвана
Вриндавана - нирвана

Те, кто знакомятся с буддизмом справедливо спрашивают: «как (и зачем) при наличии такого конструкта как нирвана, мог появиться причинно-обусловленный мир сансары, для освобождения из которого потребовалась целая армия будд и бодхисаттв?»

Наш мир явное доказательство, что причина его более разнообразна - вишеша. Слово "нирвана" или пустота, можно истолковать не как отрицание («нир») разнообразия или прекращение страданий, а используя другой смысл частицы "нир[i]" - усиление. Следовательно, конструкт, по своей природе более утонченный, разнообразный, то есть, как причина. превосходит этот материальный мир сансары.

Использование отрицающей частица "нир" нужно чтобы подчеркнуть иную, не материальную природу причины материального мира. То есть, не стоит думать, что причина материального мира - это пустота в буквальном смысле. Такой вывод не логичен и основан на упрощении. Да и согласно заверениям самих буддистов, понимать слово «нирвана» как «пустота» – упрощение, ведущее к заблуждению. Скорее это свобода от страданий, которая в Ведах обозначена словом мокша.

Буддизм хоть и отвергает Веды, но родился на основе ведического мировоззрения. Основу ведического канона записал Ведавьяса. И он в упанишадах описывая Абсолютную Истину и причину всего - Брахман, используя в том числе логику отрицания. Брахман: нирвикара (не подвержен изменениям, так как это признак подчиненности), ниргуна (безкачественный), нирвишеша (не имеющий в себе никаких особенностей) и так далее. То есть Ведавьяса описывает Абсолют как не похожий ни на что и не на кого в материальном мире, таким образом он утверждает его не материальную природу. Но в других своих высказываниях он раскрывает, что Абсолют, ходит, видит, принимает, чувствует и так далее, то есть является личностью, обладающий духовными качествами (сагуна), духовным образом (савишеша или сарупа) и переживающий разнообразие эмоций (савикара). И все эти качества исходят из главного качества Абсолюта - пурната, полнота всех качеств, соединенных непостижимой энергией в Его личности. Иначе какой же Он Абсолют?! Например, Он одновременно всезнающий и невежественный, нежный и вероломный, всемогущий и очень зависимый и так далее. Если бы это было не так, то откуда эти качества в материальном мире?!

Есть ещё один интересный нюанс, который стоит упомянуть. Будда совершал свою духовную практику самостоятельно. У него не было гуру. А у Ведавьса есть учитель - Нарада. Нарада сказал своему ученику Вьясе: "Погрузись в бхакти-йога самадхи, узри игры Абсолюта, а потом опиши их". Так Вьяса стал свидетелем игр Абсолюта и засвидетельствовал о них в "Шримад Бхагаватам". А Будда, не имея покровительства представителя Абсолюта (гуру), не смог увидеть природу Абсолюта - поэтому он и говорил о свободе от страданий – нирванне, но молчал об активной деятельности, исполненной блаженства (ананды) в мире чистейшего бытия (шуддха-саттва). Он говорил о том. как устроен материальный мир, но молчал о природе духовного мира и Абсолюта .

Согласно традиции Вед, завершение дела должно быть сладостным. Поэтому есть смысл раскрыть тайное значение слова «нирвана». Слово «вана» означает «лес», а частица «нир» указывает на выход. Выход из тьмы иллюзий, которые можно сравнить с тёмным и полным опасностей лесом. При этом выходить надо куда-то, в светлое место, свободное от беспокойств – вайкунтха. Высшая вайкунтха известна под название Вриндавана. То есть это изначальный лес – нирвана. Тот лес, в который надо попасть, чтобы обрести своё природное положение, в котором максимально раскроются качества вечного индивида (атмы). Это вечный дом и Родина для души.

Автор статьи: Шри Бхактиведанта Яти, 47 лет, 30 лет изучения Вед, в традиции гаудия вайшнавов.

[i] Нир (निर्) .— инд. 1. Частица и приставка, подразумевающие уверенность, заверение. 2. Отрицание, лишение. 2. Снаружи, снаружи, снаружи, вперед (взято из санскритско-анлгийского словаря).