Найти в Дзене
Записки музыканта

Потерянный гений сестры Моцарта. История Наннерль

Мария Анна Моцарт, как и ее брат Вольфганг Амадей, была вундеркиндом, однако ее музыкальная карьера закончилась в возрасте восемнадцати лет. 

Фото из яндекс-картинок
Фото из яндекс-картинок

Наннерль (так звали ее близкие) гастролировала по Европе со своим отцом и младшим братом, Вольфгангом Амадеем. Наннерль не была в тени своего брата, даже показывала более выдающиеся способности. 

Их отец Леопольд писал: «Моя маленькая девочка играет самые сложные произведения, которые у нас есть, невероятно точно и блестяще. Несмотря на то, что ей всего 12 лет, она одна из самых виртуозных музыкантов в Европе». 

Не одни лишь слова отца являются доказательством ее таланта. В 1762 году брат и сестра Моцарты играли для собрания аристократов в Мюнхене. Один из них, граф Карл фон Цинцендорф, записал свои мысли в дневнике: «Маленький ребенок из Зальцбурга и его сестра играли на клавесине. Бедный маленький приятель играет волшебно. Он ребенок души, яркий, очаровательный. Игра его сестры виртуозна, и он ей аплодировал». 

Фото из яндекс-картинок
Фото из яндекс-картинок

Наннерль также писала музыку. Она послала одно из своих сочинений брату в 1770 году, и он ответил: «Моя дорогая сестра! Я в восторге от того, что ты можешь писать так хорошо, иными словами, твоя композиция прекрасна». К сожалению, сочинение не сохранилось. 

Вот что рассказала Сильвия Мило, постановщик пьесы «Другой Моцарт» (англ. «The Other Mozart»): «[Наннерль] записывала некоторые произведения Вольфганга, когда он был слишком мал, чтобы делать это самостоятельно. Так что, возможно, некоторые произведения Вольфганга на самом деле ее. Нам также известно, что, когда он был в Лондоне и работал над своей первой симфонией, она записывала ноты и оркестрировала для брата. Не ясно, насколько большим было сотрудничество, но она была невероятно талантливым музыкантом». 

Когда Наннерль достигла возраста замужества, отец перестал брать ее в дорогу, но до своей свадьбы в 1984 году она продолжала писать. 

«Конечно, в обществе были женщины-композиторы, но только знатные могли показать свои работы. Женщины играли впустую. Если они зарабатывали с помощью музыки, их считали проститутками», – говорит Мило. 

Фото из яндекс-картинок
Фото из яндекс-картинок

У Наннерль не было возможности роста. Ничего из того, что было создано ей, не было оценено или сохранено. Почти все женщины-композиторы прошлого были забыты, их музыка утеряна или собирает пыль в библиотеках. Мы никогда не узнаем, что могло бы быть, если бы Марии Анне позволили расправить крылья, и это наша потеря. 

А Вы считаете, что женщины менее талантливы в музыке, чем мужчины?

#искусство #моцарт #женщины #МУЗЫКА #ИЗВЕСТНЫЕ ЖЕНЩИНЫ