От мифических островных птиц до монстров - и даже кроликов - люди рассказали множество историй о злых животных на наших землях.
В мифологии новозеландских маори ночь ассоциируется со многими ужасами. Один из них - леденящий кровь зов Хакаваи - огромной мифической птицы с яркими красными, черными и белыми перьями.
Хотя его редко можно увидеть, он достаточно плох, чтобы его можно было услышать - сам звук многие считают плохим предзнаменованием. Не так давно, если маори услышал этот ужасающий звук « хаквай, хаквай, хаквай », за которым последовал характерный быстрый звук, волосы на его шее встали дыбом, и он побежал, чтобы спасти свою жизнь.
На протяжении всей истории человечества люди ассоциировали все виды животных - некоторые настоящие, некоторые мифические, со злом. И сегодня есть много тому примеров.
Когда орнитолог Колин Мискелли впервые услышал призыв Хакаваи в середине 1980-х годов, работая на архипелаге Чатем, Новая Зеландия, волосы на его шее встали дыбом. Но он не убежал. Мискелли охотился за Хакаваем с магнитофоном в руке. Его план состоял в том, чтобы записать звук птицы и воспроизвести его местным маори, чтобы узнать, узнают ли они его.
Мискелли рассказали, что люди, которые занимаются барановаркой - собирают птенцов морских птиц - давно знакомы с ужасающим ночным криком Хакаваи .
«Было много объяснений от собирателей кур, которые бросили их, бросили мертвых цыплят, которых они собрали, и побежали в свои хижины, потому что они были очень напуганы», - вспоминает он.
Мнения местных жителей относительно того, был ли звук на записи Hakawai, неоднозначны. Вероятно, это связано с тем, что Мискелли не записал мифологического монстра и не столько леденящий кровь звук бекаса из Чатема, длина которого составляет всего 20 см.
Звук Hakawai можно услышать, когда бекас совершает свой ночной воздушный тур, состоящий из двух частей: серии волнистых вокализов и затем необычного быстрого звука, который трудно описать.
«Некоторые люди называют это прикованной птицей, потому что они ассоциируют его со звуком с момента, когда якорная цепь спускается с корпуса лодки», - объясняет Мискелли. «Другие описывают его как летающий реактивный самолет».
Он понял, что необычный износ перьев на хвосте бекаса может объяснить, как такая кроткая птица могла издавать такой странный звук. Мискелли предполагает, что птицы летают в воздухе с большой скоростью, из-за чего их хвостовые перья сильно вибрируют. Так что они со временем изнашиваются.
Исследование Мискелли не только предложило правдоподобное объяснение историям маори об ужасающей ночной птице, но и его результаты помогли лучше понять бекаса Чатема.
«Вы можете прочитать тексты 80-х, в которых говорится, что новозеландские птицы не летают, как первое предложение к определению новозеландского бекаса», - сказал он. «Но исследования показывают, что они летают, они просто делают это ночью».
Haast Eagle - самый большой орел, который когда-либо жил
Хакаваи - не единственная зловещая птица, появляющаяся в легендах маори. Говорят, что еще одна мифическая птица по имени Пукай ест людей.
Не совсем понятно, откуда берутся эти истории. Некоторые задаются вопросом, восходят ли истории об этих существах ко временам Орла Хааста - самого большого орла, который когда-либо жил. Он исчез около 1400 года, но некоторые думают, что он был достаточно большим, чтобы атаковать и съесть людей.
Вероятно, мы должны быть благодарны за то, что эти истории существуют. Фольклор, связанный с такими ужасами, может помочь людям быть более бдительными и безопасными.
С другой стороны, животные, которые ассоциируются с ночью, долгое время были предметом подозрений и ненависти во многих культурах.
Например, сова в средневековой Англии часто характеризовалась очень негативно. Ссылки на это можно увидеть в поэзии того времени. В стихотворении под названием «Сова и соловей» , например, соловей начинает свой аргумент против совы, перечисляя такие особенности, как острый клюв и воющий вой. «Летишь ночью, - обвиняет соловей, - показываешь, что ты злобное существо».
В средние века сов не любили
«Средневековая литература и искусство полны символизма животных», - говорит Брижит Ресл из Университета Халла. Ночные животные в то время были по сути непонятны людям.
«В досовременные времена ночи были гораздо страшнее, чем они были позже, когда их можно было зажечь», - объясняет она. «В те дни ночь была просто темной».
Людям было сложно объяснить, как животные могут двигаться в этих условиях. Теперь мы знаем, что это возможно из-за большого количества палочковидных клеток в их глазах. Пигмент в этих клетках очень чувствителен к слабому освещению, что позволяет этим животным видеть.
Другие характеристики также могут принести невинным животным плохую репутацию, как, например, жаба. Ее сексуальная активность в период размножения, возможно, вызвала неодобрение в религиозное средневековье, предполагает Ресл: «Я не нашел ничего положительного в жабах».
Иногда наше негативное восприятие животных может быть просто проекцией наших собственных пороков.
В Швеции 18 века люди верили, что ведьмы могут превращаться в кроликов.
К счастью, это восприятие со временем меняется. Совы издавна ассоциировались с мудростью. Негативные предубеждения о них сегодня не распространены.
Марго Домелло, писатель и активистка по защите прав животных, показывает еще один удивительный пример того, как в прошлом недолюбливали животных - домашнего кролика и дикого кролика. Трудно придумать вид, который мы считаем более безобидным, чем эти пушистые существа, но в Швеции 18 века считалось, что ведьмы могут превращаться в кроликов, которые сосут молоко коров своих соседей и сушат их.
«Это звучит необычно и абсурдно, но есть реальные иски женщин, которые были осуждены за показания своих соседей», - сказала Демелло.
Не всегда понятно, для чего создаются подобные мифы, но есть четкие основы. «Злые» животные связаны с поведением и характеристиками, которые люди не могут объяснить, и их также использовали как виновников наших собственных ошибок.
В средние века жабы считались суперсексуальными.
Сегодня в некоторых культурах все еще существуют глубоко укоренившиеся представления о животных, которых они считают злом. Ярким примером является разнообразие суеверий, связанных с ай-ай - редким видом лемуров с Мадагаскара. Некоторые местные жители, в том числе представители местной этнической группы сакалава, верят, что ай-ай - это знак гибели, воплощение зла.
Эхх, скажем так, я видел лучше. Его шерсть жесткая, черная или серая, с огромными оранжевыми глазами. Однако его наиболее характерной особенностью являются необычно длинные и тонкие средние пальцы. Это очень полезное приспособление - ай-ай постукивает этой почвой по стволам и ветвям деревьев, используя эхолокацию, чтобы находить внутри вкусных личинок и другую добычу. Он может нажимать 8 раз в секунду!
Когда он обнаруживает пищу, ай-ай использует свои сильные зубы, чтобы кусать кору, и вытягивает пищу пальцем.
В 1990 году Ли Даррелл, вдова натуралиста Джеральда Даррелла, сопровождала своего мужа в экспедиции на Мадагаскар, чтобы найти ай-ай и, по запросу правительства Мадагаскара, отвезти его на Джерси для разведения в парке дикой природы Даррелла .
«В то время было известно, что они не исчезли с острова, но считалось, что они были в очень немногих местах в лесу к востоку», - сказал Даррелл.
Ай-ай наиболее активен ночью
Гиды того времени объясняют, как на них смотрели местные жители - без сомнения, животное не пользовалось большой популярностью. Хотя Даррелл не видел этого лично, считается, что иногда жители деревни убивали а-а и вывешивали их на обозрение.
«Вообще говоря, их считают злыми духами», - говорит Даррелл. Некоторые считали их, например, настоящим предзнаменованием смерти. «Если он маленький, это может означать, что умрет ребенок, а если он серый, старый, седой, ага, старик умрет».
Ой, они ведут ночной образ жизни, но вредят посевам людей.
«Ай-ай приходит среди плантаций и опустошает их - людям это определенно не нравится», - сказал Даррелл. «Очень маленький участок сахарного тростника, буквально несколько растений, и ай-ай придет и уничтожит его через неделю».
Этот пример показывает еще один способ, которым животное может выглядеть злым - делать что-то, что мы не одобряем.
Для ай-ай, эти местные верования могут быть разрушительными, поскольку этот вид в настоящее время находится в Красном списке видов, находящихся под угрозой исчезновения в мире. Чтобы решить эту проблему, местные жители прилагают усилия, чтобы узнать, что животное находится под угрозой исчезновения, например , проект Университета Дьюка.
Ай-ай - вымирающий вид
Но изменить такие убеждения непросто. Даже Колин Мискелли слышал сообщения о том, что его исследования Hakawai не все хорошо принимают.
«Когда я начал исследовать это в 80-х, были люди, которые не хотели, чтобы Хакаваи объясняли», - вспоминает он, отмечая, что этот миф был для них настолько силен именно потому, что его не объяснили.
Если эти страхи кажутся вам абстрактными, вспомните жителей Запада, которые иногда вздрагивают, увидев летучую мышь, или съеживаются от страха, когда черная кошка пересекает их путь. Суеверия животных важны для людей и широко распространены с пагубными последствиями.
«То, как мы думаем о животных, не абстрактно, - отмечает Домелло, - оно проявляется в реальности».
Окружающий мир полон необычных существ. Поскольку мы продолжаем вторгаться на их земли, вполне естественно, что они угрожают нам или нашим ресурсам. Чем больше мы понимаем и уважаем наш мир природы, тем меньше вероятность того, что мы нанесем ему вред.
Природа всегда заставит нас дрожать. Вы узнаете это чувство, когда в следующий раз услышите по ночам предсмертный крик, который выпрямит волосы на вашей шее ...