Найти тему
АвтоАспект

LADA XRAY гадкий утёнок АвтоВАЗа

LADA Xray cross (www.lada.ru)
LADA Xray cross (www.lada.ru)

Прошло уже четыре с половиной года с начала продаж автомобиля, который АвтоВАЗ позиционирует как кроссовер, а споры всё не утихают, что это, перелицованный Sandero или оригинальный продукт? Приподнятый хэтчбек или кроссовер? Провальный маркетинг АвтоВАЗа или правильное решение занять недостающую нишу?

Появление концепта XRAY в 2012 году произвело фурор, новый иксообразный дизайн, современный, стильный внешний вид, только ленивый тогда не пел дифирамбы новому шеф-дизайнеру АвтоВАЗа Стиву Маттину. Однако в 2014 году АвтоВАЗ представляет Xray concept 2. Многие кинулись тогда писать, что нас обманули, мол "царь то ненастоящий". Действительно, сходство было минимальным и ограничивалось современной иксообразной концепцией. Однако второй концепт был более приближен к серийному автомобилю, да никто и не обещал изначально, что XRAY образца 2012 года пойдёт в серию. Однако осадочек остался, да и стоило ли оставлять прежнее название - большой вопрос.

И вот в конце 2015 года в продажу поступает серийный XRAY ещё больше потерявший выставочный лоск, впрочем как всегда бывает с серийными автомобилями.

Перелицованный Сандеро или оригинальный продукт?

Как и любое корпоративное изделие в современном глобальном мире Xray не избежал участи унификации и заимствований. Товар, как известно ещё из Капитала К. Маркса, это основа капитализма, а на первое место в условиях капитализма поставлена нажива. Именно при капитализме возникло такое понятие как издержки производства, и именно с целью сокращения данных издержек, одним из способов которого является унификация, Xray в своей основе получил глобальную платформу Альянса - B0. Причём Alliance Rostec Auto B.V. ничего нового не изобретал, по такому пути идут абсолютно все Автогиганты. Странно было бы слышать что, например, Volkswagen Teramont, это перелицованный Golf, а ведь и тот и другой построены на платформе MQB. Да, конечно сравнение несколько некорректное, но ведь это факт, платформа у этих автомобилей одна и та же.

Cравнительная таблица (www.quto.ru)
Cравнительная таблица (www.quto.ru)

Xray длиннее Sandero почти на 10 см, шире на 31 мм, колесная база так же, хоть незначительно, но отличается. Интересно сравнение колей передних и задних колёс, с задней частью подвески Xray потрудились более основательно. Да и вообще ходовая Xray переработана достаточно изрядно. Да, это всё та же B0, однако помимо оригинальных пружин и амортизаторов на Xray установили оригинальную, усиленную упругую балку задней подвески, имеющую к тому же характерный изгиб в угоду большей проходимости. Внешне отличия данных автомобилей так же резко бросаются в глаза. Xray действительно смотрится более гармонично, чего только стоит присутствие третьего окошка в задней стойке, и если Sandero "лепили" из Логана, послужившего донором, путём "отрезания багажника", то Xray задумывался таким, каким он и явился на свет.

LADA Xray vs Renault Sandero Stepway  (www.auto.mail.ru)
LADA Xray vs Renault Sandero Stepway (www.auto.mail.ru)

Xray изначально лишили бюджетных решений характерных для Sandero, как, например, установка нормальных дверных ручек под естественный хват, которые, к слову, на "логаноподобных" должны появиться лишь в новом поколении, проходящем на данный момент испытания, или как опасность удариться об острый верхний угол задней двери Sandero, в Xray все эти противоречия устранили на стадии проектирования. В Xray ни одна кузовная деталь не подходит от Sandero, он имеет оригинальный салон, переднюю торпедо и карты дверей, не считая конечно унификацию альянсом всевозможных кнопочек, клавиш и переключателей. В нём установлены оригинальные сиденья переднего и заднего ряда. Организация багажника так же выполнена гораздо качественней, как и сам багажник имеет больший полезный объём. Более того на Xray, а мы сейчас говорим именно про Xray, про Xray cross чуть позже, устанавливаются абсолютно другие двигатели и коробки передач.

Назвать Xray перелицованным Sandero не получается по объективным причинам.

Приподнятый хэтчбек или всё таки кроссовер?

Действительно Xray лишён таких характерных внедорожных атрибутов, как полный привод, пластиковый обвес по кругу, рейлинги на крыше. Так имеет ли право АвтоВАЗ называть Xray кроссовером?

История создания кроссоверов идёт из Северной Америки, где автомобилю построенному на легковой платформе с несущим кузовом приподнимали подвеску, добавляли характерные атрибуты, такие как внешняя схожесть с внедорожниками, высокая посадка и т.д. Причем наличие полного привода для кроссоверов или Crossover Utility Vehicle, а в простонародье CUV, вовсе не обязательно. Достаточно в этом контексте вспомнить целое семейство переднеприводных кроссоверов от Peugeot/Citroen, или китайских и корейских автопроизводителей. По статистике подавляющее число кроссоверов, даже имеющих в своём арсенале полный привод, всё равно покупаются в моноприводном исполнении. И здесь мы подходим к самому интересному, удивительно, но двойные стандарты широко распространенное явление не только в политике, но и в бизнесе. Чего только стоят заголовки статей всем известных популярных изданий, когда журналисты называют, к примеру, китайский моноприводный автомобиль - кроссовером, а Xray - приподнятым хэтчбеком. В развернутых дискуссиях некоторые из них ссылались на несколько заниженную линию крыши Xray, однако тенденции современного автомобилестроения таковы, что абсолютно все кроссоверы с каждым новым поколением теряют в высоте кузова в угоду меньшему лобовому сопротивлению и большей экономичности, и Xray по данному параметру далеко не аутсайдер. Аргумент в отсутствии пластикового обвеса обнулился сам собой после появления версии Xray cross, однако ни один из журналистов себя не поправил.

LADA Xray cross (www.lada.ru)
LADA Xray cross (www.lada.ru)

Так мог ли АвтоВаз изначально позиционировать Xray как кроссовер? Безусловно да. Ведь никто не порицает Kia за то, что они поместили моноприводный Soul на своём официальном сайте в раздел "Кроссоверы и внедорожники". И почему АвтоВаз должен поступать иначе?

Ответ на вопрос, Xray приподнятый хэтчбек или кроссовер, и сложен и прост одновременно, дело всего лишь в позиционировании и принятии этого позиционирования потребителем. Однако двойные стандарты в журналистской блогосфере, возможно с подачи конкурентов и, кстати, из-за просчётов самих маркетологов АвтоВАЗа, навязывают определённую точку зрения, где имеет место и замалчивание и передёргивание каких либо фактов. Xray безусловно можно называть кроссовером, в современном понимании, по крайней мере, это будет честно по отношению к остальными моноприводным автомобилям предлагающимся на нашем рынке как кроссоверы, особенно после появления Xray в версии cross.

Провальный маркетинг АвтоВАЗа или правильное решение занять недостающую нишу?

Спешка с которой выводили Xray на рынок очевидна, чего только стоит отсутствие изначально так необходимой при внедорожном использовании, кнопки отключения ESP и её внедрение спустя полгода. Или выход на рынок Xray с агрегатами от альянса, с последующей адаптацией под двигатели и коробки от АвтоВАЗа. Ещё более удивителен тот факт, что Xray при позиционировании как кроссовер, изначально лишили таких внедорожных родовых черт, как неокрашенных бамперов, декоративных накладок на колесные арки из неокрашенного пластика, пластиковых накладок на пороги, рейлингов. Дело ведь не столь затратное, как в техническом, технологическом плане, так и ценовом. Возможно, что именно это явилось главным просчётом маркетологов, они отнеслись к Xray как к Sandero, который так же как и Xray появившись на свет, позднее обзавёлся версией Stepway, получив увеличенный дорожный просвет, внедорожный, пластиковый обвес и рейлинги. Однако в отличии от Sandero, Xray изначально проектировали совсем другим, а именно как городской паркетник, он уже в базе имеет более чем кроссоверный дорожный просвет в 195 мм. Зачем было лес городить, тем самым играя на руку тем, кто называл Xray приподнятым хэтчбеком? Да, есть кроссоверы на рынке без пластиковых накладок на порогах и колесных арках, без рейлингов на крыше. Однако Ваз не был бы ВАЗом, он позднее всё же выпустил на рынок версию Xray в версии cross. Как так, кроссовер и ещё с приставкой cross? Тавтология какая то. Конечно у других производителей так же есть более внедорожные версии кроссоверов, но более внедорожную версию кроссовера дополнительно называть cross, так же как и приподнятые версии остальной заводской линейки, вроде Vesta SW cross, решение странное.

LADA Xray cross
LADA Xray cross

С Xray cross АвтоВАЗ действительно провёл огромную работу над ошибками. Автомобиль получил все недостающие для кроссовера внедорожные атрибуты. За счёт пластиковых обвесов, увеличенного клиренса до 215 мм и установки колёс 17-го радиуса, он значительно прибавил в габаритах. Более того, он получил селектор для выбора режимов движения Ride Select, задние дисковые тормоза, полностью переделанную переднюю подвеску а-ля Vesta. Появилась регулировка руля по вылету, в салоне появились новые передние сиденья. Спинка сиденья переднего пассажира складывается вперёд, что вообще уникально для этого класса на нашем рынке, и это оценят владельцы при перевозке негабаритного груза. Место для ног задних пассажиров получило ощутимую прибавку за счёт изменения угла наклона сидушки заднего дивана и новой формовки задней части передних сидений имеющих характерную выемку для коленей.

LADA Ride Select (www.lada.ru)
LADA Ride Select (www.lada.ru)

То, что такой автомобиль был необходим в линейке завода, это безусловно, но то, в каком виде он выводился на рынок и то, как отработал маркетинговый отдел, порождает множество вопросов. Да, Xray регулярно попадает в топ 25 продаж автомобилей в России, но и звёзд с неба не хватает, причем продажи его постепенно падают. Виной тому и завышенный ценник и его невнятное позиционирование производителем. И потребителя понять можно, действительно, если Xray всего лишь хэтчбек, хоть и приподнятый, то зачем переплачивать, когда есть более просторная Vesta. Однако такое сравнение не подходит к кроссоверу. Xray cross объективно более проходимый автомобиль, он имеет большие, чем у Vesta углы въезда и съезда, большую геометрическую проходимость за счёт меньшей колесной базы и большего дорожного просвета. Поэтому надбавка за кроссовер вполне оправдана, ведь кроссоверы всегда дороже.

За выходом рестайлинговой Vesta грядёт рестайлинг Xray, несмотря на упорные слухи о сворачивании его производства, и самым правильным решением для Авто ВАЗа было бы определиться, что же он продает - высокий хэтчбек или городской кроссовер. Если кроссовер, то необходимо вообще убирать обычную версию Xray с рынка, ведь Xray - это кроссовер, всё что ему не доставало прежде и даже более, появилось на Xray cross. Осталось поиграть с комплектациями, добавить Xray cross вазовский мотор 1.6, вернуть в шоу-румы компании тех потенциальных клиентов, которые не помещались на заднем ряду, не могли нормально устроиться спереди из-за отсутствия регулировки руля по вылету, и разочаровались в первоначальной версии Xray, ведь Xray cross стал просторней сзади и удобней спереди.

И да, убрать приставку "cross", ведь другим кроссоверам В класса, покупаемым в огромных количествах в переднеприводном исполнении, Xray всё же остаётся более доступной альтернативой.